Презентация опыта инновационной деятельности педагога высшей квалификационной категории Зверевой Елены Геннадьевны
статья (старшая группа) на тему

Актуальность проблемы  формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края  определило тему  педагогической           позиции Елены Геннадьевны в воспитательно – образовательном процессе «Ознакомление с родным краем как средство гражданско-патриотического воспитания  старших дошкольников». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_innovatsionnoy_deyatelnosti.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта инновационной деятельности педагога высшей квалификационной категории Зверевой Елены Геннадьевны

    Зверева Елена Геннадьевна работает в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №125» с 27 октября 2003 года.

Елена Геннадьевна компетентна  в вопросах педагогики и психологии воспитания детей. Это творческий педагог с активной жизненной позицией.

Уравновешенность, умение находить общий язык с педагогами, детьми  и родителями воспитанников позволили Елене Геннадьевне создать комфортный психологический климат в группе, успешно развивать педагогическое сотрудничество внутри коллектива, взаимодействовать с родителями воспитанников в атмосфере доверия и сотрудничества.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально-культурных особенностей своей социальной среды. Данное направление является актуальным на любом возрастном этапе развития детей.

Актуальность проблемы  формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края  определило тему  педагогической          позиции Елены Геннадьевны в воспитательно – образовательном процессе «Ознакомление с родным краем как средство гражданско-патриотического воспитания  старших дошкольников».

Цель педагогической работы  Елены Геннадьевны - зажечь искорки любви к Оренбургскому краю,  родному городу, его истории и культуре, родной природе.

Для достижения данной цели я определила следующие задачи:

Образовательные:

-обогатить знания детей о родном крае, городе.

-учить свободно ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности

Развивающие:

-развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране, людям

-развивать бережное отношение к природе, культуре, достопримечательностям.

Воспитательные:  

-формировать любовь к родному краю, городу и интерес к прошлому и настоящему Оренбургского края.

-воспитывать толерантность к людям других национальностей, проживающих в нашей области

Разработанная мною программа «Наш край любимый - Оренбуржье» позволило внедрить в работу различные формы и методы работы с детьми.

Реализация национально-регионального компонента планомерно реализуется не только в образовательном процессе, но и в  ходе совместной и  самостоятельной деятельности детей,  в режимных моментах и развлечений. В своей работе Елена Геннадьевна  знакомит воспитанников с художественным словом о родном крае, включаю в сценарии развлечений национальные игры. Такие праздники создают атмосферу теплоты,  способствуют развитию интереса к истории своей страны, к истории Оренбуржья, способствуют становлению дружеских отношений к многонациональной культуре родного края, обычаям и традициям Южного Урала.

Правильно  организованная развивающая предметно-пространственная  среда, содержание которой зависит от возраста детей, несет большое воспитательное и образовательное значение. Дети в ненавязчивой игровой форме познают, изучают, наблюдают и постигают особенности культуры народов Оренбуржья. В группе оформляются уголки гражданско-патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родной семье, крае, городе, стране.

Содержание программы разбито на модули, изучая которые дети получают разностороннее представление о своем родном крае. Помимо изучения теоретического материала программа предусматривает посещение музеев, производств.

Первый модуль знакомит детей  с особенностями и многообразием родного Оренбуржья: климатом, животными, растениями  оренбургских степей, полезными ископаемыми, добываемыми в нашем крае.

В теоретической части изучения этого модуля дети просмотрели презентации  по теме: презентация «Степи Оренбуржья», презентация «Животные Оренбургских степей», видеофильм «Природа моего края».

Практическая часть состояла из экскурсии в  Оренбургский историко-краеведческий музей – один из старейших музеев России, а также в эколого-биологический центр. Знания, полученные детьми в эколого-биологическом центре, нашли продолжение  в походах в  природу «В гости к дубу».

Презентация «Богатство уральских гор» заочно познакомила детей  с кладовой земли оренбургской: с полезными ископаемыми  нашего края. Тематическая выставка полезных ископаемых  в краеведческом музее закрепила знания.

