Региональный компонент в изобразительной деятельности детей в ходе реализации проекта "Мой край родной"
проект (подготовительная группа) на тему

фролова Елена Николаевна

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации», «Национальной доктрине  образования в РФ», указе Президента « О совершенствовании государственной  политики в области патриотического воспитания» говорится о необходимости  включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема: «Региональный компонент в изобразительной деятельности детей в ходе реализации проекта «Мой край родной».

Подготовила: Фролова Е.Н.-

педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации», «Национальной доктрине  образования в РФ», указе Президента « О совершенствовании государственной  политики в области патриотического воспитания» говорится о необходимости  включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.   Одним из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности  является художественно-эстетическое воспитание.  Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно- воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста. Как указано в ФГОС ДО  Художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру. . . Активное применение новых педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что способствует совершенствованию педагогической работы. В связи с этим педагоги нашего ДОУ активно используют в образовательной работе с детьми метод проектов, как инновационную педагогическую технологию.  Так в начале этого учебного года мной и воспитателями подготовительной группы (Федотовой З.А., Муллер Л.А.)  был разработан проект «Мой край родной»

Актуальность проекта:

Актуальность проекта состоит  в том, что недостаточно педагогической литературы и методических пособий для ознакомления детей с городом Сергач.  Дети мало знакомы с историей, культурой, природным и социальным окружением родного края. В результате этого у детей не достаточно представлений и впечатлений для отображения в художественном творчестве своего отношения к родным  местам.  

Участники проекта: дети подготовительной группы;

                                     воспитатели группы: Федотова З.А., Муллер Л.А.

                                      педагог дополнительного образования по

                                       изобразительной деятельности Фролова Е.Н.;

                                       родители.

Вид проекта:  исследовательный, информационный,   творческий

По содержанию: интегрированный

По количеству: групповой

По продолжительности: долгосрочный (срок реализации: сентябрь – май)

Цель проекта:  

Развитие духовно-нравственной личности через эстетическое восприятие окружающей действительности родного города. Формирование художественно-творческих способностей у детей средствами природы и объектами социального окружения.

Задачи:

1. Воспитывать у детей уважительное отношение к истории родного края, интерес к познанию своей малой Родины.

2. Развивать образное эстетическое восприятие объектов и явлений природы;творческое воображение, способности к составлению композиции изображений объектов растительного и животного мира родного края.  

3. Формировать способы практического применения полученной информации о родном городе в художественной деятельности. 4.Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Ожидаемые результаты:

- У детей сформирован устойчивый  интерес к малой родине; дети  знакомы с историей, культурой и традициями родного края, с его достопримечательностями;
- у детей проявляется активность и самостоятельность в выборе сюжета рисунка,  умения и  творческие способности к изображению своей малой Родины;

- дети имеют навыки составления композиции панорамы города;

-  понимают важность в сохранении красоты родных мест и могут передавать красоту природы разными средствами изображения в своем художественном творчестве.

При организации проектной деятельности  мы учитывали следующие принципы педагогической работы:

 - Принцип доступности    изучаемого  материала (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

-  Принцип интеграции (рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту, баланс интеллектуальных, эмоциональных и творческих нагрузок).

- Комплексно-тематический принцип (непрерывность и последовательность педагогического процесса). Этот принцип позволяет вводить региональный компонент, учитывая особенности ДОО, сотрудничества с социумом и родителями; эффективно организовывать усвоение краеведческого материала детьми. Важно тщательно продумать, что показать и рассказать детям, что можно наблюдать в окружающем, выделить характерное для  своего края.

В ходе реализации проекта нами были использованы следующие формы и методы работы с детьми:

- беседы и эмоциональные рассказы;
-  тематические экскурсии и  целевые прогулки;
- наблюдения в природе;
- выставки детских рисунков;
- чтение художественной литературы (рассказы и стихи о Сергаче);

- культурно-досуговая деятельность («Посиделки», используется для закрепления полученных знаний).

