Введение регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников
статья на тему

Ушакова Нина Юрьевна

Использование регионального компонента на занятиях по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 30.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Введение регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников

     Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

     Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в ДОУ.

Ведь мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.

     Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии.

     В настоящее время значительно усилилось внимание к историческим корням и традициям народов и сословий России, в том числе и к мордве.        

    Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии.

     Национальные культуры составляют основу культуры человечества.  Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.

     В детском саду национально-региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.  Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды  деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.  

     Использование национально регионального компонента, ведется по нескольким направлениям. Особое внимание уделяется введению регионального компонента в изобразительную деятельность.

     В соответствии с ФГОС реализация примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» проходит по всем основным направлениям и одно из них художественно-эстетическое развитие. Художественно – эстетическое развитие мы осуществляем  путём ознакомления детей с национальным мордовским костюмом, с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка- свистулька, мордовская матрешка, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы. На НОД по аппликации мы стараемся вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий; с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами рубашки, варежки, платки, на рисовании также знакомим детей с техникой рисования мордовских узоров и т. д.

     Понимая важность данной проблемы, я наряду с реализацией программы «Детство», обеспечиваю приобщение детей к культуре мордовского края через такие программы как:

• «Мы в Мордовии живем»

• «Лепим, фантазируем, играем»  учебно-методическое пособие под редакцией И. А. Лыковой.

     Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительной деятельности детьми:

Восприятие-исполнительство-творчество.

     Поэтому работу по введению регионального компонента в изобразительную деятельность я разделила на три блока.

1 блок

Восприятие

Приобретение знаний искусствоведческого культурологического характера, развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства. В него вошли занятия:

• Знакомство детей с мордовским народом (показ презентации для детей) .

• Знакомство с мордовским  костюмом 

2 блок

Исполнительство

Развитие и совершенствование художественного мышления, изобразительных навыков и умений, детского творчества. В него вошли занятия:

• «Я родом из Мордовии» (подготовительная группа) ;

• «Природа мордовского края» (старшая группа) ;

3 блок

Творчество

На данном этапе я реализовала  связь ИЗО и ознакомлением с детской художественной литературой, которая стимулирует самостоятельную изобразительную деятельность. В него вошли следующие занятия:

• «Портрет героя мордовской сказки» (подготовительная группа) ;

• «Сочиняем и иллюстрируем мордовскую сказку» (подготовительная группа) .

     Итогом детской деятельности служат выставки творческих работ:

• «Я родом из Мордовии»

• «Цвети мой край, Мордовия моя».

     В самобытном искусстве Мордовии заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребенком. Поэтому искусство может выполнять важные функции: обогащения мира духовных переживаний ребёнка, развития художественно-творческих способностей, любви к малой Родине, любви и уважения к прошлому своего народа и народов, живущих рядом с ним, понимание художественной ценности предметов народного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение регионального компонента в образовательный процесс

Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны, в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент как принцип культуросоо...

Региональный компонент в изобразительной деятельности детей в ходе реализации проекта "Мой край родной"

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.Для совреме...

Национально-региональный компонент в изобразительной деятельности

На занятии использована педагогическая технология Л.Г. Васильевой "Этнохудожественное развитие детей в рисовании"...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с введением регионального компонента в содержание дошкольного образования...

"Особенности национально –регионального компонента в изобразительной деятельности"

Национально-региональный компонет-это часть содержания воспитательно-образовательного процесса, которая отражает национальное своеобразие культуры данного региона....

Презентация "Внедрение регионального компонента в игровую деятельность дошкольников"

Описание опыта работы педагогов по внедрению регионального компонента в игровую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игрового пособия – «Дом мале...