Посиделки у свечи "Сказки"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Самарская Наталия Геннадьевна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с  творчеством А.Н. Афанасьева , И.Я. Билибина. В ходе занятия дети с помощью презентации знакомятся с биографией сказочника и художника, повторяют  и обобщают знания о русских народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki_skazki_u_svechi_-_kopiya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Посиделки "Сказки у свечи”

Разработала:

   Самарская Наталия Геннадьевна

Педагог дополнительного образования

Мыскаменского филиала ЯЦВР

Мыс Каменный, 2015 год

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с  творчеством А.Н. Афанасьева , И.Я. Билибина.

Задачи: 

  • воспитывать любовь к Родине и народной культуре;
  • повторить и обобщить знания учащихся о русских народных сказках;
  • формирование устойчивой мотивации к изучению устного народного творчества;

Посиделки «Сказки у свечи»

1. инициация (начало образовательного мероприятия, знакомство)

Метод  приветствия  «Ладошки - свечи»

Вед: Здравствуйте, мои дорогие, мои хорошие! Проходите, садитесь! Сегодня я вас позвала к себе на посиделки и что я должна сделать?

Ответы детей:  Зажечь свечу!

Слайд 2.

Вед: Помните, мои хорошие! Свечка зажигается – сказка начинается! Как у нас хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки. Какой он, этот огонёк? Что вы чувствуете?

Ответы детей:  От него тепло, светло.

Вед: Соедините свои ручки вместе, от локотка до пальчиков. Посмотрите, наши ручки похожи на свечи, чувствуете , как внутри ладошек становится всё теплее  и теплее. А теперь соедините свои ручки с ручками соседей и почувствуйте, как  становится тепло внутри ваших соединённых ладошек. Это душевное тепло, нам хорошо, спокойно и уютно здесь. Мы поделились своим теплом с товарищами!

Вед: А кто я, дети?

Ответы детей: Сказочница!

Слайд 3.

2. вхождение или погружение в тему (сообщение целей образовательного мероприятия)

Вед: Правильно, я – сказочница. Я рассказываю вам сказки, знакомлю со сказочными секретами. К нам приходят сказочные герои из разных сказок. А где живут сказки?

Ответ детей: В книжках.

Слайд 4.

Вед:  Правильно, сказки живут в книжках. И дома у сказок разные, есть новые, а есть вот такие старенькие, ветхие, как избушки-развалюшки.( показ выставки книг) Как вы думаете, ребята, почему одни книжечки похожи на дворцы, а другие на избушечки — развалюшечки?

Ответ детей: Одни новые,  большие, блестящие, а другие  - старенькие, залатанные – их много читали и сделали их давно.

3. интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

Вед:  Правильно, дети! Любите ли вы сказки?       

Вы ведь знаете их огромное множество: о мышке-норушке и лягушке-квакушке, о хитром мужике и глупом барине, о богатырях и королевнах, о Змее-Горыныче и Бабе Яге, о волшебных приключениях и чудесных превращениях…
          Сказки - это наше первое знакомство с литературой, первые уроки доброты, трудолюбия, храбрости, справедливости. Значит, чем больше сказок знаешь, тем мудрее станешь!
         Чтобы вы могли сказки знать выпускают книжки сказок. И сегодня я хочу познакомить вас, дети, с теми, кто очень много сделал, чтобы вы могли радоваться сказкам.

Слайд 5.

Вед:  Афанасьев Александр  Николаевичем,  этнограф, собирателем сказок и устного народного творчества (пословиц, поговорок, загадок, потешек). За восемь лет он собрал, изучил и издал огромное количество русских народных сказок волшебных и бытовых, сказок потешных и сказок о животных. Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания народных сказок, которое по богатству можно сравнить с афанасьевским.
          «Шестьсот сказок - не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, - шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев».
          Так их и называют теперь - «Сказки Афанасьева», самого Афанасьева со- творцом русских сказок.

 Слайд 6.

Вед:  Родился Александр Николаевич11 июля 1826 года в уездном городе Богучаре Воронежской губернии.  

Слайд7.

Вед:  Вскоре Афанасьевы переехали в Бобров, где отец семейства долгое время служил стряпчим - мелким судейским чиновником. В этом доме в городе Бобров маленький Сашенька жил с трех лет. 

Слайд 8.

Вед:  В воспоминаниях А.Н. Афанасьева отмечено, что его отец «справедливо почитался за самого умного человека в уезде, и к нему многие обращались за советами».

Слайд 9.

 Вед:  «Наслаждение и трепет» охватывали Сашу, когда вечерами в углу темной комнаты, затаив дыхание, он слушал волшебные, поучительные и добрые истории в изложении дворовых женщин. Вспыхнувшая позже любовь к книгам не изгладила этого ярчайшего впечатления от устных народных сказок.

Слайд 10.
Вед
:  В 1870 году стараниями А.Н. Афанасьева в России вышла книга «Русские детские сказки». В неё входили такие знакомые и любимые всеми нами сказки, как «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Морозко» и многие другие.