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап( 1 половина сентября);

   Основной  этап (со 2 половины сентября – по 1  половину мая)-

делится на 3 цикла;

Заключительный этап(2 половина  мая).

Первый этап – подготовительный.

Цель: отобрать и систематизировать теоретический и методический материал по теме проекта; создать условия для реализации проекта; активизировать родителей к участию в проектной деятельности.

Все участники проекта  подбирали теоретический и методический материал по теме проекта, куда вошла  и художественная литература о городе, сбор информации об истории города, подбор иллюстративного материала.Я разработала перспективное тематическое планирование ООД  по художественной деятельности. Воспитателями был разработан перспективный план по познавательному развитию детей, намечены мероприятия по взаимодействию с социумом. Родители помогали в подборе материала по темам «Сергач старый и новый», «Достопримечательности Сергача».

Основной (практический)  этап разбит на 3 цикла.

Первый цикл называется « Природа родного города».

Цель: Формировать у детей образные представления и образное мышление средствами  эстетического восприятия природы. Развивать творческие способности в изобразительной деятельности под воздействием красоты окружающей родной природы.

Работа по реализации этого цикла тесно была взаимосвязана с работой воспитателя Федотовой З.А. по теме: «Эстетическое развитие детей средствами природного окружения родного города»

Приобщение к малой родине начинается с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края на основе экскурсий и целевых прогулок. Была организована экскурсия в дендрарий, где дети смогли увидеть разнообразие деревьев и кустов, красочное осеннее  разноцветие природы.  Дети посетила краеведческий музей им. Громова, узнали какие птицы, насекомые, звери обитают в нашем крае. Побывали дети  на экскурсии в библиотеке, познакомились  с выставкой «Я с книгой открываю мир природы».   совершили  игровое путешествие «В гости к Старичку-Лесовичку». Проводились познавательные занятия с использованием  иллюстраций и фотографий. Умелое сочетание рассказов и бесед о природе родного города, рассматривание репродукций, рисунков учащихся художественной школы, любование красотой родных мест вызывают добрые чувства, которые надо развивать и вызывать стремление перенести в художественную деятельность, что я постаралась реализовать в этом цикле проекта.

      План реализации проекта основного этапа. 1 цикл.
Проведение познавательных занятий:

« Природа и человек»
« Путешествие в осенний лес»
« Животные  нашего леса»
« Рассматривание и рассказывание по картине  Левитана «Золотая Осень»
« Поздняя осень»
« В гости к зиме»
« Птицы – наши друзья»
« Русская березка»
« Путешествие в мир весны.

Реализация  темы в художественно-эстетической деятельности детей:
Рисование « Осень в гости к нам пришла»

Коллективная лепка « Животные  в осеннем лесу?»

Рисование  с элементами аппликации « Животные и птицы нашего края» (коллективная работа)

Рисование « Деревья в нашем парке»

Лепка «Домашние птицы»

Рисование « Зима в городе»

Рисование «Зимующие птицы в нашем городе»

Рисование « Белая береза под моим окном»

Рисование « Черемуха»

Лепка « Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Выставка детских рисунков « Осень в городе»

Выставка совместного творчества « Осенний букет»

Вашему вниманию представлены  детские работы в ходе реализации данного цикла. ( слайды)

Второй цикл основного этапа называется « Мой город, моя улица»

Цель:  Познакомить детей с архитектурой родного города и его достопримечательностями.Развивать наблюдательность  у детей, учить внимательно рассматривать здания, их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей и передавать образы разных архитектурных сооружений в художественной деятельности.

Реализация 2 цикла основного этапа:

В реализации этого цикла были организованы экскурсии по городу, в ходе которых дети познакомились с разными домами и зданиями, улицами.

Активное участие приняли родители при создании альбомов: «Сергач – старый и новый», « Достопримечательности Сергача».