Итогом работы по ознакомлению  климатом, животными   и растениями  оренбургских степей стало создание Красной книги Оренбургской области, картотеки загадок, пословиц поговорок, стихов и песен, составлен гербарий, где представлены деревья, кустарники, луговые травы, зерновые культуры, выращиваемые в нашем крае.

С помощью родителей собрана коллекция  полезных ископаемых   добываемых  в Оренбургской области: бурный уголь, медный колчедан, железная руда, каменная соль из рудников Соль-илецка , мрамор, яшма, песок, глина, известняк.

Второй модуль знакомил ребят  с неофициальными символами Оренбуржья. В рамках знакомства с народным ремеслом  Оренбуржья  детям даны представления о пуховязальном промысле.

Образовательная деятельность  «В гости к бабушке Веретене» знакомит детей с пуховым платком, его особенностями, образцами орнамента. В группе была организована выставка «Вейся, ниточка пуховая» (представлены носки варежки платки паутинки и другие изделия пуховязального промысла).

Практическая часть реализовалась в продуктивной деятельности – аппликация - «Оренбургский пуховый  платок», коллективная работа Оренбургская паутиночка » в технике граттаж.

Следующим этапом нашей работы стало знакомство с трудом хлебороба. Для детей собран наглядный материал по теме «Как хлеб на стол пришел». Во время непосредственно образовательной деятельности  «Путешествие колоска» дети узнали, как   на Руси собирали пшеницу и пекли хлеб.

 В практической части ребята из соленого теста  лепили хлебобулочные изделия.

Совместно с родителями создан альбом «Хлеб всему голова»: картинки, загадки, стихи, песни, раскраски, сказки.

Подчас наши современные дети не догадываются, какой долгий путь хлеб должен пройти, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям разных профессий, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем замесить и испечь хлеб, поэтому мы  побывали на  хлебокомбинате  и увидели весь процесс изготовления  хлеба.

Третий модуль знакомит детей с людьми, прославившими наш край: А.С Пушкином, И.Далем, С.Т. Аксаковым и др. Детям читали сказки и устраивали просмотры мультфильмов «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и  др , затем прошло  рисование по сказкам.

Познакомили  ребят  с покорителем космоса Ю.А Гагариным- гордостью Оренбурга.

Показан фильм о первом полете человека  в космос.  В преддверии  дня космонавтики мы с ребятами посетили музей  космонавтики и памятник  Гагарину. Практическая часть завершилась продуктивной деятельностью: аппликацией «На космических просторах».

Модуль «Оренбург – моя малая Родина» формирует у детей представления об истории возникновения города, крепости.  С помощью родителей  составлены  альбомы «История Оренбурга», «Улицы родного города», детей познакомили с рассказами  краеведа Анатолия Прусса о историческом прошлом  Оренбурга.

Дети побывали в музее истории города, на обзорной экскурсии по улицам Оренбурга.

Завершая знакомство с историей города, ребята создавали коллаж «Памятники города»

Впечатления о родном городе дети отражали в своих рисунках. Была организована Выставка  «Где мы были мы не скажем, а в рисунках все покажем». Дети конструировали город - крепость из разного строительного материала и конструкторов.

Знакомя детей с героическим прошлым, мы побывали в мемориальном комплексе  «Салют победа», и в народном музее защитников Отечества, а также в музее Оренбургского казачества.

С  официальными символами города (геральдикой) знакомили детей через дидактические  игры : Собери пазл, Найди свой герб и флаг , Найди отличия, Собери картинку, Создай свой герб, «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Разбитая картина», «Подбери пару»

Модуль «Культура  Оренбурга» формирует представления о культурном отдыхе горожан  и гостей города.  Во время похода в театр музыкальной комедии  дети познакомились с театральными профессиями, побывали в гримерках артистов, увидели, как работают гримеры и костюмеры.