Слайд 11.

Вед:  Представить детскую отечественную литературу без них сейчас невозможно. Записав эти сказки, передаваемые ранее из уст в уста, от поколения к поколению, Афанасьев спас их от забвения и сделал доступными для всех. Очень много интересных сказок вы, ребята, можете прочитать в сборниках А.Н.Афанасьева. Все они удивительно разные, но, если задуматься, есть в них нечто общее: свои сказочные секреты. Эти сказки учат жизни, они, как правило, имеют счастливый конец, в них добро обязательно побеждает зло, присутствуют волшебные элементы, фантастика, мечта о чудесах. Все сказки сказываются необыкновенно поэтическим языком, в них много эпитетов и интересных сравнений – значит, сказки учат нас красиво говорить на родном языке. Что же это за сказочный язык? Давайте вспомним как сказки начинаются, с каких слов.

Слайд 12.

Ответ детей:

В некотором царстве, в некотором государстве…

Жили – были…

Давным – давно, в давние времена…

Жил – да был…

Вед:  По окончании сказки бывают концовки – конечные присказки. Например: «А Мартынка и теперь живёт, хлеб жуёт…», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка». А какие концовки знаете вы?

Слайд 13.

Ответ детей:

Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!

Вед:  В каждой сказке есть сказочный герой. Угадайте – ка ребята, сказочных героев!

Слайд 14-20

Красная девица грустна.
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. 
(Снегурочка)

 В небесах и на земле
Скачет баба на метле, 
Страшная и злая,
Кто она такая? 
(Баба-Яга)

 У Аленушки-сестрицы 
Унесли братишку птицы 
Высоко они летят
Далеко они глядят. 
(Гуси-лебеди)

 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то, 
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? 
(Царевна-лягушка)

 Посадил ее дед в поле
Лето целое росла. 
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. 
(Репа)

На сметане был мешен 
В русской печке испечен 
Повстречал в лесу зверей 
И ушел от них скорей. 
(Колобок)

Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят. 
Проник обманом серый в дом. 
Коза потом его нашла, 
И всех детей она спасла
(Волк)

Вед: В сказках добрым и честным героям помогают волшебные предметы. Отгадайте –ка загадки!

Слайд 21.

Конкурс «Волшебные предметы»

  1. Сказочная обувь, прекрасно заменяет скорый поезд. Необходима для игры в догонялки. (сапоги-скороходы)
  2. Предмет кухонного убранства, Необходима для приглашения всего детского сада на чаепитие. (скатерть-самобранка)
  3. Волшебный головной убор. Незаменим для игры в прятки (шапка-невидимка)
  4. Совершенно обыкновенная вещь, ничего не стоит найти на улице, но исполняет самые необыкновенные желания (волшебная палочка)
  5. Транспортное средство для одной сказочной бабушки (ступа и метла).
  6. Указатель пути из ниток.
  7. Фрукт, дающий молодость.
  8. Украшение на пальчик.

Слайд 22.

Релаксация

(Игра «Потягушки  - порастушки»

(дети встают со скамеечек, выполняют движения)

Ручки вверх — все потянулись,

Все к друг — другу повернулись,

Все друг — другу улыбнулись,

Встали, снова потянулись,

Все к друг — другу повернулись,

Все друг — другу улыбнулись,

Потягушечки — порастушечки!

Слайд 23

Игра "Волшебный сундучок"

Вед: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется    «Волшебный сундучок». В сундучке находятся сказочные предметы.   Нужно вспомнить, в какой сказке они встречаются.

Сказки: 

"Маша и медведь" – пирожок;
"Курочка Ряба" – золотое яйцо;
"Финист" – ясный сокол – перышко;
"Царевна-лягушка " – стрела Ивана царевича; 
"Крошечка-хаврошечка" – яблоко;

Игровой  метод в виде учебной игры:

1 группа -  « Все герои по домам»,

2 группа - « Книжкин дом».

Вед: Ты ещё много чего нового узнаешь, Кузенька, на наших посиделках. Я принесла вам, ребята, волшебный мешочек и вошебную шкатулочку.Те дети, кто сидит справа от меня будут выполнять задание, которое называется : « Все герои по домам». Им нужно угадать в каком сказочном доме живёт герой и  поселить его там. На столе лежит лист , где нарисованы  сказочные дома, а в мешочке фигурки сказочных героев. Для ребят, которые сидят слева от меня задание «Книжкин дом» будет такое : нужно достать из шкатулочки книжки — малышки, прочитать какая это сказка, вспомнить главных героев и разложить по видам. На столе для вас лежит лист, на нём нарисованы животные, волшебник, предметы быта. Какая сказка — туда нужно положить книжечки. Ну, что ж приступаем.

(Дети работают самостоятельно, затем проверка работы в группах, самооценка и взаимооценка в группах.)

Вед: Молодцы, дети! Все справились с заданием!

Слайд 24

Вед:  Красивые книжки - малышки сказок я вам принесла, ребята! Есть очень важная часть сказок – картинки, или как их называют иллюстрации. И сегодня я хочу вас познакомить с еще одним замечательным человеком, который помог сделать сказки, собранные Александром Николаевичем Афанасьевым красочными.  Это Билибин Иван Яковлевич. У него тоже в этом году юбилей, 140 лет со дня рождения.

Слайд 25

Иван Яковлевич Билибин проиллюстрировал семь сказок  Александра Николаевича Афанасьева:

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

«Белая уточка»,

«Царевна-лягушка»,

 «Марья Моревна»,

«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке»,

«Перышко Финиста Ясна-Сокола»,

«Василиса Прекрасная».

Слайд 26

Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Ивана Яковлевича отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Ко всем книгам художник рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги.

 Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

Слайд 27, 28

В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами.

Слайд 29

Вед: Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?).  Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны. Самые запоминающиеся и красивые сказки-волшебные.

Слайд 30

Вед: Сказки, собранные выдающимся русским фольклористом Александром Николаевичем Афанасьевым и проиллюстрированные Билибиным Иваном Яковлевичем– удивительное и уникальное явление в русской литературе и шире – в русской культуре. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» – эти слова Пушкина как нельзя лучше подходят для характеристики собрания сказок Афанасьева. Из глубин веков течет сквозь них опыт и мудрость народа.

5. Реффлексия.

Ребята, наши посиделочки  подошли к концу. С кем же мы сегодня познакомились и как они связаны с русскими народными сказками? В какие замечательные игры мы сегодня поиграли?  

Вопросы детям:

  1. Кто сочиняет сказки?
  2. Кто рисует рисунки к сказкам?
  3. Из каких частей состоит сказка?
  4. Что такое «волшебные предметы», и какие предметы мы знаем?
  5. Где живут сказки?
  6. Справились ли мы с заданием, расселяя героев по сказочным домам?
  7. Справились ли дети с заданием, раскладывая книжки — малышки по видам сказок?

Я убеждена в том, что ваше знакомство с замечательными сказками А.Н.Афанасьева, иллюстрированными Билибиным Иваном Яковлевичем будет продолжаться.

Понравились ли вам наши посиделочки? Какое у вас настроение вы покажите мне с помощью ваших ладошек. Если хорошее — разверните ладошки ко мне, если не очень -разверните ладошки к друг другу, ну, а если совсем плохое, отверните ладошки от меня.

Спасибо, я очень рада, что вы все развернули ладошки ко мне и дарите мне своё тепло. Я тоже ( повернуть ладони к детям), довольна вами, спасибо за прекрасное общение на посиделочках.

 Закончилась наша сказка, а вам, ребята – бараночек связка!

Слайд 31

Спасибо за внимание!                                         

Литература:

  1. Афанасьев А.Н. Сказки. – М.: 1999
  2. Воспитание школьников – журнал №8, 2002
  3. Степанов В. Сказочные загадки. – М., 2006.
  4. Русские народные сказки. Сост. Аникин В.П. – М., 1987.
  5. Фольклор народов России. Сост. Калугина В.И. –М., 2002.
  6. Яценко И.Ф. Внеклассное чтение во 2 классе. – М., 2006.
  7. Серия «Воронежские писатели – детям». Как я был репкой. Сост. Бондарев А.В. – Воронеж, 2006.

Электронные ресурсы:

http://bookfi.org/g/Афанасьев%20Александр%20Николаевич

http://libatriam.net/author/600647

http://coollib.net/a/1349

http://biography.yaxy.ru/01010800.htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные посиделки "Рукотворная сказка семьи Юшиных". Воспитатели: Кныш Л.Н., Позднякова Т.А., старший воспитатель Галушко В.И.

На семейной встрече присутствовали мамы, бабушки, папы. Целью данного мероприятия было выяснить, что такое семья и  какая семья называется счастливой. Присутствующих познакомили  с...

Цикл посиделок "Сказки у свечи"

Пояснительная запискак циклу посиделок«Сказки у свечи» Долшкольный возраст – это дети, посещающие ясли и детские сады. Но, так же, как это не печально, дети, живущие в домах – ребёнка и в д...

Посиделки "Весенние сказки" из цикла "Сказки у свечи"

Занятие - посиделки "Весенние сказки" из цикла занятий "Сказки усвечи" направлено на воспитание нравственных начал через всприятие сказок, имеющих общечеловеческие ценности, на воспитание у детей любв...

Конспект ООД "Зимняя сказка"нетрадиционная техника рисования ( граттаж,свеча+акварель)

Нетрадиционная техника рисования Непосредственно образовательная деятельность с учётом областей: "Коммуникация",Художественное творчество", Познание","Музыка",Чтение художественной литературы"Нет...

сценарий сказки "Белкины посиделки"

Сценарий для инсценировки сказки по мотивам произведений Г.Скребицкого с использованием стихов Е. Трутневой, М. Яснова, Р. Оршанской., Б. Заходера, И. Токмаковой и авторские рифмованые строки....

Посиделки "Эти дивные русские сказки!"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста....