Введение национально-регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников
статья на тему

Вострухина Елена Викторовна

Модуль "Мы в Мордовии живём"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение национально-регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников

Новая педагогика основана на гуманизации воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа.

В условиях модернизации образования регионального компонента все большее значение приобретает патриотическое  воспитание, переводя абстрактные значения в области конкретных потребностей общества, знаний о своей малой родине.

В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.

Использование национального регионального компонента, ведется по нескольким направлениям. Особое внимание уделяется введению регионального компонента в изобразительную деятельность.

В декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Всё это богатство представлено в максимальной выразительной форме регионального декоративно-прикладного искусства Мордовии.

        Включение регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» в изобразительной деятельности позволяет решать педагогам следующие задачи:

МЛАДШАЯ ГРУППА

(ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

СРЕДНЯЯ ГРУППА

(ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)

СТАРШАЯ ГРУППА

(ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

(ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)

Воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства. Приобщать детей к рассматриванию произведений мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка-свистулька, стилизованная матрешка-мордовочка).

Развивать интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства. Учить выделять элементы узоров, основываясь на представлениях о колорите мордовской вышивки, доступные детскому восприятию и воспроизведению («крест», «галочка», «ромб», «елочка»).

Учить выделять средства выразительности образов, элементы узоров, основываясь на представления о колорите мордовской вышивки, доступные детскому восприятию и воспроизведению («крест», «квадрат с продленными сторонами», «восьмиконечная звезда», «ступеньки»).

Продолжать учить выделять выразительные средства создаваемых образов, элементы узоров; самостоятельно передавать характерные особенности мордовской вышивки в рисунках (ритм, цветовые сочетания), пропорции и динамику формы предметов в лепке. Приучать к поэтапному выполнению работы.

МЛАДШАЯ ГРУППА (от 3 до 4 лет)

Аппликация:

  • Воспитывать интерес к аппликации по мотивам мордовского орнамента.
  • Учить составлять узоры из геометрических фигур способом моделирования узоров на столе, фланелеграфе.
  • Учить накладывать одну деталь на другую, получать простейшие комбинации узоров из 3-4 деталей.
  • Учить составлять узоры из геометрических форм, подготовленных педагогом, на квадрате, круге, полосе.

СРЕДНЯЯ ГРУППА (от 4 до 5 лет)

Декоративное рисование

Лепка

Аппликация

  • Учить детей изображать элементы мордовского узора («крест», «галочка», «елочка», «ромб»), ритмично располагать их.
  • Познакомить с цветовой гаммой, характерной для мордовских узоров (красный, черный, белый).
  • Учить гармонично сочетать цвета.

  • Развивать интерес к лепке предметов по мотивам мордовской народной игрушки.
  • Познакомить с техникой изготовления глиняной игрушки, учить лепить предмет из нескольких кусочков глины, соблюдая пропорциональное соотношение частей, характерное для данного вида народной игрушки.
  • Поощрять стремление украшать при помощи стеки вылепленные изделия стилизованным мордовским узором («крест», «галочка», «елочка»).
  • Воспитывать интерес к аппликации по мотивам мордовского орнамента.
  • Учить создавать более сложные комбинации узоров из готовых деталей орнамента способом последовательного наклеивания.
  • Учить выполнять элементы мордовского узора («крест», «галочка») путем сгибания листа на четыре части и вырезания по готовой разметке.
  • Продолжать учить составлять разнообразные узоры на квадрате, круге, полосе, ритмично чередуя их по цвету, форме, величине.

СТАРШАЯ ГРУППА (от 5 до 6 лет)

Декоративное рисование

Лепка

Аппликация

  • Продолжать знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, учить рисовать узоры по ее мотивам на бумаге разной формы, на силуэтах, изображающих предметы быта (салфетка, полотенце, фартук).
  • Учить передавать колорит росписи.
  • Развивать чувство цвета и композиции.
  • Учить располагать элементы узора в зависимости от назначения предмета.
  • Ввести рисование элементов: «квадрат с продленными сторонами», «восьмиконечная звезда», «ступеньки».

