Выступление на педсовете, посвященному правовому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении
статья на тему

Миннуллина Гульназ Нургалеевна

 Человек получает права, когда появляется на свет. В раннем детстве ребенок должен почувствовать и осознать себя человеком, живущим в обществе и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы.

     Только в этом случае мы можем надеяться, что наши дети вырастут свободными, нравственными, талантливыми образованными гражданами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_rebenka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете, посвященному правовому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении

     Человек получает права, когда появляется на свет. В раннем детстве ребенок должен почувствовать и осознать себя человеком, живущим в обществе и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы.

     Только в этом случае мы можем надеяться, что наши дети вырастут свободными, нравственными, талантливыми образованными гражданами.

     

Цель: Максимально способствовать социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста при помощи формирования  основ    правовых знаний.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности»

2. Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции о правах ребенка

3. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных  представлений

4.  Повысить уровень культуры межличностного взаимодействия детей в группе

5. Создание благоприятного фона для контактов с детьми.

6. Разработать перспективный план работы с детьми

ПРАВО НА ИГРУ:

В последнее время во всём мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры.  Одно из свидетельств этого процесса – создание Международной ассоциация игры  (IPA – International Play Association). Целью этой ассоциации является  поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребёнка на игру.

Игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребёнка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для ребенка, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении.  Игра определяется как добровольная,  спонтанная, свободная детская деятельность,  приносящая радость, новый опыт, переживания; как специфический способ существования человека в культуре.

IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света в результате,  которого были выявлены  следующие тревожные тенденции, касающиеся  детства и детской  игры:

- Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не понимают природу игры и  не учитывают  ее значение для здоровья и благосостояния ребенка

- Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий,  акцент на научных  знаниях  всё более вытесняют игру из жизни школы и дошкольных   учреждений

- Дух нездоровой соревновательности,  успеха и “победы любой ценой”, который царит  на различных детских  соревнованиях и состязаниях

- Сворачивание культурных традиций,  маркетизация и коммерциализация детства

- Отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности.

Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребёнка, заявленными в статье 31 Декларации о правах ребёнка.  Эта статья  утверждает право ребёнка  «   … участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством».

В образовательных учреждениях необходимо:

- Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творчества  в  игре

- Разработать и осуществить программу исследования  значения игры для детского развития в разных возрастах;  разработать  методы развития и поддержки  игры  и включить их в обучение педагогов,  волонтеров и  всех специалистов, работающих с детьми

- Усилить поддержку игры в начальной школе для  повышения мотивации и эффективности обучения

Для создания условий для детской игры необходимо:

- Обеспечить специальное место,  время и оборудование  для игры с участием квалифицированных специалистов;  создавать для всех желающих взрослых  программы поддержки игры, позволяющие детям  свободно и творчески играть и  получать  удовольствия от игры

- Обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов,  разных национальностей,  физических и интеллектуальных возможностей

- Способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр

- Остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек,  провоцирующих насилие, агрессию,   разрушительные действия

- Поддерживать включение спортивных коллективных игр, подвижных игр с правилами  на всех возрастных этапах развития

- Обеспечивать всех детей,  включая детей с  особыми нуждами,  адекватными игрушками, игровыми  материалами и другими условиями для игры через общественные акции и программы, такие как  дошкольные игровые группы, игротеки, игровые автобусы, площадки приключений и др.

Формы взаимодействия педагога с детьми:

-Художественная литература.

Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени»

-Беседа «Я люблю свои игрушки» (сравнение игрушек, правила хранения и ухода за ними)

-Чтение А. Барто «Игрушки»

-Д. И. «Чем похожи », «Найди и опиши», «Найди разные»

-Беседа «Как мы играем в детском саду» (рассказы из личного опыта)

-Сюжетно - ролевая игра «Магазин игрушек» (описание игрушек)

-Беседа «Какие бывают праздники» (закрепить понятие национальные праздники)

-Игра-путешествие «Кто как отдыхает в нашей стране» 

-Рисование на тему «Мой семейный отдых»

-Игра-путешествие «Как и зачем люди отдыхают» (познакомить детей с понятием активного отдыха, показать его необходимость)

-Беседа «Моё любимое занятие»

-Ребёнок и окружающий мир. Тема: Музей  (дать детям представление о музее)

-Игра-путешествие «Как отдыхают и празднуют другие народы»

-Рисование на тему: «Кукольный театр»

-Беседа на тему: «Зачем человеку свободное время?»

ПРАВО РЕБЕНКА НА ИМЯ, ФАМИЛИЮ И ОТЧЕСТВО

Согласно пункту 1 статьи 58 Семейного Кодекса РФ
ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. 
          Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства (ст. ст. 7, 8 Конвенции о правах ребенка).

Родители вправе назвать ребенка любым именем, но должны отнестись к этому разумно и учесть при этом различные факторы: звучность имени, сочетание имени и фамилии и т.д.

Формы взаимодействия педагога с детьми: 

-Беседа на тему: «Я и моё имя. Что значат имена»

-Дидактические игры: «Кто такой «я»», «Слушай своё имя»

-Рисование на тему: «Портрет моего друга», «Моя семья»

-Развитие речи. Тема: «Составление творческих рассказов «Вместе - целая семья», «Такие разные дети»

-Театрализованные игры - «Где я родился»

-Тематическая беседа «Я и моё имя»

-Д. И. «Как тебя называют дома? »

-Д. И. «Назови своё имя по - другому »

-Д. И. «Ласковые имена», «Кто такой я»

-Весёлый праздник «День новых имён» - отправляемся в гости в другие группы

-Беседа на тему: «Как зовут твоих родителей, где они работают»

-Игра-викторина «Измени имя»

-Беседа «Расскажи про своего друга»

-Развивающие игры: «Измени имя», «Как Вас теперь называть? », «Когда я стану взрослым»

-Игра “Шляпа знакомств”

-Загадки о правах ребёнка

-Угадай кто это?

-Снежная королева

-АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)

-Чтение С. Маршак «О девочках и мальчиках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении

Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...

"Нравственно-патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении"

      Дошкольный возраст – важнейший период в нравственном становлении личности, период закладки всех человеческих начал. Этот возраст является наиболее сензитивным для эмоционал...

Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Доклад из опыта работы на городском семинаре "Физическое воспитание детей"...

Нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

В настоящий момент педагоги дошкольных образовательных учреждений ставят перед собой задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобр...

Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...

Педагогический совет: «Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении»

Цель:совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствоват...