Педагогический опыт «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».
материал на тему

Касьянова Елена

Тема моего педагогического опыта: «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».

Эту тему я выбрала потому, что считаю и твердо убеждена в том, что, именно занятия с детьми музыкой являются самым действенным методом нравственного воспитания личности ребенка. Именно музыка, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, формирует его коммуникативные качества, раскрывает индивидуальные и творческие способности, приобщает детей к музыкальному искусству в целом, формирует его музыкальный вкус.

Занятия музыкой несут в себе музыкальную «информацию», т. е. дают знания о музыке, приобщают к музыкальной культуре, формируют его взаимоотношения друг с другом в процессе различных видов музыкальной деятельности. На музыкальных занятиях общих и индивидуальных, я в доступной форме объясняю детям, как музыка может выражать настроения и чувства, знакомлю детей с музыкальными жанрами, с музыкальными инструментами и игрушками, с музыкой разных времен и стилей, с изобразительными моментами в музыке, тем самым приобщая к музыкальному искусству через восприятие музыки. Я заметила, что, делая акцент на восприятие музыки, в процессе занятий, у детей расширяется не только багаж знаний о музыке, но и формируется эмоциональная компетентность, чем она выше, тем соответственно выше уровень интеллекта. Занимаясь музыкой, ребенок познает окружающий его мир звуков, являясь в нем исследователем. Основное направление моего опыта работы – формирование в детях духовно – нравственного начала, его гражданской позиции, развитие дошкольника как личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasyanova_-_opyt_raboty.docx71.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………………

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и

данном образовательном учреждении ………………………………………

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и музыкальном образовании ……………………………………

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта ……………………………………………………………………………………

2. Психолого – педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта …………………………………………………………………………………….

3. Педагогический опыт …………………………………………………………

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте ……………………………………………………………

3.2.Актуальность педагогического опыта ………………………………………

3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте ………………………

3.4. Результативность педагогического опыта …………………………………..

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта ……………………………………………………………………………………….3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта ………………

3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта………………………………………………………………………………..

Выводы ……………………………………………………………………………..

Библиографический список ……………………………………………………….

Приложение ..............................................................................................................

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО - ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

1.1.ИСТОРИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ПЕДАГОГИКЕ

«Именно творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития, результатом которого является инициативность и самостоятельность мышления»

Л.С. Выготский.

Музыкально – творческие способности являются одним из компонентов общей культуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и другие, основой музыкально – творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

 Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выгодского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.

 Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое оздоровление.

 Таким образом, мы видим, какое широкое влияние оказывает музыка на всестороннее развитие человека во всех областях: нравственной, эмоциональной, физической.

Список литературы:

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. Логинова Издательство Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2011г.
  2. Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова Издательство Москва 2000.
  3. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. А. Гогоберидзе, В. Деркунская. Издательство Санкт – Петербург «Детство- Пресс»
  4. Музыкальное развитие детей. О. Радынова. Издательство Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1997г.
  5. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. А. Буренина. Издательство Санкт – Петербург 2000г.
  6. Топ – хлоп, малыш. Программа по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет. А. Буренина, Т. Сауко. Издательство Санкт – Петербург 2001г.
  7. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно – методическое пособие. О. Князева, М. Маханева. Издательство Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 1998г.
  8. Дошкольникам о кубанском фольклоре. Программа . Г. Бочтарева, Т. Бурлакова. Издательство Краснодар 2006г.
  9. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Т. Тютюнникова . Учебно – методическое пособие. Издательство Санкт – Петербург 2003г.
  10. Музыкальные минутки для малышей А. Буренина. Педагогический альмонах . Издательство Санкт – Петербург2006г.
  11. Коммуникативные танцы – игры для детей. А. Буренина. Издательство Санкт – Петербург 2003г.
  12. Пусть музыка звучит. Т. Юрченко. Издательство Краснодар 2004г.
  13. Эмоциональный опыт ребенка в познании искусства. Т. Юрченко . Методическое пособие. Издательство Краснодар 2002г.
  14. Пестрые страницы. Т. Юрченко. Упражнения для дошкольников. Издательство Краснодар 2007г.
  15. Танцуй, малыш. Т. Суворова. Издательство Санкт – Петербург 2003г.
  16. Народный календарь. С. Николаева. Методическое пособие по планированию работы с дошкольниками. Издательство Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2004г.
  17. Музыкальный руководитель. Журнал. В. Кузина. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»
  18. Музыкальная палитра. Журнал. А. Буренина
  19. Дошкольное воспитание. Т. Гризик. Научно – методический журнал.
  20. Ребенок в детском саду. М. Кузина. Методический журнал.

2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом компенсируется в дальнейшей взрослой жизни. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать ее настроениям. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Дошкольное детство на наш взгляд является благоприятным периодом для развития музыкально - творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы тем самым будем способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности.

В течение пяти лет я работаю над темой: «Формирование и развитие коммуникативно-личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».

Система работы по данной теме предполагает поэтапную, целенаправленную деятельность в данном направлении. В связи с чем, я составила модифицированное перспективное планирование для каждого возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цель перспективного планирования - конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность, педагогическую целесообразность. В перспективном плане я отразила последовательность и содержание, представленное программными задачами.

 Содержание и особенности системы работы по музыкальному воспитанию в МБДОУ детского сада № 1 «Березка» заключается в принципиально новом подходе к проведению музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста.

Ребенок исследует, познает окружающий его мир через эмоции, звуки музыкальные и немузыкальные, элементарное музицирование, через мелодекламации и ритмодекламации, музыкальные сказки и театрализованную деятельность, через музыкотерапию и творчество, развивая свои коммуникативные, личностные качества, раскрывая для себя целый мир эмоций, формирующий его творческую деятельность.

Восприятие музыки является основной частью музыкальных занятий, ее основой, формирующей музыкальный вкус дошкольника, его музыкальную культуру как часть общей культуры человека, его духовно – нравственные качества личности.

С помощью творческих заданий, поисковых ситуаций, возникающих на музыкальных занятиях, формируются коммуникативные качества, нормы поведения в детском коллективе (чувство товарищества, коллективизм, стремление помочь, оказать внимание, проявить чуткость и др.)

Оказывая каждому ребенку педагогическую поддержку, развивая его творческий потенциал, музыкальные способности, тем самым я стремлюсь к формированию целостной, интеллектуально развитой личности, которая отвечает духовно – нравственным требованиям современного общества.

1.3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОПИСАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

  •  Музыкальность – это комплекс способностей, позволяющий активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности;
  • Индивидуальные способности – индивидуально – психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения;
  • Творческие способности – это естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности;
  • Эмоциональные способности – это те личностные и социальные навыки, которые ведут к наивысшему совершенствованию. С развитием эмоциональных способностей связана эмоциональная компетентность;
  • Креативность - Способность к созданию чего-то нового и индивидуального (творческая работа, музыкальная импровизация и т.д).
  • Коммуникативная компетентность - свободное выражение детьми своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств 
  • Интеллектуальная компетентность  - способность к логическим операциям, речевому планированию, к практическому и умственному экспериментированию, символическому моделированию.
  • Самосознание и самооценка - осознание своего положения в системе отношений с взрослыми и сверстниками.
  • Социальная компетентность ребенка – это полученный багаж музыкальных впечатлений, умений и навыков позволяющий ему выбирать линию поведения, соответствующую ситуации, проявлять инициативу, творчество, быть активным, эмоциональным, проявлять коммуникативные личностные качества.
  • Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.
  • Принципы: гуманизации; учета возрастных и индивидуальных особенностей; учета и развития субъектных качеств в организации музыкально – художественной деятельности; педагогической поддержки; профессионального сотрудничества и сотворчества; целенаправленности восприятия музыки дошкольниками; отбора музыкальных произведений; систематичности и последовательности; продуктивности музыкально – художественной деятельности, синкретичности.

2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Старшая группа № 9 «Непоседы».

 Количество детей в группе – 32 ребенка:

В старшем дошкольном возрасте социальная компетентность ребенка, полученный багаж музыкальных, умений и навыков позволяет ему выбирать линию поведения, соответствующую ситуации, проявлять инициативу, творчество, быть активным, эмоциональным, проявлять коммуникативные личностные качества. В группе основная масса детей активных, проявляющих инициативу, с ярко выраженным стремлением заниматься музыкальной деятельностью. В детском коллективе группы основная масса дошкольников эмоциональны и отзывчивы, внимательны и индивидуальны. Во время общения со сверстниками проявляют свои коммуникативные качества, чувствуют сплоченность и поддержку со стороны педагогов группы Большинство детей считают возможным попросить о помощи и оказать ее другим, учитывая желания других дошкольников. Могут сдерживать себя, обосновывать свои ответы, высказывать свои суждения, вносить предложения, несогласие в социально-приемлемой форме. Коммуникативная компетенция проявляется в свободном выражении детьми своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических)средств.  Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к логическим операциям, речевому планированию, к практическому и умственному экспериментированию, символическому моделированию. Дети проявляют осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеют свои музыкальные способности и предпочтения, знают о некоторых природных явлениях и их закономерностях, осознают значимость занятий музыкой, проявляют интерес к совместной музыкальной деятельности и творчеству.

