Методические рекомендации по созданию предметного пространства способствующего приобщению к истокам народной культуры
консультация на тему

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. 
        Основной  задачей педагогов   является   введение детей в   особый   самобытный    мир,   который предполагает создание  соответствующей предметно пространственной  развивающей среды, в сборе подлинных старинных вещей и их копий.  Для более полного  воссоздания  обстановки и быта русской избы,  рекомендуется  организовать помощь со стороны  родителей и  друзей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx48.36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

Методические рекомендации по созданию предметного пространства способствующего приобщению к истокам народной культуры

                                                                                           Подготовила воспитатель

Колесниченко Е.Ю.

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа, как исторической личности.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.

забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание            старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. 
        Основной  задачей педагогов   является   введение детей в   особый   самобытный    мир,   который предполагает создание  соответствующей предметно пространственной  развивающей среды, в сборе подлинных старинных вещей и их копий.  Для более полного  воссоздания  обстановки и быта русской избы,  рекомендуется  организовать помощь со стороны  родителей и  друзей.
Для   понимания традиций, обычаев русского народа, истории  народной культуры, для проникновения  чувством понимания ее древности и величия предлагаем  выбрать следующие приоритеты:
               1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие   в  нем  чувство   красоты,  любознательность,  должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
               2.Широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте,   правде,   храбрости,   трудолюбии,   верности.   Знакомя   детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщать  их к общечеловеческим нравственным ценностям. 
              3.Большое   место   в   приобщении   детей   к   народной   культуре
должны  занимать  народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением  птиц,  насекомых,  растений.   Причем  эти   наблюдения  непосредственно  связаны  с  трудом  и  различными  сторонами  общественной жизни человека,  во всей их целостности и многообразии.
             4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.   Она,   пленяя   душу   гармонией   и   ритмом,   способна   увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах, может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений народного изобразительного искусства. Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приёмам. Зарождаясь в художественных ремёслах, оно поднимается на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Мстеры, составляющих наше народное богатство. Богатство это заключено и  в хохломской,  жестовской  росписи,  мастерстве вологодских кружевниц, в игрушечном мастерстве Дымкова,  Городца и во многом другом.

Детское изобразительное творчество во многом  сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – всё это мы находим в народной игрушке, в орнаменте  резьбы, в вышивке. И всё это близко и доступно детям.