  • Воспитывать у детей интерес к лепке предметов по мотивам мордовской народной игрушки.
  • Познакомить с техникой изготовления глиняной игрушки (конь, барыня), учить лепить из целого комка глины и по частям, передавать в лепке выразительность образа, характерные особенности мордовской народной игрушки.
  • Учить расписывать изделие гуашью, украшать способом «налепа», «углубленного рельефа».
  • Учить детей лепить посуду (блюдо) из целого комка глины.
  • Совершенствовать технические навыки при создании композиций по мотивам мордовского орнамента, учить вырезать элементы узора по готовой разметке («крест», «квадрат с продленными сторонами», «восьмиконечная звезда», «ступеньки»), составлять узоры, наклеивать полученные геометрические формы.
  • Формировать композиционные умения, учить ритмично располагать элементы узора на листе бумаги, выделять центр, стороны и углы.
  • Учить украшать в технике аппликации различные по форме предметы быта и одежды мордвы (чашка, блюдо, кувшин, ваза, рукавица, фартук, платье для куклы и др.).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (от 6 до 7 лет)

Декоративное рисование

Лепка

Аппликация

  • Закреплять умения рисовать узоры по мотивам вышивки, передавая их колорит.
  • Учить составлять узоры на силуэтах, изображающих предметы быта (посуда для кукол), одежду (мордовские рубахи, головные уборы).
  • Учить оформлять силуэты кукол в мордовских костюмах.
  • Развивать чувство цвета и композиции.

  • Воспитывать интерес к лепке скульптур по мотивам народной игрушки Мордовии, учить лепить из целого комка глины игрушки более сложной формы.
  • Показать технику изготовления птички-свистульки.
  • Учить лепить скульптурные группы из 2-3 фигур, сохраняя пропорциональные соотношения по величине и характеру образа.
  • Учить выполнять декоративные пластины способом «налепа» по мотивам мордовского изобразительного искусства.
  • Закрепить умения лепить посуду из глины разными способами (пластическим, конструктивным, комбинированным), расписывать изделия гуашью.
  • Учить вырезать элементы узора более сложных форм по готовой разметке («квадрат с продленными сторонами и углами», «с-образный элемент»).
  • Познакомить с новым изобразительным приемом – изображением сетчатого орнамента (повторение и чередование элементов в «шахматном порядке»).
  • Продолжать учить ритмичному расположению на листе бумаги, учить украшать части национальной одежды (рубаху, головной убор) в технике аппликации.

В самобытном искусстве Мордовии заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребенком. Поэтому искусство может выполнять важные функции: обогащения мира духовных переживаний ребенка, развития художественно-творческих способностей, любви к малой Родине, любви и уважения к прошлому своего народа и народов, живущих рядом с ним, понимание художественной ценности предметов народного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»

1.Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения. Ответ: Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни,...

Введение регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников

Использование регионального компонента на занятиях по рисованию....

Региональный компонент в изобразительной деятельности детей в ходе реализации проекта "Мой край родной"

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.Для совреме...

Национально-региональный компонент в изобразительной деятельности

На занятии использована педагогическая технология Л.Г. Васильевой "Этнохудожественное развитие детей в рисовании"...

публикация на тему: Национально-региональное содержание в непосредственной-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений.

Непосредственная - образовательная деятельность, видится нам как интегрированное деятельность педагога и воспитанника, а не предметное занятие, как это было раньше. Практика показала возможным знакоми...

"Особенности национально –регионального компонента в изобразительной деятельности"

Национально-региональный компонет-это часть содержания воспитательно-образовательного процесса, которая отражает национальное своеобразие культуры данного региона....

Презентация "Внедрение регионального компонента в игровую деятельность дошкольников"

Описание опыта работы педагогов по внедрению регионального компонента в игровую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игрового пособия – «Дом мале...