Подготовительная группа № 8 «Почемучки»

Количество детей в группе – 26 человек.

 Дети данной группы очень любят танцевать и петь, владеют своим телом, различными видами движений. Имеют адекватные представления о своем физическом облике и здоровье. Владеют культурно-гигиеническими навыками. Проявляют креативность. Способны к созданию чего-то нового и индивидуального: песенной импровизации, рисунка, конструкции, движения и т.д. Эти творческие проявления отличаются оригинальностью, вариативностью и индивидуальностью. Инициативность проявляется во всех видах деятельности детей. Ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Каждый ребенок может найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в музыкальную деятельность, поддержать разговор, предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, стойкой мотивацией достижений, изобретательностью. Важно отметить самостоятельность и ответственность данной группы. Дети владеют навыками самообслуживания, замечает нарушения порядка в быту и природном окружении. Способны проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Самостоятельный ребенок — это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и умеющий понять, исправить и избежать ее в дальнейшем.  Каждый ребенок группы способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных желаний, на основе собственных побуждений (данного слова, обещания) и установленных правил. Большинство детей проявляют настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе. Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения у дошкольника группы № 8 основана на его компетентности и воспитанности. Дети данной группы знают, как себя вести в экстремальных ситуациях, понимают необходимость «придерживания» социально-детерминированных запретов (нельзя идти куда-то с незнакомым человеком и т. д.) и правил (нужно соблюдать правила перехода улицы, использовать предметы по назначению, понимать непредсказуемость поведения животных и т. д.). Самосознание и самооценка. Ребенок осознает свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Стремится выполнять деятельность, значимую для него самого и окружающих. Ребенок в группе № 8 способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности. Вместе с тем для многих детей характерна завышенная самооценка, что является своеобразным защитным механизмом, направленным на сохранение положительного самоуважения. У детей данной группы сформировано чувство собственного достоинства, которое проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми, отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство выступает как ценное качество личности, которое требует поддержки со стороны музыкального руководителя, всех работников детского учреждения и родителей. 

3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

3.1.ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.

 Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на музыкальных занятиях я использую основные педагогические методы: наглядный, словесный и практический.

В процессе работы с детьми очень важен наглядный метод. Именно он позволяет добиться наилучших результатов в работе.

Наглядный метод можно разделить следующим образом:

  1. Наглядно-слуховой (исполнение музыки);
  2. Наглядно-зрительный (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).

Систематическое введение цифровых образовательных ресурсов позволяет систематизировать знания детей о музыке, внести эмоциональный аспект в музыкальное восприятие, развивать образное и ассоциативное мышление дошкольника.

 Музыка на моих занятиях звучит как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку: от детских песен, народных мелодий, до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширяет кругозор детей, развивает художественный вкус. На занятиях также я использую аудиозаписи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание с «живым» исполнением. Так, музыкальное произведение в «живом» исполнении сравниваю с записью (оркестр, хор). Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменение характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

 Симфоническую музыку предлагаю слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность.

Все, что видит ребенок, соприкасаясь с освоением музыкального материала, представляет собой зрительную наглядность.

 Зрительная наглядность имеет очень большое значение. Она используется, для того, чтобы усилить впечатления детей от музыки, развить фантазию, вызвать в их воображении зрительные ассоциации, близкие по характеру музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Чаще всего я использую во время занятий: показ картин, рисунков, цветных карточек, игрушек, видеороликов, музыкальных клипов, презентаций... (Приложение № 1)

 Чтобы процесс усвоения был увлекательным, я широко применяю на практике словесный метод. С помощью интересной беседы стремлюсь привить детям любовь к музыке, расширить представления детей о некоторых явлениях действительности, обогатить их внутренний мир новыми впечатлениями, научить чувствовать музыку, сформировать нравственные качества, опираясь на интересы и индивидуальность каждого ребенка.