Вместе с детьми Зверева Елена Геннадьевна побывала еще в оренбургском государственном  областном театре  кукол и театре кукол «Пьеро». На сказочных представлениях и новогодних утренниках. Затем для ребят детского сада  мы  с Юрьевной  поставили и показали сказку «Муха-цокотуха»

Наше Оренбуржье – край многонациональный. В рамках поликультурного воспитания  педагог старалась знакомить с культурой, традициями  народов Оренбуржья.

В заключение, осуществляя проект ««Мы разные, но мы вместе!»,  детей знакомились с костюмами, блюдами национальной кухни, с  подвижными играми детей. Использование подвижных игрх народов Оренбуржья решало воспитательные задачи, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе, что  позволяет в непринуждённой игровой форме привить детям привычки и умения выстраивать добрососедскиеотношения.

В рамках программы проводилась работа с педагогами: педагогический совет  «Колесо истории».

В рамках преддипломной практики студентов Оренбургского педагогического колледжа было проведено занятие по развитию речи «Поле. Откуда хлеб пришел?»

Таким образом, реализуя национально-региональный компонент в рамках воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, Елена Геннадьевна старается привить к детям любовь к малой Родине, уважение и толерантное отношение к культурам других народов, проживающим не только на территории Оренбуржья, но и всей нашей большой страны. Ведь любовь к Родине, к своей стране начинается с малого.

  Зверева Елена Геннадьевна постоянно стремится к росту профессионального мастерства, обучаясь на курсах повышения квалификации, активно участвует в вебинарах, в муниципальных, региональных, федеральных конкурсах в очной и заочной форме.

  Требовательная, тактичная, любящая свое дело, Елена Геннадьевна пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, воспитаннкиов и их родителей.

За свою активную педагогическую деятельность и успехи Елена Геннадьевна награждена грамотами и благодарностями институционального уровня, в 2007 г. Награждена Почетная грамотой ОО АЮ, в 2013 г  - Почетной грамотой ОГИБДД УМВД РФ г.Оренбурга за I место в конкурсе по ПДД «Автогородок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Техника нетрадиционного рисования - "метод тычка" - "Снегири на ветках". Автор-составитель педагог 1й квалификационной категории Шкилева Елена Валерьевна

Непосредственно образовательная деятельность "Снегири на ветках" соответствует проведению тематической  недели "Наши пернатые друзья". Данный вид деятельности формирует  у детей обобщённое представлен...

конспекты образовательной деятельности в средней группе по тематической неделе "Здравствуй, Зимушка-Зима!". Педагог 1 квалификационной категории Шкилева Елена Валерьевна

Конспекты включают в себя такую образовательную деятельность как познавательно-исследовательскую, продуктивную....

Консультация для педагогов «Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания». Воспитатель высшей квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Ребенок - это, прежде всего эстет:Он реагирует на внешность,На видимость, на очертания и формы.И. Бродский Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, по...

Тема: «В гости к Ветру» Воспитатель: Варава Оксана Александровна Образование высшее. Специалист высшей квалификационной категории. Театрализованная деятельность.

способствовать созданию бодрой, радостной атмосферы общения детей с игровыми персонажами, вызвать желание совместно решать проблемную ситуацию; стимулировать положительные эмоциональные переживания от...

Оценка результатов педагогической деятельности в межаттестационный период в целях установления ПЕРВОЙ и ВЫСШЕЙ квалификационных категорий по должности «Воспитатель», «Социальный педагог»

Оценка результатов педагогической деятельности в межаттестационный период  в целях  установления  ПЕРВОЙ и ВЫСШЕЙ квалификационных категорий по должности «Воспитатель», &laq...

Краткосрочный проект Первая младшая группа «День здоровья» Авторы- составители: Бушмакина Е.Н. воспитатель высшей квалификационной категории Юдина А.Г. воспитатель высшей квалификационной категории

Проблема проекта. Уделять особое внимание воспитателям и родителям формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни...

Мастер класс по формированию основ финансовой грамотности дошкольников Игра Брейн Ринг «Юные Финансисты» Подготовила педагог высшей квалификационной категории Павлова И.М.

Мастер класс  по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.  Игра Брейн Ринг  «Юные Финансисты».  Подготовила педагог высшей  квалификационной к...