Рабочая программа по кружковой деятельности Дорога в сказку
рабочая программа (старшая группа) на тему

Рудь Валерия Викторовна

 

Программа  кружка «Дорога  в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особеннос-  ти творческого мышления и воображения. А так же направлена на снятие эмоционального напря- жения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоций и развитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhkovaya_rabochaya_programma_-rud_2015_k_proverke_2.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34» общеразвивающего вида

г.Славгорода Алтайского края

Принято

УТВЕРЖДАЮ:

педагогическим советом

Протокол от 01 сентября 2014 № 01

Заведующий  

 МБДОУ «Детский сад № 34»

______________ В.В.Рудь

«01» сентября 2014г

для детей  группы общеразвивающей направленности 5-6 лет

на 2014-2015 учебный год

 

          Составители:

                                                                               Оглезнева Галина Григорьевна

                                                                      Рудь Валерия Викторовна

Г.Славгород, 2014

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 34»

                                                       ______________ В.В.Рудь

                                                       01.09.2014г

                 

п/п

Фамилия имя ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Среда первая половина дня  10.25- 10.50

Пояснительная записка.

         

            «Основная задача взрослых –

             Открыть в ребёнке талант читателя»

                                                                                                                                                  С.Я.Маршак.

«Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело».

                                              В.Г.Белинский.

          Программа кружковой работы «Дорога в сказку»  составлена с учетом ФГОС., построена по тематическому плану, что позволяет более эффективно и комплексно проводить обучающие ситуации.

            Программа  кружка «Дорога  в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особеннос-  ти творческого мышления и воображения. А так же направлена на снятие эмоционального напря- жения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоций и развитие коммуникативных навыков.

    Программа включает в себя пальчиковые игры, сказки и творческую деятельность в зависимости от темы занятия. Данная программа позволяет дать новую жизнь хорошо известной детской сказке. Сказка взята за основу программы не случайно. Работа со сказкой позволяет ребенку на эмоциональном и вербальном уровне осознать такие понятия, как «хорошо» и «плохо», а так же по-другому взглянуть на окружающий мир.

      Творческие задания по сказке позволяют активизировать детскую креативность. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

           В дошкольном образовании одним из ведущих мест уделяется коммуникации (развитию речи), поскольку становление речи у ребенка происходит как раз таки в этот период. Все дети раз

ные и у какого-то речевое развитие соответствует возрастным рамкам, а у кого-то немного отстает в связи с  какими-то причинами, поэтому необходима дополнительная помощь в развитии речи у дошкольников.    Поэтому хорошим дополнением к основному образованию подойдет метод сказкотерапии.

     Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружаю- щим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева.

Актуальность

В наше время существуют следующие актуальные проблемы:

  1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты.

 

2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.

          3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.

          4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.    

       

       Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

      Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказки - это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки дают возможность ребёнку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

     

      Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя. Но и помочь ребенку понять мотивы этих поступков. Научить оценивать поведение персонажей и собственное. Обсуждая сюжет сказки, ребенок знакомится с нравственными нормами, учится строить отношения с другими детьми. На сюжетных народных сказках ребенок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познаёт окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь. Сказки помогут предупредить у ребенка проявление чёрствости, жестокости, недоброжелательности.

    Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Представленная программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

        Метод сказкотерапии действительно актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями.

    Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка, как личности в связи с этим разработана программа « Дорога в сказку», в которой используются различные методики. Работа проводится с детьми старшей группы.

Цель данной рабочей программы:

повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок, творческая (креативная) организация кружковой деятельности

Задачи:

Образовательно-развивающие:

Учить детей:

  • выделять и называть характерные признаки персонажей;
  • эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании
  • находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях
  • интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

выделять и называть характерные признаки персонажей

  • способствовать развитию  творческих процессов памяти, внимания, логического мышления, воображения, эстетического восприятия, фантазии
  • мотивировать детей к самостоятельному сочинению и пересказываю сказок, драматизации

Оздоровительные

  • Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение тревожности, импульсивности, агрессии у детей;
  • Повышение самооценки

Воспитательные:

  •  обучение конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам), навыков общения со сверстниками;
  • воспитывать инновационную выразительность речи, интерес и любовь к сказкам, положительные качества

Принципы

  •  Принцип дифференциации.
  • Принцип гумманизации.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  •  Принцип развивающего образования.
  • Принцип практической применимости.
  • Принцип гендерного воспитания.

    Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  • «Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках сказок  и самостоятельной театрализованной деятельности.
  • «Изодеятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету сказки. Рисуют разными материалами по сказки  или её персонажей.
  • «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией разных народов, что послужит материалом входящим в театрализованные игры.
  • «Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередной сказки. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
  • «Развитие речи» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция

В кружковой работе могут быть использованы следующие формы

        Формы

Направление работы

Приемы

Сказкотерапия

  • работа с содержанием  сказки

  • Разыгрывание сюжета

Заучивание текста сказки

Обыгрывание ситуации

  • Предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

ТРИЗ

  • рисование
  • задания на фланелеграфе

Пересказ сказки по рисункам

Представление сюжета

Моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

«намеренная ошибка»;

Инсценированные

  • «Би-ба-бо»
  • настольный театр
  • теневой театр
  • пальчиковый театр
  • обыгрывание сюжета сказки

Разыгрывание сюжета с помощью пальчиковых игрушек;

Изучение сказки посредством игрушки;

Проигрывание сказки с помощью теней;

Использование костюмов героев для инсценирования сюжета

Выполнение действий по указанию детей;

      Обучение по программе «Дорога в сказку», создает необходимое  гармоничное всестороннее развитие детей. Учит их вступать в контакт со сверстниками, не бояться выражать свои эмоции и желания. Способствует развитию монологической и диалогической речи.

        

Реализация работы по программе:

 Программа реализуется через кружковую работу. Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании внутреннего убранства  уголка сказки, который оснащен необходимым оборудованием и материалами , создали костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, они  доступны детям и радуют  их своим внешним видом   Совместно с родителями, проводятся театрализованные представления, праздники, кукольные театры.

Преемственность в работе с родителями

Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к сказке в семье.

Задачи:

- обсуждать с ребёнком перед чтением или просмотра сказки особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после драматизации  – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения .

- использовать  в семье элементы сказкотерапии

- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов , сказок в домашних условиях.

- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

Срок реализации кружка с  сентября по май

Способы организации:

Обучающие ситуации  проводится фронтально,1 раз в неделю, длительность встречи 25 минут. Программа включает 22  обучающих  ситуации.

Форма проведения  кружка - обучающие ситуации с элементами  театрализации 

Средства реализации:  Обучающая ситуация  строится по определенной схеме и  состоит из нескольких частей.

  • Ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры.
  •  Демонстрация сказки (настольный кукольный театр или презентация).
  • Творческая деятельность по сказке (с музыкальным сопровождением – пассивная музыкотерапия; звуки природы, диск музыкального сопровождения)

  • Ритуал прощания (звонок в колокольчик, прощание с использованием игрушки-куклы).
  • При проведении занятий возможны различные творческие варианты, предоставляется    

            право корректировать занятия

Ожидаемые результаты:  

Дети должны научиться

  • выделять и называть характерные признаки персонажей;
  • эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании
  • находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях
  • интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

выделять и называть характерные признаки персонажей

  • самостоятельному сочинению и пересказываю сказок
  • конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам), навыкам общения со сверстниками;
  • разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)
  • чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,

Дети должны знать:

  •  некоторые виды театров,
  • некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки.

Дети должны иметь представление:

  •  о театре, театральной культуре.
  •  роли артистов, кукол.
  •  о правилах поведения в театре.