 Для того чтобы творчески развивать предлагаемые варианты приоритетов, помимо описания организационных и методических приемов педагогической работы, тематического плана и конспектов занятий, предлагаем следующие материалы:
1.   Для  повышения уровня личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста,  рекомендуем использовать сведения из разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.  Для знакомства с данными материалами (о русских праздниках и традициях, об особенностях жилища, одежды и кухни, о декоративно-прикладных промыслах и т.д.) целесообразно использовать: сказки, былины и литературные произведения, предложенные для  использования  на  занятиях, в  детском  саду.  
2.   Для приобщения детей к истокам русской народной культуры  рекомендуем в избе  читать  сказки;  знакомить  с русскими пословицами, поговорками, песнями и хороводами; проводить  занятия по народной декоративной росписи и т.д. В  русской избе, разместить  предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти, сохранившиеся старинные бытовые предметы. 
3.   Для знакомства с  русскими народными обычаями и традиционными  обрядовыми праздниками, с народной игрой, играми на русских народных инструментах,  очень полезно  знакомить с  календарным  детским  фольклором,  осуществлять знания о встречах и прощаниях времен года, например: «Весна-весна, поди  сюда!». 
4.Для создания интерьера избы, мы предлагаем побеседовать со  старыми людьми, изучить музейные материалы, книги о культуре и быте русского народа и подобрать предметы, соответствующие  старине, для 
воспитания  у ребенка    чувства   красоты,  любознательность и патриотизма. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
В избе должна быть сооружена печь, сделаны деревянные лавки и столы, табурет,  люлька, прялка,  постелены самотканые половики. Для окон  сшиты занавески и украшены вышивкой в народном стиле. Предметы кухонной  утвари:  чугунок, горшок, лукошко, решето, самовар, деревянные ложки, разного размера плошки, миски деревянные, кадка, кувшин, расшитые полотенца, ткацкий станок, веретено,  челнок,  мялка, коромысло, бочонок, ведра, ухват, кочерга, сундук,  русский  народный костюм (сарафан, лапти, рубашка, платки, кокошники и т.д.).
   Предлагаем все занятия по ознакомлению с народным творчеством  проводить в «избе».  Знакомить с образцами городецкой, хохломской, дымковской, жостовской  росписью, народной  игрушкой, разными видами  народной вышивки. Здесь же  знакомить  с разнообразием народного искусства, учить навыкам  и умениям: расписывать игрушки по типу дымковской, лепить посуду, украшать  ее орнаментом. Работами детей оформлять  помещения детского сада.
В  «избе» отмечать  именины. На них обязательно приглашать  родителей  именинников. На столе — самовар, воздаются почести праздничному караваю. Ребята уже знают, как его резать, кому отдавать «зачин». Обязательно в этот день к малышам приглашать  любимых героев  русских народных сказок, проводить  веселые подвижные игры, пляски и хороводы. Подводить детей  к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол.  Через посещение   избы  и через занятия   давать  детям знания о назначение кухонной утвари, помогать   усваивать правила гостеприимства, которыми славен русский народ, больше предлагать  пословиц  и раскрывать их значение: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».
Для изучения русского фольклора, народного искусства, составить  конспекты  занятий и сценариев обрядовых праздников. 
Для удовлетворения потребности  у ребенка к художественному слову и соблюдения русских народных традиций в повседневной жизни детей всех возрастов, подобрать  потешки,  пестушки, прибаутки,  пословицы, поговорки, загадки, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. 
Изучение календарного детского фольклора осуществлять  через участие ребят в календарных праздниках.
       Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.   Чтобы игра  была интереснее,  и  содержательнее рекомендуем использовать разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки.  Детям доставляет радость:  изображать персонажей сказок; «варить кашу в чугунке»; «печь пироги в печи»; «сидеть за прялкой»; «выковывать гвозди»; выбирать «жениха» или «невесту», да еще сообща «свадьбу» играть! 
Особую  роль в системе работы с детьми  рекомендуем отводить народному искусству. 
Большой интерес вызовут  яркие матрешки. Нужно рассказывать  о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно подводить к осмыслению понятия «народная игрушка». Старших детей – знакомить  с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах; предлагать  ребятам попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрешка,  тогда дети полюбят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.
В  детском саду должно быть  множество игрушек и других предметов, украшенных  народной росписью, что позволит  оформить в избе художественные  выставки. 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ  СРЕДЫ  ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
    
            Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, средством  приобщения его к духовным ценностям. В театральном кружке дети получают опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и со сверстниками в наиболее характерных и важных для дошкольника видах деятельности. Обогатить такой опыт возможно при  условии  создания  в помещении театрального кружка соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. 
           Определяющим моментом при  организации  предметно-пространственной среды помещения театрального кружка должны быть цели, задачи  и способы её реализации. 
Цель: Создать условия для того, чтобы включить ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать  становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества
 Задачи:
1.Оборудовать специальное помещение со сценой и зрительным залом.
2.Создать условия для знакомства детей с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, куклы, игрушки, декорации для различных видов театра). 
3.Сформировать у детей представление о видах театрального искусства:  драматического, кукольного, музыкального и т.д. (Видеомагнитафон, видеокассеты с записями спектаклей, телевизор, игрушки и декорации для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, кукольный и т. д.).
4. Организовать уголок сказки,  для моделирования условий, приближённых к сюжету спектакля - сказки (декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи  природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д.).
5.Создать условия для формирования у детей интереса к театральному искусству (маски, атрибуты, персонажей спектаклей, костюмы) 
6.Создать условия для игры в театр, вводить детей через игру в мир театра и художественных образов (ширмы, иллюстрации, костюмы, маски, грим, парики, макет театра, афиши, программки, билеты)
7. Создать условия для занятий детей над  образами  персонажей спектакля, посредством выразительных средств: интонации, мимики, жестов  (зеркала, грим, парики, костюмы, маски, атрибуты и т.д.). 
8. Организовать «мастерскую» для участия  детей в изготовлении  театральных атрибутов, масок, афиш и т.д.; 
9.оборудовать её необходимыми материалами: красками, кистями, карандашами, бумагой, ножницами, бросовым материалом, тканью, фольгой и
 т. д.
10. Создать условия для уголка уединения (тихого уголка), где ребёнок сможет побыть один, выбрать себе занятие по выбору.
11. Подобрать игрушки, оборудование и материалы, удовлетворяющие полоролевые и возрастные интересы и потребности детей.  

