Статья "Музыкальное воспитание детей с нарушением зрения как часть системы коррекционно-воспитательной работы"
статья на тему

Захарова Людмила Евгеньевна

Опыт работы музыкального руководителя с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzykalnoe_vospitanie.docx18.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБДОУ

 детский сад № 82

 компенсирующего вида

Невского района

Захарова Л.Е.

музыкальный руководитель

Статья

«Музыкальное воспитание детей с нарушением зрения как часть системы коррекционно-воспитательной работы»

Всем известно благотворное влияние музыки на развитие личности. Музыкальное развитие способно ускорять и тормозить психическую активность детей, в том числе и с нарушением зрения. Это важное свойство используется при подборе музыкальных произведений с учетом личностных особенностей ребенка. Само предназначение дошкольного возраста заключается не только в овладении знаниями, сколько в становлении свойств его личности, эмоциональной и нравственной сферы.

В своем репертуаре мы используем лучшие образцы классической и народной музыки, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. В нашем детском саду есть все для музыкального развития ребенка с нарушением зрения, особое внимание уделяется повышению эмоционального фона и формированию положительных эмоций, а так же преодолению вторичных отклонений в развитии детей с помощью различных музыкальных средств. Таких как: слушание музыки (которое способствует расширению кругозора), музыкально-ритмические движения и танцы, которые способствуют эмоциональному и психофизическому развитию наших воспитанников. В процессе танцев совершенствуется моторика, координация движений.

На занятиях обязательно учитывается  специфика и зрительные возможности  детей, для помощи им в ориентировке в пределах музыкального зала, и преодоления боязни большого пространства в разных, новых ситуациях и условиях. Для этого мы используем различные ориентиры: вертикальные (для детей с расходящимся косоглазием) или горизонтальные (для детей со сходящимся косоглазием), а так же изображения в разной модальности. Декорации помогают детям перенестись в новые условия, и способствуют перевоплощениям. Для улучшения качества движений и прослеживающей функции глаза мы используем различные игровые атрибуты: ленты, флажки, платочки.

Здоровье сберегающие технологии, такие как: ритмопластика, лого ритмика, дыхание БОС, способствуют благотворному воздействию на ребенка и стабилизации эмоционального фона детей.

Особая роль для детей с нарушением зрения отводится играм, как народным, так и подвижным, которые вызывают желание детей взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Включаться в исполнение коротких потешек, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. При этом развиваются слуховое внимание, память, речь, желание проявлять свои индивидуальные способности.

Для развития чувства ритма, что особенно важно для детей со зрительной патологией, мы используем различные музыкальные инструменты: деревянные ложки, погремушки, маракасы, колокольчики, металлофоны, барабаны, трещотки, свистульки.  

Очень интересная находка: цветовой оркестр. Дирижер (музыкальный руководитель) под музыкальный аккомпанемент показывает детям платок определенного цвета, а музыканты (дети) играют на своем музыкальном инструменте, в соответствии с цветом платка.

Большую помощь в проведении музыкальных занятий, досугов, праздников оказывает и современная мультимедийная  техника, которая вызывает дополнительный интерес у детей и дает возможность сосредоточиться на определенном моменте.

В нашем детском саду мы стараемся максимально использовать все современные  технологии и возможности для всестороннего развития ребенка с нарушением зрения, чтобы он чувствовал себя полноценным членом общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ

В статье обобщен опыт работы  педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»  по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитыв...

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) созданы впервые и предназначены для заведую...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание  является  одним из основных направлений в развитии дошкольников, с помощью которого у детей формируются не только основные двигательные навыки и физические качес...

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"

В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны  рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...

«Место динамометрии и логоритмики в системе работы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения »

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и работа педагога с дошкольниками со зрительной патологией. В результате педагогу коррекционного учреждения для построения процесса физического вос...

«Работа с родителями в вопросах физического воспитания детей с нарушением зрения»

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическоевоспитание направлено на преодоление недостатков физического развитиядетей с нарушением зрения, которое отрицательно влияет на овладение...

Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения.

Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с особыми возможностями здоровья. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движени...