Все, чему я научила дошкольников данной возрастной группы, обязательно закрепляю на практике.

 Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

 Во время слушания (восприятия) музыки считаю важным учить детей передавать настроение музыки через движение. Это активизирует осознание детьми характера мелодии. Помогает лучше понять принципы звуковедения (плавное, четкое, отрывистое…); научиться различать средства музыкальной выразительности (акценты, динамика развития, взлеты и падения мелодии); определять темп (неторопливый, стремительный…); ритмический рисунок (четкий, неторопливый и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук, что доступно уже детям младшего возраста, в передаче танцевальных и образных движений.

 Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

 Хочу отметить тот факт, что методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.

 Остановлюсь на характеристике некоторых приёмов, позволяющих более углубленно усваивать детьми предлагаемый материал.

Для наилучшего освоения музыкального образа я использую:

1. Показ с пояснением.

 Все пояснения, описание игровых ситуаций стараюсь сделать лаконичными, краткими, немногословными и очень точными, емкими, яркими.

Для повышения творческой активности регулярно применяю

 2. Игровые приемы.

 Они позволяют мне моделировать музыкальные занятия более продуктивно, повышают творческую активность детей, развивают сообразительность. Использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой прием «эхо», «мои руки – ваши ноги» и др. –это приемы активизации образовательного процесса. Так же, я стараюсь регулярно предлагать детям игры развивающего плана, коммуникативные игры, авторские мелодекламации. (Приложение № 2)

Определенные приемы, помогают мне лучше сформировать процесс восприятия музыки

- Приём погружения в музыку.

 Это воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.

Я могу смело сказать, что в процессе игры ребенок способен лучше раскрыть свой творческий потенциал. Тем самым, изучая творческие стремления детей, всегда стремлюсь  подбирать для дошкольников музыкальные игры развивающего плана, создавать свои собственные игровые технологии: авторская развивающая игра «Волшебные бантики» для детей старшего и подготовительного возраста ». (Приложение № 3 )

В процессе музыкальной деятельности, я считаю необходимым задавать

 - Вопросы к детям (наводящие на мысль или заставляющие думать, размышлять, искать верный ответ).

 Такие вопросы, несомненно, активизируют мышление и речь детей. К ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление). Проведя беседу, необходимо подвести итог. Важную роль играет

 - Оценка качества детского исполнения.

 Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Я уверена, что надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

 В период разучивания песни часто использую следующие методические приемы: проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваю их без музыкального сопровождения, предлагаю прохлопать сложные в ритмическом отношении места, одновременно помогаю детям осваивать текст и мелодию. Полезен прием тихого пения. Это активизирует внимание детей. Работая над чистотой интонации, использую следующие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм…), слогами (Ти-ти-та…), вокализируя мелодию (а-а-а), по строчкам, по фразам, по рядам, «мальчики-девочки», по сигналу, слушаем первый звук, затем повторяем его, поем, как «в одну дудочку играем», первый куплет поем вслух, второй про себя, применяю пение стоя, сидя, с движениями (прихлопы, притопы, пение на игру воображения («кошечка болеет», «собачка лает»). Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат, стремятся к проявлению творчества в пении. Все эти приемы, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения в сочетании с двигательной активностью, вокально – танцевальные композиции я собрала в мою модифицирванную вокально – танцевальную программу «Волшебные нотки» (Приложение № 4)

Репертуар

 Во многом успех музыкального развития детей на моих занятиях зависит от качества используемого мною репертуара. Я считаю, что репертуар должен соответствовать физическим, психическим особенностям ребёнка и удовлетворять двум основным требованиям:

 Художественности.

 Я уверена, что очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, музыка должна быть художественной, яркой, вызывающей эмоциональный отклик у детей, разнообразной по жанрам, стилю, исполнению.

 Музыкальный материал использую в соответствии с программой «Детство» В. Логиновой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой и программы по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурниной… Репертуар по восприятию сгруппирован по темам: «Настроения, чувства в музыке»; «Песня, танец, марш»; «Музыка о животных и птицах»; «Природа и музыка»; «Сказка в музыке»; «Музыкальные инструменты и игрушки».  

 Доступности.

 Это требование рассматриваю как в плане возможности восприятия, так и доступности для двигательной интерпретации соответственно возрастным возможностям.

