Консультация для музыкальных руководителей, участников творческой площадки
консультация на тему

Воронова Валентина Александровна

Выступление на заседании творческой площадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_doklad.docx98.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-художественная культура педагога ДОУ

Важной проблемой современного образования в нашей стране является формирование личности педагога, обладающего новаторским стилем научного мышления, широким кругозором, развитыми творческими способностями и художественной культурой. От педагога, его социальной активности, профессионализма и нравственных качеств в значительной мере зависит успех преобразований, осуществляющихся в нашем обществе.

Актуальность данной темы несомненна, т.к. большое значение отводится роли педагога в организации воспитательно-образовательного процесса, в расширении  им для своих воспитанников горизонтов смыслового пространства, инициации  в них непрерывного поиска  ценностей и смыслов индивидуального существования, а также, необходимости удовлетворить законодательные требования, предъявляемые сегодня к педагогам образовательных учреждений.

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, применительно к человеку, а нашем случаи - к педагогу-музыканту, это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание человека средствами культуры.

«Теперь образование теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» - отмечает немецкий философ Х.Г. Гадамер.

Изучая данную тему, следует остановиться на понятии художественная культура.

Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает:

· функционирование специализированного художественного творчества - искусства;

· народно-художественную культуру;

· массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей, а также потребление его продукта на основе спроса-предложения;

· элитарную художественную культуру;

· художественные субкультуры регионов,

· профессиональных объединений, молодежи и т.п.;

· художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Художественная культура охватывает все виды художественной деятельности – словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.д.; она включает в себе все процессы, связанные с искусством – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений. Изучение мировой художественной культуры предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры.

В наши дни, безусловно, одним из приоритетных направлений в системе образования в России является формирование общей культуры педагога-музыканта, включая такие аспекты, как культура личности, профессиональная культура и музыкально-художественная культура. В связи с растущими требованиями к повышению эффективности современного образования, изменяется общественный запрос на уровень художественной культуры современного педагога, повышается необходимость развития у него способности к трансляции духовных и эстетических ценностей, которые содержат художественные произведения, на занятиях в образовательных учреждениях. Решение задач музыкально-эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей должен осуществлять высококвалифицированный, всесторонне образованный педагог XXI века.

Одним из важнейших направлений в процессе формирования художественной культуры педагога является создание целостной устойчивой картины мира. Картина мира отражает специфику личности и ее бытия, взаимосвязь человека с миром. В современном «Философском энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «картина мира – в отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире...».

Сегодня основным своеобразием музыкально-художественной культуры музыкального руководителя образовательного учреждения   является  широкий общехудожественный кругозор, высокие ценностно-эстетические ориентации в области не только музыки, но и других видов искусств. Следует подчеркнуть, что развитие теоретических представлений о путях и средствах формирования художественной культуры музыкального руководителя не может быть изолировано от анализа современной социо культурной ситуации. В кругозор педагога-музыканта должны быть включены обобщенные научные представления обо всех пластах доклассического, классического и современного искусства в многообразии его видов - литература, театр, живопись, архитектура, кино и др.

Поэтому, музыкально-художественная культура личности педагога-музыканта имеет сложную структуру и включает многообразный комплекс профессиональных характеристик, а именно:

а) системные общехудожественные знания, позволяющие осознавать художественную культуру как целостность;

б) системные музыковедческие знания, основанные на анализе музыки в контексте художественной культуры;

в) профессионально-педагогические умения в области воспитания дошкольников средствами разных видов искусств;

г) опыт художественно-творческой деятельности и эмоционально-ценностных ориентации в мире художественной культуры.

Музыкально-художественная культура -важнейшие составляющие духовного облика личности педагога-музыканта. От ее наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания и самовоспитания. Художественная культура личности выступает, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.

«Предназначение культуры, отмечает А.И. Гогоберидзе, — сохранять, воспроизводить и обогащать духовный опыт человечества, передавая его от поколения к поколению. Одна из важнейших функций профессионально-педагогической деятельности — это передача подрастающему поколению накопленного человечеством, опыта и способов его освоения, это сотворение и самоопределение личности в культуре, в связи с чем педагог является носителем культуры, проводником ребенка в мир культуры, переводчиком языка культуры на язык детства».

