«Игра в системе дошкольного образования»
статья на тему

Багбая Марина Олеговна

Период детства – время, когда активно формируются социально-психологические основы личности, идет приобщение к человеческой культуре, воспроизводство социального опыта. Ребенок усваивает социальные нормы, овладевает навыками индивидуальной и коллективной работы, учится подчиняться разным правилам, принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_sisteme_doshkolnogo_obrazovaniya.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игра в системе дошкольного образования»

Нефедова Марина Олеговна,

педагог-психолог,

МБДОУ- д/с №578 г. Екатеринбурга

В связи с тем, что современное образование диктует новые условия для работы с детьми, нам педагогам-психологам необходимо идти в ногу со временем. ФГОС ДО предъявляет требования к психолого-педагогическим условиям по взаимодействию  взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Период детства – время, когда активно формируются социально-психологические основы личности, идет приобщение к человеческой культуре, воспроизводство социального опыта. Ребенок усваивает социальные нормы, овладевает навыками индивидуальной и коллективной работы, учится подчиняться разным правилам, принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру.

Серьезной проблемой в условиях современной жизни является потеря совместной игры вообще. Об этом пишет С.В. Григорьев в своей работе «Психологические утраты игровой культуры личности». Н.Г. Куприна утверждает, «Многие родители стремятся к ранней интеллектуализации своих детей заполнением их жизни общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой». По этому актуальной проблемой при этом становится оказание психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста, так как в этот период возрастные (онтогенетические) трудности накладываются на типологию гиперактивности. Конечно, высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, что затрудняет социальную адаптацию ребенка, мешает его развитию и обучению.

При длительном проявлении импульсивности и гиперактивности формируются девиантные формы поведения – что подтверждают исследования М. Егоровой, В.В. Ковалевой, А.И. Захаровой. В последствии СДВГ в более старшем возрасте, проявляется в неудачах в личной жизни и профессиональной карьере. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается склонность к алкоголю, наркотическим веществам. Для них в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям. Следовательно, изучение детей с синдромом и развитием дефицитарных функций имеет важное значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте.  

Для педагога-психолога ДОУ в этой ситуации особой задачей является сопровождение ребенка с проявлением гиперактивности через игровое пространство, т.к.   игра дошкольника является ведущей деятельностью. Мы используем игру как средство коррекции регулятивного поведения.

Цель нашей работы – обобщение и систематизация опыта применения различных видов коррекционных игр для сопровождения дошкольников с отклонением в регулятивной сфере таким, как расстройство внимания при гиперактивности.

В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка. В игре формируются все стороны психики ребенка.

Можно принять за аксиому подход, который делит все игры детей и взрослых на две большие группы (по С.А. Шмакову):

Основной признак игры – правила, на основе которых они организуются:

  1. Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – творческие
  2. Игры с готовыми, закрытыми правилами – игры с правилами

Использование игр помогает наладить отношения с окружающими, детям с определенными трудностями в общении.

Для агрессивных детей полезны игры с мячом («Вышибалы» и др.), игры, в которых ребенок мог побывать в разных ролях (агрессивного и слабого партнера), «Смешные игрушки», «Стаканчик крика», игры с правилами.

Замкнутым и застенчивым детям рекомендуются игры, в которых ребенку придется сразу вступать в активное общение, игры без слов. Хорошо использовать игры, где ребенок является одним из многих, выполняет то, что просит ведущий, вместе с другими. Это снимает страх перед вступлением в общение («Что мы делали, не скажем, что мы делали, покажем»). Для застенчивых детей используются также игры, которые способствуют повышению уверенности ребенка в себе, игры, направленные на преодоление решительности, скованности.

Для детей с заниженной самооценкой подбираются игры, где дети могут почувствовать настоящую ответственность и сформировать положительное отношение к самому себе.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость.

В связи с тем, что в  игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Мы включаем таких детей в коллективную работу поэтапно. Начинаем с индивидуальной работы, затем привлекаем ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходим к коллективным играм. Используем игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания. Например, игры на внимание: «Найди отличия», «Запрещенное движение»; на контроль двигательной активности «Разговор с руками», «Море волнуется»; на контроль импульсивности «Говори!», «Съедобное - несъедобное».

Тренировку слабых функций тоже проводим поэтапно:

  1. Подбираем такие упражнения и игры, которые способствуют развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.
  2. Используем игры, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.

Игры подбираются нами по следующим направлениям:

  • Игры на тренировку внимания.
  • Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации).
  • Игры, развивающие навыки управления (волевой регуляции, тренировка усидчивости).
  • Игры, способные закреплять умение общаться.
  • Игры на повышение самооценки.

Правила должны соблюдать не только гиперактивные дети, но и  взрослые в игре учатся соблюдать правила и в общении с ними ориентироваться на определенные принципы:

  1. «Не ожидайте всего и сразу». Начинать нужно с тренировки одной функции (например, только произвольного внимания). При этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле и другим лишним движениям. Помните, что если вы отдергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время игровых занятий.
  2. «Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка». Вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.
  3. «Гиперактивный ребенок нуждается во внешнем контроле», так как ему сложно контролировать себя. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок «можно» и «нельзя» были последовательны. Так же необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак – жетон (сумму которых можно обменять на что-нибудь приятное), но их передача ребенку должна быть достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

4. «Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально» и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой работы может провоцировать конфликты среди играющих.

При работе с педагогами и родителями таких детей нами рекомендуются совместные игры,  направленные на:

  • умение произвольно контролировать дыхание, развивая самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями – «Маленький слоник», «Болото»;
  • разминку глаз «Дирижер», «Звездочет»;
  • развитие мелкой моторики рук – «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Лягушка»;
  • на развитие контроля двигательной активности: «Буратино»;
  • снятие эмоционального напряжения: «Рубка дров», «Танцы противоположности»;
  • развитие навыков концентрации внимания: «Три движения», «Фотограф». «Пчелка», «Все наоборот»;
  • развитие внимания: «Мы едем, едем, едем…», «Дирижер»;
  • развитие внимания в слуховой модальности: «Бродячие артисты», «Филин в карауле», «Дождик»;
  • развитее внимания в зрительной модальности: «Где мои тапочки?»;
  • развитие контроля импульсивности: «Сказка про нас», «Говори!», «Рыба».

Использовать игровые упражнения:

  • на релаксацию: «Загораем», «Кораблик», «Штанга»;
  • на развитие произвольной регуляции: «Послушай тишину», «Запрещенные движения», «Кричалки, шепталки, молчалки»;
  • на развитие коммуникативной сферы: «Менялки», «Неожиданные картинки».

В данной статье представлены рекомендации общего характера, предложенные конкретные игровые формы, которые могут быть использованы педагогами и родителями дошкольных учреждений. Представленная  работа  успешно используется в практике нашего ДОУ.

Нефедова М.О.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как эффективное средство для создания благоприятной среды при реализации программы в системе дошкольного образования.

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных комплексов. В статье раскрываются возможности и варинты использования средств театрализации для повышения эффективности образовательного процесс...

Деловая игра «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»

Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Игра в системе дошкольного образования, как один из активных методов обучения.

Статья для Межрегиональной научно-практической конференции....

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...

Театрализованные игры в системе дошкольного образования

Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кро...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Компьютерные игры в системе дошкольного образования"

Данная консультация поможет педагогам в подобре электронных развивающих игр для детейв процессе образовательной деятельности....