Материально – техническое обеспечение

  • Музыкальный зал
  • Звуковая аппаратура, микрофоны
  • Музыкальный центр
  • А/записи
  • Декорации
  • Театральные костюмы
  • Маски
  • Перчаточные куклы
  • Конусные куклы
  • Мягкие игрушки
  • Книги со сказками
  • Ширма
  • Фотографии, картинки, иллюстрации.
  • мультимедиа
  • ноутбук

 

Делопроизводство

  • Списки детей, утвержденные заведующим Учреждения.
  • Табель посещаемости воспитанников.
  • Заявление от родителей.
  • Результаты диагностики за время ведения кружка.
  • Результаты мониторинга ( бумажном носителях)
  • Тематический план
  • Примерные парциальные программы
  • Отчет о проделанной работе

Опрос

от    «_____»__________ 20___г.

Уважаемый (ая) _____________________________________________________________________

     С целью выявления социального заказа на предоставление дополнительных образовательных услуг в МБДОУ «Детский сад № 34» общеразвивающего вида г.Славгорода Алтайского края  в старшей группы «А», просим Вас выразить своё согласие (не согласие).

Направление

Дополнительная образовательная  услуга

Согласен

Не согласен

Художественно-эстетическое

Кружковая работа «Дорога в сказку»

Дата «____________________» 20____г.                                               Роспись ______________

Тематический  план

Сентябрь

Вводное

1 неделя

Организация, подготовка условий.

2 неделя

Первое посещение кружка

Дать детям представление о театре, расширить знания об этом древнем

искусстве.

Вовлечь детей в увлекательный мир театра.

В работе использовать наглядное пособие (фото, слайды, рисунки).

Познакомить с различными видами театров, имеющихся в группе

3 неделя

«Введение в искусство»

Театральные профессии.

Загадки.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в театр».

4 неделя

«Скажи по-разному»

Игры с пальчиками «Дружная семья», «Дружные дети».

Разучить потешку «Вороны».

Этюды с куклами бибабо, «У медведя во бору» (Русская народная песня).

Игра «Скажи по-разному» (проговаривание диалога с различными интонациями).

           Ребёнок: Мёд в лесу медведь нашел.

           Медведь: Мало мёду много пчёл.

Октябрь

1 неделя

Слушаем сказку, отвечаем на вопросы

2 неделя

Рассказываем сказку и раскрашиваем сюжетную картинку

3 неделя

Работа с фланелеграфом

4 неделя

Составление рассказа по мнемотаблицам

НОЯБРЬ

Украинская сказка «Колосок»

4 неделя

Слушаем сказку, отвечаем на вопросы

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Рассказываем сказку и раскрашиваем сюжетную картинку

2 неделя

Работа с фланелеграфом

3 неделя

Составление рассказа по мнемотаблицам

4неделя

Заключительное занятие по сказке, с помощью театра «БИБАБО»

ЯНВАРЬ

Бурятская сказка «Сорока- воровка»

3 неделя

Слушаем сказку, отвечаем на вопросы

4 неделя

Отгадываем загадки про птиц

Раскрашивание контурных изображений

ФЕВРАЛЬ

1неделя

Обыгрывание ситуации с помощью пальчикового театр

2 неделя

Групповой пересказ сказки

3 неделя

Работа с фланелеграфом

4 неделя

Заключительное занятие по сказке, с помощью сказочной  терапии

МАРТ

Русская сказка «Теремок»

Якутская сказка «Непослушный медвежонок»

1неделя

Слушаем сказку, отвечаем на вопросы

2 неделя

Настольный театр

3 неделя

Рисование главных героев

4 неделя

Отгадываем загадки про главных героев

АПРЕЛЬ

1неделя

Пересказ сказки по ролям

МАЙ

2 неделя

Заключительное занятие по сказке, с помощью кукольного театра

3 неделя

Слушаем сказку, отвечаем на вопросы

4 неделя

Раскрашивание контурного изображения медведя

1неделя

Обыгрывание сюжета, с помощью сказочной терапии

2 неделя

Групповой пересказ сказки

3 неделя

Заключительное занятие по сказке, с помощью теневого театра

Список литературы:

Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.

Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.

Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.

Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"

Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков....

Рабочая программа дополнительной (кружковой) образовательной работы «Тестопластика» с детьми (4-5 лет) средней группы МБДОУ детского сада «Сказка» г. Иркутска

Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организует увлекательный и сод...

Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Мы играем в сказку» для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки. 2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешк...

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...