Конспект занятия
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Разработка конспекта экологического занятия на основе интегрированного подхода с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка конспекта экологического занятия на основе
интегрированного подхода с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: « Лес - наше богатство».
Цели: раскрыть эстетическое, познавательное; оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду.
Задачи:
0бразовательные:„расширять и обогащать знания о природе, правилах безопасного поведения в ней; формировать знания детей о способах охраны окружающей среды; продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; упражнять в использовании различных видов техники рисования: печать ладошкой и скомканной бумагой, рисовании пальчиком в изображении деревьев, листвы, травы.
Развивающие: развивать связную речь; активизировать словарный запас за счет новых слов (экологическая проблема, загрязнение и т.д.); развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения; развивать воображение, любознательность и память детей; развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ее ресурсам, животному и растительному миру; воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в пейзаже.
Материалы и оборудование: аудиозапись «Птичьи голоса»; Красная книга России; семена и плоды деревьев; иллюстрации деревьев; музыкальное сопровождение - композиция « Волшебство леса»; гуашь разных цветов; альбомные листы; скомканная бумага; салфетки; интерактивная доска, магнитофон.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Место проведения: групповое помещение.
Ход:
Организационный момент
Дети входят в группу Воспитатель:
Ребята? - Послушайте стихотворение О. Ю. Косарева «Старичок-лесовичок».
В лесу иногда, в день погожий,
Сидит на пеньке старичок:
На ёлку живую похожий,
И ростом - не очень высок.
Он любит тепло, шубу с мехом,
Он солнышко ценит, уют,
Смеётся он ласковым смехом,
И в валенки вечно обут.
Он в валенках тех - даже летом.
Удобны они и легки.
- Вот так выглядит старичок Лесовичок.
- Для чего люди ходят в лес? Ответы детей.
- Закройте глаза и послушайте. Давайте отправимся в путешествие к Лесовичку.
Звучит запись «Голоса птиц».
(На экране появляется изображение леса).
Основная часть
Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь.
- Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась.
- А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать - и лес от кроет свои тайны.
Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес»:
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить- то мне Лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться и видно все до дна.
Течет вода - водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану - присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит.
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
- Так чем же является лес для человека? Ответы детей. (Лес - это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь...».)
Открывается первая картинка — «Место отдыха».
- А почему лес - аптека? Ответы детей. (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)
Открывается вторая картинка - «Аптека».
- В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.
- А как лес может обогреть человека? Ответы детей.
(Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.1
- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? Ответы детей.
( Шкафы, стулья, деревянный пол. двери. Из дерева строят и дома.)
- Что растет в лесу? Ответы детей. (Цветы, кусты, грибы.)
- Чем для них является лес? Ответы детей. Это их дом.)
- Для кого еще лес является домом? Ответы детей. (Лес является домом для птиц, животных, насекомых.1
- Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов. Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все! Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой, ландыши. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов. - Ребята, надо ли рвать цветы?
Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
- Сколько погибло бы растений, если каждый из нашей группы сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
- Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?
- Если увидел мухомор, надо ли его растаптывать?
- Если вы пошли в поход, что надо сделать, после того как отдохнули в лесу и стали собираться домой?
- В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.
-Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, однако это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и
животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охр аной. Воспитатель показывает детям Красную книгу.
- В руках я держу «Красную книгу». Эта книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке. Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться правильно вести себя в природе.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его л и вине возникают экологические проблемы леса?
Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез. Сколько- тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились
Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал - и вон убежал.
Н. Некрасов
- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? Ответы детей.
(Речь идет о вырубке леса.)
- Однако с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите. Какой вред нанес лесам и рекам человек? Ответы детей. Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Прогулка» и ответьте на вопрос: «Правильно ли поступали дети?»
- Эй, ребята! - крикнул Дима.
- Вот местечко хоть куда! Родниковая вода,
Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли. Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули - и ушли!
- Верно, ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети? Ответы детей.
Воспитатель: - Лес - это праздничный стол, а на нем ягоды, орехи и: грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Давайте вспомним, какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?
- Не сорить. Убирать за собой мусор, не оставлять его в лесу.
- Не ломать ветки и деревья.
- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
- Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.
- Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
- Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
- Не ловить бабочек, жуков, птиц, не пугать животных.
-Ребята! Человек многое может, но и он сам является частью природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. -Вот и закончено наше путешествие. Пора нам возвращаться в детский сад. -Помните, что и в лесу, и в поле, и на лугу вы в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.
-Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях. -Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает для природы полезное дело.
Игра « Чьи это семена?»
- У нас с вами много собранных семян, давайте узнаем, помните ли вы, с какого дерева какие плоды. Выберите себе какой-либо плод и отнесите его к картинке с изображением дерева.
(Плоды или семена каштана, дуба, липы, клена, яблони, рябины лежат в корзинке, картинки с изображением деревьев лежат на столе).
Физкультминутка
- Встаньте в круг и повторяйте все за мной.
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся - покажем:
Крылья сложили назад.
(Дети садятся за столы).
Творческая работа.
- Ребята, старичок Лесовичок хочет, чтобы мы нарисовали такой же дивный лес, в котором только что побывали.
- Посмотрите, что имеется у вас на столах. Краска есть, а кисточек нет. Чем же мы будем рисовать? (Ответы детей) Правильно, ладошками и пальчиками.
- Для того, чтобы нарисовать стволы деревьев, надо окунуть ладошку в краску и плотно приставить её к листу, широко раздвинув пальцы. Посмотрите, сколько стволов деревьев сразу получилось?
- А теперь надо вытереть ладошку влажной салфеткой.
- Чтобы нарисовать листву, будем использовать скомканную бумагу. Надо окунуть бумагу в краску и примакнуть к стволам деревьев. Деревья стали яркие, с пышной кроной.
- А траву можно нарисовать пальчиком. Окунуть в зелёную краску и нанести пятнышки на бумагу. После работы обязательно вытереть палец салфеткой.
- Приступайте. (Воспитатель включает музыку, дети выполняют работу) Рефлексия.
Воспитатель:
- Какие замечательные деревья у вас получились, ребята!
- Рассмотрите рисунки на выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Ответы детей.
- С вами прощается старичок Лесовичок и каждому дарит на память вот такой подарочек, (медали-значки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...