«Формирование исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста в процессе реализации образовательной области «Познание»».
статья (подготовительная группа) на тему

Митина Юлия Сергеевна

Тема исследования была выбрана в процессе анализа Федерального государственного образовательного процесса дошкольного образования. Мы пришли к выводу, что согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из основных направлений дошкольного образовательного процесса становится развитие исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста.

Проблема формирования исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста в процессе реализации образовательной области «Познание» стоит перед психологией и педагогикой достаточно давно. В психологии инициатива, инициативность связывается с такими понятиями как «произвольное поведение» (начиная с трудов Аристотеля), «надситуативное» или «сверхнормативное» поведение (А. В. Петровский). В экзистенциональном походе инициативу, инициативность можно увидеть в размышлениях авторов о свободе человека (Г. Олпорт, Р. Мэй, В. Франкл,            Э. Фром), свободе как самотрансценденции, преодоления себя как фактической данности, прорыва в сферу возможного, позитивной свободе «свободы для» (Ф. Ницше, Э. Фромм). В советской психологии проблема инициативности поднималась в трудах Л. Я. Коломинского,                               А. В. Петровского и др. Сегодня близко к понятию инициативности стоит понятие инициации, которое изначально рассматривалась в рамках психологии мышления. Так в психологии сложились все основания для понимания инициативности как степени открытости человека в мир культуры, социальный мир, выходя в который человек реализует свои возможности, тем самым, расширяя границы своего жизненного мира                [9, 6, 10, 4, 11, 5, 2]. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Формирование исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста в процессе реализации образовательной области «Познание»».

Тема исследования была выбрана в процессе анализа Федерального государственного образовательного процесса дошкольного образования. Мы пришли к выводу, что согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из основных направлений дошкольного образовательного процесса становится развитие исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста.

Проблема формирования исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста в процессе реализации образовательной области «Познание» стоит перед психологией и педагогикой достаточно давно. В психологии инициатива, инициативность связывается с такими понятиями как «произвольное поведение» (начиная с трудов Аристотеля), «надситуативное» или «сверхнормативное» поведение (А. В. Петровский). В экзистенциональном походе инициативу, инициативность можно увидеть в размышлениях авторов о свободе человека (Г. Олпорт, Р. Мэй, В. Франкл,            Э. Фром), свободе как самотрансценденции, преодоления себя как фактической данности, прорыва в сферу возможного, позитивной свободе «свободы для» (Ф. Ницше, Э. Фромм). В советской психологии проблема инициативности поднималась в трудах Л. Я. Коломинского,                               А. В. Петровского и др. Сегодня близко к понятию инициативности стоит понятие инициации, которое изначально рассматривалась в рамках психологии мышления. Так в психологии сложились все основания для понимания инициативности как степени открытости человека в мир культуры, социальный мир, выходя в который человек реализует свои возможности, тем самым, расширяя границы своего жизненного мира                [9, 6, 10, 4, 11, 5, 2].

В процессе теоретического анализа проблемы формирования исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста в процессе реализации образовательной области «Познание», мы пришли к выводу, что предшкольная подготовка должна стать ступенью, обеспечивающей плавный переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Г. М. Андреева отмечает, что благодаря ей многие дети значительно легче переживут период школьной адаптации, другие избегнут участи неуспевающих учеников и, как следствие, не будут испытывать отвращения к учению, наиболее развитым будет рекомендовано поступить в гимназические и лицейские классы, а дети с аномальным развитием будут направлены в специальные классы, где обучение ведется по доступных для них программам [1, с. 68].

Исследовательская инициативность – это одна из фундаментальных форм взаимодействия человека с реальным миром, направленная на его познание. В основе исследовательской инициативности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности человека. Л. Н. Прохоров пришел к выводу, что исследовательская инициативность проявляется в целом ряде различных форм деятельности и поведения человека (наблюдение, путешествие, вопросно-ответные формы деятельности и т.д.). Однако наиболее ярко она выступает в самостоятельных активных творческих действиях и преобразованиях обследуемого предмета, явления, ситуации. Особое значение исследовательская инициативность приобретает в настоящее время. Развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Огромное значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Организация исследовательской деятельности дошкольников рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме; средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством восполнения и развития интеллектуального потенциала общества [7, с. 85].

Познание – творческая деятельность человека, ориентированная на получение достоверных знаний о мире и о самом себе (Самопознание).                 А. Н. Поддьяков считает, что познание является характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Благодаря данному процессу реализуется основная цель  образовательной области «Познание» – развитие у детей познавательных интересов, их интеллектуальное развитие [8, с. 79].

М. Костюченко утверждает, что способы познавательного развития у детей предшкольного возраста происходит следующим образом:  ребенок активно начинает осваивать большой мир с его непростым содержанием. Ребенок  способен анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Для того, чтобы удовлетворить стремления, желания, потребности у ребенка данного возраста есть различные способы: действия и собственный практический опыт, слово, т.е. рассказы взрослых. Способы познания становятся более осознанными, ребенок больше проявляет  активность, инициативность в познании мира [3, с. 89].

В процессе теоретического анализа литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что исследовательская инициативность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе исследования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Что бы выявить достоверность сделанных выводов в процессе теоретического анализа, мы провели экспериментальное исследование, целью которого явилось изучить эффективность формирования исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста в процессе реализации образовательной области «Познание».

Исследование проводилось в МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида». В старшей группе. В исследование приняли участие 23 дошкольника в возрасте от 6-7 лет. Дошкольники обучаются по программе «Программа воспитания и обучения в детском саду»                                 М. А. Васильевой.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе мы провели наблюдение с целью выявления особенности исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста. После разработки диагностического материала, мы провели констатирующий эксперимент. Данный этап длился с сентября по октябрь.

На втором этапе нами был разработан и проведен формирующий эксперимента направленный на развитие исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста в процессе реализации образовательной области «Познание». Данный этап длился с ноября по январь.

На третьем этапе мы провели повторную диагностику, с целью выявить эффективность развития исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста. Данный этап длился с февраля по апрель. Проведение диагностики основывается на мониторинге достижения детьми планируемых результатов освоения программы дошкольного образования «Познание». Наблюдение проводились в течение одного месяца на занятиях окружающего мира, математики и др. Для выявления эффективности проведенного исследования, мы  провели сравнительный анализ результатов до и после эксперимента. Результаты математической обработки по φ критерию Фишера показали, что после эксперимента с высоким уровнем исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста повысился на 0,01 и 0,05 уровне. Прослеживается положительная динамика изменений в развитии, Повысилось количество детей предшкольного возраста с высоким уровнем  познавательного уровня, ребята научились выполнять познавательные эксперименты, повысились и показатели участия в образовательном процессе. На основе этого повысился и показатель общего уровня исследовательской инициативности. Аналогично произошло изменение и с показателями познавательного экспериментирования. Так как эти показатели понизились, так же понизился показатель обращения дошкольниками за помощью к взрослым. В результате мониторинга на контрольном этапе исследования у детей предшкольного возраста с низкими показателями, мы не выявили, что прослеживается положительная динамика изменений в развитии исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста. В группе детей предшкольного возраста так же остались дети, с низким уровнем исследовательской инициативностью, и требует продолжение внедрения предложенной программы и расширить ее возможности. На основе этого, мы приходим к выводу, что эффективное формирование исследовательской инициативности у детей предшкольного возраста будет в процессе реализации образовательной области «Познание».


Список используемых источников

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2007. – 239 с.
  2. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста : кн.  для учителя / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М. :   Просвещение, 2008. – 190 с
  3. Костюченко, М. Экспериментируем! / М. Костюченко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8.  – С. 19–22.
  4. Мэй, Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. – М. : Класс, 2009. – 169 с.
  5. Ницше, Ф. Сочинения в двух томах / Ф. Ницше. – М. : Прогресс, 2009. – 336 с.
  6. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт. – М. : Смысл, 2010. – 185 с.
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2010. – 317 с.
  8. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддьяков. – М. : Эребус, 2006. – 574 с.
  9. Словарь / под. ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред. сост.                                  Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М. : ПЕР СЭ, 2012. –            251 с.
  10. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 2009. – 239 с.
  11. Фромм, Э. Душа человека / Э.Фромм. – М. : АСТ, 2011. – 177 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...

проект "Формирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей"

1. Краткая аннотация проекта Наименование проектаФормирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областейПо содержаниюОбразовательная област...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей

Познавательная способность – основной вид деятельности детей, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Познавательная актив...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию нравственных качеств у детей средней общеразвивающей группы «Цветок доброты» (Образовательная область «Познание»)

Дать представление детям о моральных понятиях:  доброта, вежливость. Сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга....

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ " Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ  "Использование подвижных игр,  направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте  в пр...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей

В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Мног...