 Доступность содержания музыкального произведения определяю тем, насколько это произведение близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. (Например, для младших дошкольников - мир игрушек, окружающей природы, произведения, которые вызывают положительные эмоции; для старших - мир волшебных сказок, динамика переживания различных состояний и т. д.)

 Необходимо учитывать и объём музыкального произведения (продолжительность звучания). Наиболее оптимальным считаю продолжительность в 2-2,5 минуты для детей младшего и среднего дошкольного возраста и 2,5-3 минуты для старших дошкольников. Определение доступности двигательных упражнений связано также с анализом следующих параметров:

  • координационной сложности;
  • объёма движений;
  • интенсивность нагрузки.

 Доступность музыкально – ритмических - упражнений относительна.

 Здесь нужно ориентироваться на средние показатели и обязательно соотносить с индивидуальными возможностями детей.

 Формы и методы реализации.

Говоря о нравственно-патриотическом воспитании ребенка в детском саду, я с большим стремлением, кропотливо и регулярно стремлюсь на каждом занятии создать особую  атмосферу доброты, психологического и душевного комфорта.

 Суть нравственно-патриотического воспитания для меня состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

 Я стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами по вопросам использования музыкального материала ценного в воспитательном отношении на комплексных, тематических занятиях и в повседневной жизни ребенка. Предлагая музыкальный материал, я стараюсь всегда раскрыть перед детьми его содержание, значимость, красоту, сделать музыкальные произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Существующий в нашем детском саду мини-музей кубанского быта – казачья горница посещают дети регулярно вместе с воспитателями. Там проводятся занятия, где дети знакомятся с бытом кубанской семьи. Часто во время занятий используется музыкальное оформление, что повышает интерес и внимание к кубанскому фольклору.

 Хочу выделить основное направление, и отметить, что суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему, его личностные и коммуникативные качества. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар проводимых мною музыкальных занятий.

 Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями и специалистами, использую их в разных ситуациях: на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День Матери, который проводится в ноябре и приурочен ко дню празднования Казанской иконы Божьей Матери, концертными выступлениями перед всеми женщинами нашего района. Стало традицией принимать участие в районном мероприятии «Жен Мироносиц». Наш детский сад неоднократно выступал с музыкальными номерами, танцевально – хореографическими композициями, приуроченными к знаменательным и значимым для района датам.

 Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные и казачьи песни, пляски, хороводы, игры. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера С этой целью проводим театрализованные праздники на основе кубанского фольклора (Приложение № 5 )

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача в педагогике дошкольного и школьного возраста, она всегда актуальна и злободневна.

В преддверии празднования Дня Победы, мною была проведена большая предварительная работа с детьми, воспитателями и родителями. Целью этой акции явилось следующее: увековечивание памяти о ветеранах Великой Отечественной Войны через преемственность поколений. С детьми проводились циклы познавательных занятий, развлечения, тематические беседы. К данной работе были приурочены мероприятия, связанные с поддержкой Олимпийских и параолимпийских игр в городе Сочи. А так же акция в поддержку присоединения Крыма к России «Мы вместе!» Итоговым мероприятием данной акции явился торжественный Парад Победы под названием «Победами Российскими гордимся мы с тобой!». (Приложение № 7)

 На парад, проводимый на спортплощадке, были приглашены ветераны, работники тыла, воины - интернационалисты…

В рамках празднования Великой Победы, эта встреча надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, очень важный и значимый для всех. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Малая Родна - поселок Мостовской. Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, традициями. В занятия включаю регулярно видеопрезентации о родном поселке, его природе.

По моим наблюдениям, дети проявляют отзывчивость, учатся любить и охранять родную природу, раскрывать свои музыкальные и творческие способности в процессе предварительной подготовки и проведения музыкальных сказок на экологическую тему таких, как  «Экотопик ищет Чистоград» (Приложение № 6)  

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же бережное отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, передающей изобразительные возможности музыки в создании образов природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Очень часто проводим праздники, развлечения, интегрированные занятия по теме экологии. Планируя такие праздники, я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те, или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

 В нашем детском саду для детей разработана и широко используется «экологическая тропа», по которой дети путешествуют, познавая природу.

Звуки природы: шелест листвы, дуновение ветерка, шум шагов… обогащает звуковой опыт дошкольника, побуждают к исследовательской деятельности.  Краевой семейный экологический проект «Упаковки», проведенный с детьми, натолкнул меня на мысль создать музыкальные шумовые инструменты своими руками из упаковочного материала. (Приложение № 8). 