Показателями  музыкально-художественной культуры педагога являются: 

  • потребность в общении с музыкой, устойчивый интерес к музыкальному искусству;
  • наличие музыкальной эрудиции;
  • готовность (умение) общаться с музыкальными произведениями.

В том случае, если педагог ориентирован на музыкальное развитие своих воспитанников, важной составляющей его профессиональной деятельности становится музыкально-художественная культура и процесс ее обогащения. Сюда входит и самовоспитание педагога-музыканта - посещение театров, музеев, концертов симфонического, камерного и духового оркестров, оркестра народных инструментов, участие в творческих музыкальных коллективах, индивидуальные занятия; чтение музыковедческой литературы; создание домашних фонотек, участие в просветительных концертах, использование региональных источников музыкального самовоспитания.

В связи с этим, многолетний опыт работы в сфере музыкального образования  позволил  нам не только разработать, но и внедрить в работу детского сада парциальную программу для детей подготовительной к школе группы «Прялица». Это было обусловлено, прежде всего, запросами родителей, а также стремлением насытить жизнь детского сада фольклорным искусством при недостаточном количестве времени, отведенного на музыкальные занятия. Работа по данной программе вбирает в себя произведения устного, музыкального и декоративно-прикладного народного творчества, способствующие постижению звучания жизни в русской фольклорной традиции. Фольклор изучается как синкретическое искусство, в единстве обряда, пения, движения, слова, костюма, пейзажа. Цель данной программы - развитие ребенка-дошкольника, формирование общей культуры детей средствами народной музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего времени пребывания в детском саду направлять и развивать творческие способности воспитанника в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами, а именно это и будет залогом успешного развития творческих способностей дошкольников.

По нашему мнению, только эстетически воспитанный и художественно образованный человек способен оказать положительное влияние на своих воспитанников, их мировоззрение, социальную активность, нравственность. Музыкальный руководитель детского сада  стоит у истоков формирования личности ребенка, имеет возможность ежедневного художественно-эстетического воспитательного воздействия на детей и от того, насколько его личностный профессионально-эстетический уровень высок, будет зависеть степень эстетического развития его воспитанников. В связи с этим особое значение приобретает, конечно же, музыкально-художественная культура и  профессионализм педагога.

           

   Музыка

Ежедневно, ежечасно,

Каждый миг существования

Слышу музыки прекрасной

Я знакомое звучание.

Вслушайся, она повсюду.

Слышишь, словно чьи-то руки

Из теченья наших судеб

Плавно извлекают звуки.

И в ушах звенящий ветер,

И полночных снов хрустальность,

Все, что только есть на свете,

Источает музыкальность.

Все, чем только еще можно

Чувств поджечь опасный порох,

И часы, что бьют тревожно,

И листвы спокойный шорох,

И глубокое молчание

В ритм дождя, что бьет по крыше,

Это музыки звучание.

Вслушайся и ты услышишь…

                                    (Миронов Сергей)

Музыкальный руководитель / МБДОУ "Детский сад 1" г. Канаш / Портал образования ЧР

Литература

Асафьев Б.В. Избранные статьи. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1973.

Большой толковый словарь по культурологи. М.,2003.

Веремьев А.А. Роль эстетического потенциала в личности учителя / А.А.Веремьев // Искусство и образование. 2003 г. №4. С.44–46.

Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет – журнал “ Эйдос”, 2006. - 200с.E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412

Культура и культурология: Словарь / Под редакцией Кравченко А.И. - М., 2003.

Медкова Е.С. “Педагогика искусства”. Электронный научный журнал. E.mail: art-education@mail.ru

Торшилова Е.М. Общая одаренность и педагогика искусства. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для музыкальных руководителей "Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением"

В консультации указаны методы и приемы работы с детьми в группах компенсирующей направленности....

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...

Консультация для музыкальных руководителей. Подготовка к проведению музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС В ДОУ.

Консультация для музыкальных руководителей. Подготовка к  проведению музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС В ДОУ....

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

Консультация для музыкального руководителя: «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.

Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми  с ОВЗ...

Консультация для музыкальных руководителей " Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры"

Музыкально-дидактическая игра – является эффективным  средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического слух...