           Содержательной базой образовательного процесса в театральном кружке, должны быть близкие дошкольнику основные виды деятельности. Педагог дополнительного образования принимает участие в этих видах деятельности через партнёрские формы взаимодействия с детьми. Далее дети сами  реализуют их в свободной индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе, в ролевой игре друг с другом.  К основным видам деятельности ребёнка-дошкольника относятся:
-игровая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-познавательно-исследовательская деятельность; 
-чтение художественной литературы.
          Для осуществления образовательного процесса в театральном кружке,  и проведении  занятий  в форме партнерских  взаимоотношений (педагог и дети – вместе),  требуется особая организация рабочего пространства, позволяющая  неформально общаться -  при чтении пьес,  непринуждённо   беседовать    об образах героев в будущем спектакле,  рассказывать об истории и устройстве театра, о нравственных категориях - добре и зле. Во–вторых,  совместно  изготавливать: билеты, маски,   афиши,   к предстоящему спектаклю.  В-третьих,  организовывать  сюжетно-ролевые игры  в театр: с режиссёром и актёрами, гримёром, звукорежиссёром, осветителем и т. д. 
            Для развития личности ребёнка, его индивидуальных знаний и социального опыта, следует учитывать:
•    индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;
•    особенности его эмоционально-личностного развития;
•    интересы, склонности, предпочтения и потребности;
•    любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
•    возрастные и полоролевые особенности
 Для этого в помещении театрального кружка важно оборудовать уголок сказки, и «тихий уголок», где ребёнок может побыть один, например, репетировать какую-либо роль перед зеркалом или посмотреть иллюстрации к спектаклю.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей ребёнка, для обеспечения  права и свободы выбора каждого ребёнка на любимое занятие в рамках театрализованной деятельности, в помещении театрального кружка необходимо иметь в наличии разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, теневой, плоскостной, на фланелеграфе), ориентированные на интересы разных детей.  Создать  условия для персонифицированного общения педагога с каждым ребёнком. Сюжетные материалы кружка необходимо  периодически обновлять. К этому процессу педагог может подключать детей, участников кружка. Дети вносят предложения по поводу окружающей обстановки. Каждое из предложений необходимо внимательно выслушать и обсудить, в первую очередь, с точки зрения того, насколько целесообразны предлагаемые изменения, удобны ли для каждого члена кружкового коллектива. Если предложения принимаются, то дальше ведутся совместные поиски возможностей их реализации. Совместно выясняется, что могут сделать сами дети, что можно сделать с помощью взрослых. 
В  качестве помощников привлечь: родителей, детей из других групп, педагогов и т.д. Кроме того, соблюдаемый принцип активности, самостоятельности и творчества детей, потребует такого расположения предметов в пространстве, при котором дети могут самостоятельно пользоваться ими - доставать, играть, выполнять другие какие-либо действия и убирать на место.
Для развития познавательной активности, любознательности и исследовательского интереса можно  оборудовать в помещении театрального кружка «мастерскую», где предполагаются необходимые условия для поиска, моделирования и  экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций, костюмов и масок к спектаклям.
Раскрытию творческих способностей детей будет способствовать и специальное многофункциональное помещение - театральный зал с  оборудованной сценой (желательно с кулисами), для проведения  репетиций с декорациями, спектаклей  и праздников.
В помещении театрального кружка желательно выделить место для  уголка сказки, поскольку сказка - наиболее любимый детьми-дошкольниками литературный жанр. Язык сказки прост и доступен детям. Сюжет её прозрачен, часто подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. При участии педагога в уголке сказки можно создать обстановку, в которой дети чувствуют себя органично в мире сказочных образов. Для моделирования  сюжета той или иной сказки,  формирования   у детей ощущения своего присутствия в сказке  хорошо использовать   периодически меняющиеся декорации, зависящие от того, над какой пьесой в данное время работают участники кружка. Когда знакомите детей с новой сказкой, способствуете  переживанию за судьбу героев, учите ненавидеть зло, сочувствовать  добру. Важно создать обстановку, когда детям хочется не просто слушать, а самим принимать участие в сказке. Для  развития  воображения и фантазии детей, обогащения их творческого  потенциала, специально моделируете  условия для сказок.
 В уголке сказок при соответствующих декорациях, дети могут знакомиться с новыми сказками-пьесами: «Заяц и ёж», «Как лось друзей искал», «Волк и козлята», «Волшебный шиповник», «Цветик-семицветик. Именно здесь  рекомендуется  осваивать с детьми новую форму работы со сказкой -  изменять сюжет сказки. Эта форма работы со сказкой позволит открыть разные возможности для движения мысли и воображения детей, кроме того, она может изменить заданный в сказке баланс добра и зла, и повлиять на личную нравственную позицию ребёнка. 
            При проектировании помещения театрального кружка необходимо
учитывать особенности  возраста детей. Для старших дошкольников, шестого года жизни должны быть представлены, прежде всего, разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д. Игрушки, материалы и оборудование в театральном кружке должны располагаться с учётом полоролевых особенностей детей, отвечающим интересам мальчиков и девочек. Есть несколько компонентов, которые дают возможность детям приобрести культурное богатство русского народа.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию.

Рассмотрим значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности.

Песня – имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества: она выражает чувства в чистом виде. Ещё одно важное достоинство народной песни – её всеобщность. Известный исследователь фольклора Ф. И. Буслаев писал: « Никто не скажет, когда и кто сочинил такую - то песню. Она вылилась целою массою; каждый, кто её поёт, как будто считает её за собственное сочинение. Нигде не является народ таким единым лицом, как в этих звуках души своей, следовательно, ни в чём этак не высказывает своего характера» (16)

Много песен создано народом: пестушки и потешки для младшего возраста; колыбельные песни; заклички – детские песенки обращения к Солнцу, Луне, радуге, животным; прибаутки и небылицы.

Колыбельные песни играют огромную роль в ознакомлении ребёнка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом народа, поскольку также. Как и другие жанры народной поэзии, содержит в себе веками отобранный и проверенный материал. Образы. Создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения ( котенька – коток, заинька, гуленьки и т.п.) В них в художественных образах отражаются взгляды на жизнь:

Ай, баю – баю – баю,

Мать пошла за рыбою,

Отец пошёл по воду,

Отморозил бороду.

В процессе ознакомления с колыбельной дети дошкольного возраста знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности с местом, где дети спали, с теми атрибутами. Которые связаны были с укладыванием ребёнка на сон и т.п., то есть приобщаются к культуре собственного народа.

В песнях воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы. Восхвалялись человеческие добродетели. Высмеивались пороки. Поскольку песни легко адаптируются к любому возрасту, в том числе детскому, к условиям жизни семьи и общины, они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями и могут быть использованы в формировании тех или иных качеств ребёнка, подростка, взрослого человека.

Всякая народная песня, в том числе и детская. Позволяет любому её исполнителю – воспитателю, самим детям – вносить в неё любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями. В этом состоит одна из особенностей народной песни. Другой такой особенностью является анонимность или даже коллективность авторов, ибо каждый исполнитель вносил и может внести в неё  что-нибудь своё.

Песня сопровождает человека всю его жизнь  в труде, на празднике, в быту.

Сказка. В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности ( сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; конь - волчья сыть и т.д., которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию её образности, её обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно -  эстетических аспектов раскрывающих тем и идей.

Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.

Сказка позволяет ребёнку сформировать представление о том, что добро побеждает, но не само по себе, а путём преодоления трудностей и борьбы со злом.

В старшем дошкольном возрасте для лучшего понимания содержания сказки, взаимоотношения между героями детей надо привлекать к игровой деятельности, что позволяет ребёнку войти в мир человеческого общения.

При инсценировке сказку можно объединить с песенками, которые могут петь герои сказки. Можно вставить  в сказку  известные детям загадки, пословицы, скороговорки,  зазывалки. Органически вплетаясь в сказку, они приобретают для ребёнка житейский смысл, формируя у него умения пользоваться этими малыми формами фольклора в общении.

Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд [16]

Пословицы и поговорки – система норм и правил, которые регламентируют поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Пословицы и поговорки украшают речь человека, делают её образной и живой. У ребёнка расширяется словарный запас, развивается воображение, так как чтобы использовать пословицы и поговорки, ребёнок должен быстро оценить ситуацию, сравнить её с данной поговоркой и только тогда высказать своё суждение.

В пословицах и поговорках отражаются быт, обычаи народа и даже климатические условия, в которых он живёт. Например, в русских пословицах и поговорках очень распространены мотивы зимней стужи:

« По шубе узнавай зверя, а не человека».

« Зимой без шубы не стыдно, да холодно; а шубе и без хлеба тепло, да голодно».

« Из похвалы шубы не сошьёшь, но похвала греет».

Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая часть их связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям. Точность мыслей и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего детства. Воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным  путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей значимости для нравственного воспитания и сегодня [16]

Загадка – направлена на нахождение сходства различных предметов и явлений. Способствует развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций. Учит сравнивать признаки различных предметов, находить общее, тем самым формирует умение классифицировать различные предметы. Загадка базируется на наблюдательности ребёнка.

Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают  по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать её и , следовательно логически мыслить.

В отличие от пословиц и поговорок загадки отражают сущность сегодняшнего дня, конкретной исторической действительности. Они очень динамичны и изменчивы. И если в настоящее время загадки о старинных предметах выходят из активного бытования, то возникают новые загадки, современные, отражающие наше бытие. По содержанию загадки всегда можно судить о времени, в котором они родились, о быте, главенствующих идеях. Загадки по своему содержанию отражают  историю становления и развития народных культур. В этом состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях(16)

Зазывалки формируют положительное отношение к природе, представления, о единстве мира и его закономерностях.

Солнышко, снарядись!

Красное - покажись!

Выйди из – за тучи,

Дам орехов кучу!(16)

Пестушки и потешки – своё название получили от слов « пестовать», тешить, что означает нянчить, растить. Ходить за кем – нибудь, носить на руках. Термин «пестун» был равнозначен более позднему слову «воспитатель» он встречается на страницах летописей.

Пестушки и потешки – короткие  стихотворные приговоры, которые сопровождают ребёнка в первые месяцы жизни. Так, распеленав проснувшегося ребёнка, мать или бабушка, поглаживая его, приговаривают:

Потягунушки, потягунушки,

А в ножки – ходунушки,

А в ручки – хватунушки,

А в роток – говорок,

А в головку – разумок.

Посадив ребёнка к себе на колени, покачивая его, мать припевает:

Скок, скок, скок!

Молодой груздок

По водичку пошел –

Молодичку нашел.

Когда дитя после купания окатывают водой, приговаривают:

С гуся – вода,

С лебедя – вода,

А с Ефима вся худоба!(16)

На смену пестушкам и потешкам в 3-4 года к ребёнку приходят прибаутки – маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок.

Тили, тили, тили, бом!

Загорелся Кошкин дом.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

Введение фантастических элементов, небыличного материала, когда утки могут играть в дудки, тараканы дрова рубить и т.д. способствуют развитию воображения, фантазии, способности взглянуть на вещи с необычной стороны.

Ребёнок подрастает и в 5-6 лет большую часть времени уже проводит на улице со сверстниками. В детской среде ребёнок как нигде лучше овладевает способами самовыражения своей личности, самоутверждения, что естественно влияет на становление его самооценки, самоконтроля и саморегулирования своего поведения и настроения. Одним из наиболее известных средств, развивающих эти стороны личности ребёнка, являются народные игр(16)

2. Другим компонентом является игра – неисчерпаемый источник, резервуар бодрости,  радостного познания самого себя и окружающего мира. В разнообразных народных играх заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, инициативы, творческой выдумки. В игре удовлетворяется детская жажда физического действования, душевного общения и предоставляется обильная пища для работы ума, сердца и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя.

Воспитательное значение  народной игры трудно переоценить. В них дети развиваются физически, совершенствуют свои двигательные навыки, усваивают  систему норм и правил поведения, подчиняться и брать ответственность на себя.

Народные игры, как правило, образны. Но образ этот не статичен. Происходит это в силу того, что в игре есть свой случай, событие, оно и составляет игру, именно его и переживает ребёнок. Народные игры просты и предельно закончены. В них органически связаны песня, слово и движение. Это « Коршун и наседка», « У медведя во бору», « Гуси – лебеди» и другие.

Особенность детской народной игры – зачин, который предшествует игре. Это считалки. Считалка вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

« Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду».

« Жеребьёвка» тоже относится к игровому зачину. Она применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

« Конь вороной

Остался под горой

Какого коня,

Сивого или золотогривого»?

Наблюдения показывают, что современная педагогика детского сада отбросила эту содержательную часть детских игр. Игровые прелюдии заменяются распределением ролей и партий взрослыми. В этом видится утрата ценнейших традиций народной игры.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это хороводные игры. В этих играх действие осуществляется в ритме, в словах и текстах. Здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне:

« Каравай», «Ходит Ваня», « Золотые ворота».

В практике воспитания народные игры не занимают должного места. Современная методика расчленила песню, ритм, слово, движение, действие слитые между собой в народных играх.

Народные игры с песнями зачастую проводятся только на музыкальных занятиях. Припевки, считалки или совсем забыты, или перешли в область упражнений в речи. Народная игра лишена своих существенных качеств, а поэтому она стала менее интересна детям.

Необходимо вернуть детям в детский сад народные игры в их подлинном виде и значении, а также обратиться к поучительным традициям этих игр.

Наряду с коллективными играми большое значение придаётся индивидуальным играм с куклой. Кукла является для ребёнка в определённом смысле человеком, за которым можно ухаживать, которого можно кормить, баюкать, наказывать, и т.д. Куклу можно сделать и самим, так как это делали в старину, из лоскутков и ниток, из бросового материала, можно самим сшить кукле фартук, пришить пуговицу. Конечно, для такой деятельности необходима организация определённой среды (6)

3. К следующему компоненту мы относим создание специальной среды в детском саду, попадая в которую, ребёнок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть предметами народного быта, познакомиться с традиционными народными ремёслами.

Такой средой стал музей «Русская изба». Создание избы - не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир крестьянского быта. Предметы, которые окружают детей в избе, можно взять в руки, ощутить тепло дерева или холод металла, сравнить вес берестяного туеса и чугунка. Здесь и печь с лавками и сундук, коромысла и ухват, предметы прикладного искусства и поделки детей. В избе дети играют, занимаются ремеслом, проводят праздники. Вся деятельность здесь проходит с таким эмоциональным откликом, что начинаешь верить в особую энергетику старинных вещей.

4.Игровое начало особенно ярко проявляется в русских народных праздниках. Народные праздники –  одна из ярких и эффективных форм работы с детьми. Они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

Любой народный праздник начинается с его ожидания. Дети больше взрослых ждут праздника, поскольку их радует сама праздничная атмосфера: подарки, красивая одежда, гости. Поэтому дети должны точно знать, какой и когда состоится праздник, в чём его смысл и отличие от других, что каждый ребёнок будет делать, чтобы праздник не только состоялся. Подготовка к празднику подчиняет себе учебные и воспитательные задачи. Праздник –  своего рода смотр достижений в труде, учёбе и других видах деятельности.

5.Народные промыслы - это соединение труда и творчества в народных культурах наций, этносов, регионов. Русские народные, художественные промыслы являются предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры.

Потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах, может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений народного изобразительного искусства. Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приёмам. Зарождаясь в художественных ремёслах, оно поднимается на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Мстеры, составляющих наше народное богатство. Богатство это заключено и  в хохломской,  жестовской  росписи,  мастерстве вологодских кружевниц, в игрушечном мастерстве Дымкова,  Городца и во многом другом.

Детское изобразительное творчество во многом  сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – всё это мы находим в народной игрушке, в орнаменте  резьбы, в вышивке. И всё это близко и доступно детям.

В детском саду есть широкие возможности заниматься различными поделками. Эта работа воспитывает в детях трудолюбие, развивает умения и навыки, учит целесообразно использовать материал, Удовлетворяет запросам детского воображения, развивает творчество и вызывает большой, неподдельный интерес.

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту.

Народное изобразительное искусство живёт в быту, окружает нас, и по сей день. Стоит внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдём в них много декоративного, художественного. Нужно научить детей это видеть, умело обращать их внимание на красоту окружающих нас вещей, и постепенно дети сами пойдут этой дорогой(13)

4. Ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо–экологическим своеобразием родного региона предполагает региональный компонент.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию предметного пространства развивающей среды

О понятии и сущности развивающей среды, принципах построения предметно-развивающей среды. О внешнем интерьере детского сада и прилегающей территории. Предметно -развивающая среда нашего детского сада....

Рекомендации по созданию предметно- развивающей среды "Приобщение детей к истокам народной культуры"

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...

Конспект образовательного предложения по приобщению к истокам народной культуры "Печь-матушка"

Тема занятия: «Печь – матушка».Образовательное предложение: приобщение к истокам народной культуры.Содержание: знакомство с печью - главной частью избы.Цель: формирование интереса к жизни, быту и трад...

Педагогический проект "Приобщение к истокам народной культуры"

Педагогический проект был разработан для детей старшего дошкольного возраста...

статья Приобщение к истокам народной культуры

Приобщение к истокам народной культуры....

Консультация для родителей "Приобщение к истокам народной культуры через знакомство с устным народным творчеством."

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской культуре через знакомство с устным народным творчеством.  Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского...

Методические рекомендации по созданию предметно – развивающего пространства в ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:содержательно-насыщенной, развивающей;трансформируемой;полифункциональной;вариативной;доступной;безопасной;здоровьесбере...