Компьютер помогает мне подготовиться к занятию, пополнить фонотеку новым музыкальным материалом, фонограммами песен, произведениями классической музыки, в оформлении рабочей программы. По результатам диагностики я оформляю мониторинг, составляю таблицы.

Зарегистрировалась на сайте Maam.ru. Здесь я обмениваюсь опытом с коллегами.

Взаимодействие музыкального руководителя воспитателя и родителей в формировании и развитии коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей детей.

Воспитание музыкальной культуры, формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей ребенка предполагает совместную работу музыкального руководителя, воспитателя и родителей. В этом направлении ежедневно ведется мною определенная работа, результатом которой являются совместные с родителями праздничные утренники, развлечения, родительские собрания с использованием ИКТ (Приложение № 9)

 Совместная деятельность, творческие работы, исследовательская деятельность помогает лучше раскрыть индивидуальные и творческие способности детей

Моя цель – довести до сознания родителей важность формирования у детей музыкального вкуса, развития коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей через различные виды музыкальной деятельности. 

3.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является – народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения… Все, чем жив человек» (Михаил Юхма)

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они требуют повышения эффективности воспитания. В «Конвенции о правах ребёнка» статья 29 сказано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме, т.е. на всестороннее развитие личности ребенка. В настоящее время перед педагогами стоит цель, как помочь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ «Об образовании». Образование служит решению задач формирования общей культуры личности, её адаптация к жизни в обществе…(статья 3 ч.2 п.22). Одной из основных особенностей современного периода развития системы образования в России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития.

Образование, согласно Закону РФ «Об образовании» должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для её самореализации, формирование, картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование. Учреждение, работающее на будущее, должно быть ориентировано на развитие личности ребенка.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Российской Федерации, в дошкольных образовательных учреждениях создаются условия для реализации в воспитательном процессе общечеловеческих, гуманистических ценностей с учётом требований конкретной жизненной ситуации. Решаются задачи – формирование представлений общественных отношений на уровне ближайшей микросреды и принятие её основных норм поведения. Решение этих задач даёт возможность положить фундамент, основ духовной личности, обеспечить чувство психологической защищённости, радости существования, чтобы каждый ребёнок стал: Человеком. Гражданином. Личностью.

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

 Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

 В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала.

 Что же побудило меня заняться заявленной проблемой?

Наблюдения показали, что если музыкальный руководитель не стремится привить детям музыкальный вкус, то дети не проявляют интереса к музыке классической и народной, многие дети невнимательно слушают ее, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения. Такой подход не допустим в нашей практике.

Очень важно, чтобы родители не оставались в стороне. Иногда мы встречаемся с фактами равнодушия: родители, ссылаясь на свою занятость, мало времени уделяют своим детям, дома классическую музыку не слушают, в театры ездят очень редко, в основном звучит поп-музыка.

 Таким образом, система работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и тема моего опыта работы «Формирование и развитие коммуникативно – личностных и эмоционально– творческих способностей дошкольника через различные виды музыкальной деятельности» является актуальной на современном этапе развития общества.

3.3. НАУЧНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей добра и красоты.

О.П. Радыновой впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психолого – физиологические особенности детей, взаимосвязанная со всей воспитательно – образовательной работой в детском саду.

В основе ее парциальной программы «Музыкальные шедевры» - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально – двигательной, художественной. Программа О.П. Радыновой прошла экспериментальную апробацию и показала высокую эффективность. Она составляет основной раздел моей рабочей модифицированной программы по восприятию музыки.

Научно установлено, что 12 звуков из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Доказано, что органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходят в состояние максимальной вибрации. Таким образом, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое можно и нужно использовать в лечебных и оздоровительных целях.

Углубленно изучали различные музыкотерапевтические аспекты лидеры российской терапевтической школы Шушарджан С.В., Василенко А.М. в научных публикациях по применению рефлексо – и музыкотерапии; «Интегративная музыкотерапия» и др. и книгах: «Методы музыкальной терапии»; «Здоровье по нотам» и др.

Научно доказано, что музыкальную терапию возможно применять для детей с ограниченными возможностями. Мне близок подход Карла Кенинга к музыкальной терапии в лечебной педагогике: чтобы достичь глубоко влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

Включая музыкотерапию в занятия музыкальной деятельностью, тем самым я как музыкальный руководитель воздействую на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

Исследователи установили, что около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20 % - всем известный коэффициент интеллекта, измеряющий уровень умственных способностей человека.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке, повышения эмоционального интеллекта перед собой я ставлю задачу: сделать музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать интерес у детей к учебному процессу через различные эмоциональные впечатления. В своей деятельности следую

Принципам музыкального обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, исследовательская деятельность в процессе обучения, индивидуализация развития воспитанников.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

  • Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего и подготовительного возраста;
  • Интегративная педагогическая технология в развитии творческого воображения;
  • Педагогическая технология развития восприятия цвета и музыки;
  • Педагогическая технология развития музыкально – художественного восприятия;
  • Педагогическая технология восприятия детьми музыкального материала;
  • Педагогическая технология проектирования музыкально – обогащенной среды (в группе);
  • Педагогическая технология развития у детей игровой деятельности;
  • Педагогическая технология развития сотрудничества;
  • Педагогическая технология развития дружеских взаимоотношений в музыкально – игровых ситуациях;
  • Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей;
  • Педагогическая технология развития исполнительских умений (песенного, танцевального, игрового творчества);

3.4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

После проведенной в течение 2-х лет целенаправленной работы в старшей и подготовительной группах, я провела сравнительный анализ результатов уровня развития коммуникативно – личностных и эмоционально – творческих способностей детей, усвоения детьми программного материала. Сравнительная диагностика уровня формирования и развития индивидуальных и творческих способностей детей старших и подготовительных групп показала положительную динамику развития. Результаты проведенной диагностики доказали, что целенаправленная деятельность по формированию и развитию коммуникативно – личностных качеств, индивидуальных и творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности способствует повышению самооценки детей. Она помогает сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитанию основ нравственности и формированию музыкальной культуры в целом. У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста были сформированы дружеские взаимоотношения, стремление играть и заниматься музыкальной деятельностью сообща, умение находить контакт и прислушиваться к мнению музыкального руководителя и воспитателя, быть с ним на одной ступени. Дети этого возраста проявляют большую активность, самостоятельность на музыкальных занятиях и во время индивидуальной деятельности. Приобретенные и усвоенные коммуникативные навыки общения, знания, дети данных групп достаточно легко научились применять во время индивидуальной практической деятельности, в новых для них ситуациях.

3.5. НОВИЗНА (ИННОВАЦИОННОСТЬ) ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Новизна опыта состоит в принципиально новом комплексном подходе к проведению музыкальных занятий (общих и индивидуальных), в создании авторских разработок, сценариев, тематических музыкальных занятий, консультаций для родителей с применением ИКТ, игровых технологий, модифицированной программы по развитию вокально – танцевальных способностей дошкольников, авторских мелодекламаций, коммуникативных и музыкально – дидактических игр. В процессе музыкальной деятельности с дошкольниками идет формирование музыкальной культуры, индивидуальных музыкальных способностей (развитие чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку  и т.д.), раскрытие творческой индивидуальности каждого ребенка и предоставление ему возможности развить свой творческий потенциал, а также коммуникативно – личностные качества посредством различных видов музыкальной деятельности.

Исходя из этих позиций, я обобщила и систематизировала имеющийся материал по данной теме для дошкольников по разным возрастным группам. В каждой группе определены задачи и представлен тематический план их реализации и содержание работы.

3.6. ВОЗМОЖНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Опыт доступен и может быть использован музыкальными руководителями дошкольных учреждений в практической деятельности. Данные формы работы с дошкольниками наиболее эффективны во время проведения музыкальных занятий (общих и индивидуальных). Игровые приемы, педагогические технологии, включенные в процесс формирования и развития коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности способствуют формированию у детей музыкального вкуса, тем самым приобщая их к музыкальной культуре. Творческий подход к делу и фантазия музыкальных руководителей, опираясь на данный опыт работы, поможет найти новые формы и методы взаимодействия с детьми дошкольного возраста в процессе совместной музыкальной деятельности. В любом случае нельзя забывать о детской самодеятельности и инициативе, надо только направлять их индивидуальные творческие способности в нужное русло, развивая тем самым личностные качества и музыкальные способности каждого ребенка, раскрывая перед ним целый мир волшебных звуков. Практический материал, представленный в опыте (конспекты, консультации для родителей, сценарии праздников…) также будет полезен музыкальным руководителям и педагогам дошкольных учреждений.

Однако музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста происходит не только на музыкальных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада. Это и утренняя гимнастика под музыку во время сна, основных занятий, прогулок на улице. Это и встречи с артистами, праздничные досуги в группе, игры на свежем воздухе и т.д. Следует как можно чаще использовать высокохудожественный музыкальный материал в повседневной жизни детского сада и дома.

3.7. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Цель опыта:

Формирование духовно-нравственного начала, гражданской позиции, развитие ребенка, как личности через приобщение его к музыкальному искусству.

Основные задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с произведениями русской и зарубежной классической музыки, музыки народной и кубанским фольклором;
  • учить определять характер произведения, музыкальные жанры (песня, танец, марш), форму произведения;
  • расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;
  • создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений, вкусов, оценок ребёнка.

Развивающие:

  • Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости;
  • развитие исполнительских умений (песенного, танцевального, игрового творчества);
  • развитие творческого воображения;
  • развитие восприятия цвета и музыки;
  • развитие музыкально – художественного восприятия;
  • развитие у детей навыков игровой деятельности;
  • развитие сотрудничества;
  • развитие дружеских взаимоотношений в музыкально – игровых ситуациях;
  • Организация детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей;
  • уметь соотносить движения с музыкой;
  •  развивать двигательные качества (координация, точность движений, выразительность) ;

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;
  • воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами движения;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе и окружающему миру;
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, родному краю

Работа по теме опыта осуществлялась в двух направлениях:

1 направление - работа с родителями;

2 направление - работа с дошкольниками.

Работа с родителями

Работа с родителями осуществлялась в форме:

- беседы по вопросам музыкального воспитания детей;

- организации совместных праздников, развлечений, соревнований вместе с родителями, совместного творчества:

Выставки работ семейных традиций (кулинарные рецепты, фотографии путешествий по музеям, в кино, театры, выезды на природу и т.д.);

- консультации, родительские собрания с использованием ИКТ.

 -рекомендации родителям по методическому обеспечению изучения отдельных вопросов музыкального воспитания в домашних условиях (книги, Интернет-ресурсы)

Работа с детьми

  • Музыкальные занятия со всеми детьми группы в соответствии с календарным и перспективным планом.
  • Индивидуальная работа с детьми по развитию коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей через различные виды музыкальной деятельности.

4. ВЫВОДЫ

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, коммуникативные качества - умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни дошкольников и в детском саду, и дома. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

 Обобщив опыт работы, можно сделать вывод, что за пять лет работы с детьми достигнуты определенные результаты. Дети с огромным желанием поют, танцуют, проявляют интерес к музыке классической и народной, песням, разучиваемым на занятиях. Анализ проведенной диагностики наглядно показал, что работа по программе дает положительный результат в развитии ребенка средствами музыки. (Приложение №10)

 Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразием музыкального материала (музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей), развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей, коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей .

И кому, как не музыкальному руководителю, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, кропотливую работу. И я верю, что сегодняшние воспитанники нашего детского сада, которым заложили зерно доброго, человеческого, вырастут настоящими людьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Приложение № 1 (Тематические музыкальные занятия с использованием ИКТ);

Приложение № 2 (Авторские мелодекламации);

Приложение № 3 (Авторская развивающая игра «Волшебные бантики» для детей старшего и подготовительного возраста);

Приложение № 4 (Модифицированная вокально – танцевальная программа «Волшебные нотки» по развитию вокальных способностей, импровизационного и танцевального творчества для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет);

Приложение № 5 (Видеофильм «Кубанская ярмарка»);

Приложение № 6 (Педагогический проект «Чистые берега»);

Приложение № 7 (Сценарий праздника «Победами российскими гордимся мы с тобой!»);

Приложение № 8 (Семейный экологический проект «Упаковка может обрести вторую жизнь»);

Приложение № 9 ( Консультации для родителей с применением ИКТ);

Приложение № 10 (Справка по итогам мониторинга музыкальных способностей детей за 2012 – 2014 уч. год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человек...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности...

Развитие творческих способностей дошкольников через основные виды музыкальной деятельности

Автором представлена консультация для педагогов и родителей...

Информация на тему: «Формирование нравственных качеств дошкольника через различные виды музыкальной деятельности»

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Отсюда вытекает основная задача: формирование хорошего в...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности...