Преемственность детского сада и школы.
консультация (подготовительная группа) на тему

Шишкина Татьяна Евгеньевна

В этой работе рассказывается о приемственности между детским садом и школой. Этапы работы со школой, экскурсии, работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_preemstvennosti.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по преемственности детского сада и школы

Автор: Шишкина Т.Е. воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад N 50» г. Воронеж

Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики. Такой вывод мы сделали, проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу.
При отборе форм и методов в работе с детьми мы опирались на педагогические принципы (общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения):
- целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе учета возрастных особенностей детей;
- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятия);
- единство содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе;
- личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей-дошкольников;
- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
- принцип доступности;
- принцип системности и последовательности.

Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет некоторые его элементы, обеспечивая плавный переход ребёнка из детского сада в школу.

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов её осуществления. Она предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Цель: обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные.
Задача: с помощью знаний  заложить фундамент активной жизненной позиции;  последующая успешная адаптация к школе.
Для нас, воспитателей, обеспечить преемственность – это позаботиться о том, чтобы  дети прошли успешную адаптацию в школе. Живое взаимодействие между школой и дошкольным учреждением можно наладить где угодно, было бы желание и взаимный интерес.
Подобное взаимодействие делает жизнь интереснее не только детям, но и воспитателям детского сада и учителям школы.

Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:
1. Заключение договора о совместной работе ДОУ и школы.
2. Планирование совместных со школой мероприятий.
3. Анализ школьной успеваемости выпускников ДОУ.
Первым шагом нашей работы по преемственности со школой было заключение договора. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем. Воспитатель и учитель 1 класса знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых будут находиться дети. Воспитатель помогает учителю узнать детей,  индивидуальные особенности, склонности, интересы.
Наблюдая детей в течение нескольких лет, воспитатель советует учителю, какие методы воспитания и обучения наиболее приемлемы по отношению к тому или иному ребенку. Такая информация бывает  полезна учителю, сокращает  для него время знакомства с новыми учениками.
План совместной работы предусматривает взаимное посещение школы и детского сада воспитателем и учителем с целью ознакомления с формами и методами работы, участия в педагогических советах, совместного проведения родительского собрания, взаимного консультирования, изучения программы воспитания в детском саду и программы 1 класса.

Вторая часть плана – ознакомление детей со школой. Она включает экскурсии в библиотеку, в спортивный зал, в пустой класс, а затем и посещение урока.

Мы проводим встречу  детей в детском саду с выпускниками прошлых лет. Сюда входят и совместные мероприятия со школьниками:
1. Изготовление игрушек.
2. Показ кукольного театра.
3. Посещение праздника «Прощание с букварем».
4. Совместные праздники «Зимние каникулы», «День здоровья»,  «Масленица» и т.д.

 В этом году у нас из старшей группы в первый класс поступило 3 ребенка. Мы пригласили первоклассника на интервью «Как я провёл первый день в школе». Дети очень обрадовались встрече. Было задано огромное количество вопросов.                  
Ребёнок не должен боятся нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности.
В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация.
Поэтому мы готовим  малыша к грядущим переменам в привычных условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.
Большую помощь оказывает сюжетно-ролевая игра — «Школа». Игру проводим в 4 этапа:
1. Подготовка к игре (беседа о школе, экскурсия в школу); 2. Изготовление атрибутов (пеналы, ручки, карандаши, портфели); 3. Обыгрывание с куклами (воспитатель-учитель), самостоятельная игра с куклами; 4. Самостоятельная игра детей (роли разыгрываются поочередно, воспитатель наблюдает – роль директора).
Эта игра помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику. Мы часто играем в «Школу».

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого мы используем:
1. Экскурсии (к зданию школы, затем в библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую), виртуальные экскурсии в современные школы.
2.Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
3. Рисование на темы: «Здание школы», Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника «Прощание с букварем».
4. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
5. Ознакомление с пословицами, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.
6. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
7.Словесные и дидактические игры на школьную тематику.                                       8. Соревнования: «Кто быстрее соберет портфель», «Сложи слово», «Реши пример» и т.д.
Чтобы безболезненно перейти к восприятию новой ситуации, ребенку потребуется больший или меньший «островок стабильности». Поэтому целесообразно не обрушивать на него все школьные новшества сразу, а обратить внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты ситуации пока не затрагиваются. Пусть вначале это будут вещи, учебные принадлежности, школьная форма, которую можно рассматривать на картинках, а затем зайти в школу, посидеть за партой.
Ребенок в щадящем режиме, без временного ограничения, ознакомится с видом и назначением вещей, которые вскоре станут его постоянным окружением. В другой раз стоит остановиться на нормах и правилах, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику». Далее объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть и пролистать, но и попробовать выполнить какое – либо задание.
Все вышеперечисленные формы и методы были включены в целостный педагогический процесс.

        Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями мы отобрали очень интересный и необходимый материал и постарались разнообразить формы работы:
1. Устный журнал. Там рассматривались вопросы:
- «Ваш ребенок – будущий первоклассник»
- «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».
- «9 советов родителям будущих первоклассников».
- Выставка на тему: «Это нужно для школы».
2. Консультации на тему:
- «Как выбрать школу».
- «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу»
- «Немного об игре» и т.д.
3. Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»
4. Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе».
5. Рекомендации родителям будущих первоклассников.
6. Разработаны планы работы всех специалистов с родителями детей-выпускников.                                                                                                              7. День открытых дверей для школьных учителей и родителей.
В процессе нашей работы составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.
Таким образом, психолого-педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с другом.

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», - так писал В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.

Мы приходим каждый год  на торжественную линейку первого сентября со своими дошколятами, и видим, как стоят наши нарядные, взволнованные, уверенные или испуганные, гордые собой или несчастные от чувства одиночества наши выпускники, как они  ищут глазами родителей и воспитателей, надеясь на их поддержку.
Как сложится их школьная жизнь? Готовы ли они к новой роли учеников и одноклассников? Это зависит и от нас с вами, уважаемые коллеги, учителя и воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по преемственности детского сада и школы

Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопрос...

доклад о преемственности детского сада со школой

доклад о преемственности детского сада со школой...

преемственность детского сада и школы

презентация сетевого взаимодействия детских садов и школы по преемственности художественно эстетического развития воспитанников...

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»

обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...

Концерт "Наш любимый детский сад" по преемственности детского сада и школы.

Концерт был показан в рамках сотрудничества детского сада и школы перед учителями  школы и воспитателями детского сада. Выступление детей очень понравилось, было ярким, разнообразным, красочным и...

Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему: « Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)

Преемственность детского сада и школы - образовательная   деятельность на тему:« Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)...