В ходе экскурсий, рассматриваний  иллюстраций и фотографий дети узнали о назначении разных зданий и их отличия –  жилой дом, школа, ФОК, вокзал, магазины и др.

В соответствии с планом взаимодействия с воспитателями, работа  данного этапа проводилась в тесном контакте с воспитателем группы  Муллер Л.А. , которая  проводила работу по ознакомлению детей с социальным окружением.

В результате проделанной работы мною была подготовлена и представлена детям презентация на тему «Мой Сергач»,  в которой дошкольники продолжали ознакомление с архитектурой, городским строительством, трудом земляков. Всё это помогает воспитать уважение к жителям родного города. Свои знания ,впечатления и умения дети выразили в своих рисунках, где постарались передать точность изображения зданий и улиц.

Реализация цикла «Мой дом, моя улица»  в художественной деятельности детей:

Рисование « Дом, в котором я живу»
Коллективное рисование « Дома на нашей улице»
Рисование с элементами аппликации « Разные здания на нашей улице» (коллективная работа)
Рисование «Транспорт нашего города»
Рисование « Собор Владимирской богоматери»

Вы видите рисунки детей.

  Третий цикл основного этапа назывался «Я горжусь своей малой родиной».

Цель: Формировать бережное отношение к историческим местам города, стремление к сохранению архитектурных памятников, воспитывать  чувство гордости и уважения к известным людям Сергача (писателю, художнику, воинам-сергачанам). Развивать умение передавать свои чувства в художественной продуктивной деятельности.

 Дети посетили детскую библиотеку, где познакомились с писателем  Шуртаковым С.И. и его литературными произведениями о родном крае ;

была проведена  экскурсия к скульптуре  медведя- символа Сергача на поселке Юбилейном, в краеведческом  музее им. Громова дети имели возможность познакомиться с художником МалеевымН.В. и его картинами, с героями Великой Отечественной войны. В ДОУ было проведено познавательное занятие о героях войны «Их помнит наш город», приуроченное к празднику 9 мая.  Была организована экскурсия к обелиску погибшим воинам, вечному огню. Дети почтили память павших воинов минутой молчания  и возложили цветы к  вечному огню.

План реализации  3 цикла основного этапа.

Рисование « Герб Сергача»
Лепка « Сергачский мишка»
Рисование « Портрет моей мамы»
Рисование « Кем я хочу быть?»
Рисование « Салют над городом»
Рисование « Защитники земли русской»

Выставка совместного творчества « Герб моей семьи»

Заключительный этап.

Итоговыми мероприятиями заключительного этапа являются:

Выставка  работ детских рисунков на тему: « Мой край родной».
Выставка фотографий «  Люблю тебя, мой город!»
Развлечение «Деревенские посиделки»
Презентация проекта « Мой край родной»

Вывод:

Без знания своих корней, традиций своего народа, своего города нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с родным краем помогает воспитывать любовь к истории, культуре, природе, гордится своим городом, воинами-защитниками и известными людьми.

Всё это положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка в изобразительной деятельности, формирует общую духовную культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников

Использование регионального компонента на занятиях по рисованию....

Национально-региональный компонент в изобразительной деятельности

На занятии использована педагогическая технология Л.Г. Васильевой "Этнохудожественное развитие детей в рисовании"...

«Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного края». На 2020-2021гг

Актуальность«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.Дошкольный возраст-благоприятный период для потенцион...

Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности детей в ходе реализации режимных моментов"

На сегодняшний день  обучение в детском саду осуществляется в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.Такой подход позволяет ...

"Особенности национально –регионального компонента в изобразительной деятельности"

Национально-региональный компонет-это часть содержания воспитательно-образовательного процесса, которая отражает национальное своеобразие культуры данного региона....

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Наша цель: способствовать развитию речи дошкольников, используя региональный компонент в образовательном процессе.Задачи, которые стоят перед нами: - познакомить детей с особенностями региона...