пояснительная записка
проект на тему

пояснительная записка к педагогическому проекту "Музейная педагогика как фактор воспитания патриотических чувств дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Музейная педагогика как фактор

воспитания патриотических чувств дошкольников

Нестерова Юлия Юрьевна,

воспитатель муниципального казенного

дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад «Солнышко»,

руководитель мини-музея «Русская изба»

Сухиничи 2016

Содержание

  1. Актуальность……………………………………………………………………………3
  2. Обоснование необходимости проекта…………………………………......................3
  3. Организация музея в детском саду…………………………………………………..4
  4. Возможные риски………………………………………………………………………5
  5. Описание содержание проекта……………………………………………………….5
  6. Планирование работы по внедрению проекта в образовательный процесс…...9
  7. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации проекта «Мини-музей «Русская изба»…………………………………………………………………………..9        
  8. Итоги реализации проекта…………………………………………………………...10
  9. Анализ результативности работы проекта………………………………………..10
  10. Список литературы…………………………………………………………………...11

Приложение

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.»

С. Михалков.

1. Актуальность.

В связи с введением ФГОС ДО проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Патриотизм относится к базовым национальным ценностям, которые входят в концепцию духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Поэтому очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

2. Обоснование необходимости проекта.

Главная задача работы педагогов - воспитать будущих патриотов России. Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного патриотического воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Российскими исследователями рассмотрены различные аспекты использования музейной педагогики в воспитании дошкольников: роль мини-музеев, краеведческого и других музеев в нравственном, патриотическом, эстетическом воспитании детей.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Эта технология оказывает огромное воздействие на приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны, помогает сформировать патриотические чувства, развить духовно-нравственныекачества. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Под музейной педагогикой понимается область воспитательно-образовательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и так далее.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  1. Наглядность.
  2. Доступность.
  3. Динамичность.
  4. Содержательность (материал должен иметь воспитательно-образовательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
  5. Обязательное сочетание предметного мира музея с образовательной программой ДОУ, ориентированной на проявление активности детей.
  6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
  7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
  8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
  10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

3. Организация музея в детском саду.

        Музейная педагогика предполагает обязательное включение музея в единое воспитательно - образовательное пространство. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому появляются мини-музеи разной направленности. Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

В нашем ДОУ музейная педагогика представлена в виде проекта «Мини-музей «Русская изба», который успешно внедряется педагогами в воспитательно-образовательный процесс на протяжении нескольких лет. (Приложение 1)

Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея осуществляетсячерез:

  • формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;
  • совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственноговосприятия (сенсорный опыт);
  • использование метода проектов в образовательной работе с детьми;
  • организацию интерактивных выставок, экскурсий, занятий, тематическихвечеров и музейных праздников;
  • взаимодействие музея с предметной средой группы,
  • организацию встреч с интересными людьми;

Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местомпознания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детейи родителей.

4. Возможные риски проекта:

1.Недостаточное оснащение материально-технической базы мини-музея экспонатами.

2.Поверхностная заинтересованность родителей в работе над проектом.

Пути их преодоления:

1. а) работа с социумом;

б) совместное оснащение мини-музея ссемьями воспитанников.

2.Помочь осознать родителям, что музейная педагогика является одним изглавным факторов воспитания патриотических чувств.

5. Описание содержание проекта.

        Работа по созданию и реализации данного проекта проходила в несколько этапов.

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

На этом этапе была создана творческая группа педагогов, которая организовывала работу по созданию мини-музея, разработано положение о мини-музее и издался приказ об его организации. Затем были поставлены цели и задачи данного проекта, определились перспективы создания мини-музея и был разработан алгоритм по его созданию:

  1. выбор темы мини-музея,
  2. определение места размещения мини-музея,
  3. планирование экспозиций,
  4. выбор дизайна оформления мини-музея,
  5. подбор экспонатов,
  6. оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
  7. разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
  8. разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,
  9. разработка тематического планирования работы с детьми с использованием экспозиций мини-музея, плана взаимодействия с родителями.

Второй этап, практический - «Создание мини-музея».

1.Выбор темы мини-музея.

Была выбрана тема мини-музея – «Русская изба» Определились с его месторасположением. При выборе помещения учитывали интерактивность и полифункциональность музейного пространства, психологическую комфортность и безопасность деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.

2. Планирование экспозиций.

Чтобы у детей создавались целостность впечатлений и система знаний, мы разработали план построения музейных экспозиций, группировку экспонатов.

Структура музея:

- устройство русской избы,

- утварь,

- орудия труда,

- русская народная одежда,

- народная игрушка.

Экспозиции могут быть представлены по разным основаниям, например по событийным признакам (посвященные какому-либо событию или празднику).

Музей ДОУ не статичен, он располагает сменными экспозициями. Также имеются выносные экспозиции, которые используем для кратковременного оформления групповых комнат, музыкального зала. И, наоборот, в каждой возрастной группе оформляются музейные уголки разной направленности, которые органично дополняют основные музейные экспозиции, вызывают интерес к посещению музея. Например, групповые экспозиции к Победе в Великой Отечественной войне; ко Дню города Сухиничи и другие.

3. Выбор дизайна оформления мини-музея.

Выбор дизайна оформления экспозиций «Русской избы» осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музея.

4. Подбор экспонатов.

Для создания «Русской избы» нам необходимо было собрать предметы старины. С этой проблемой мы обратились за помощью к родителям воспитанников. При привлечении родителей мы опирались на следующие принципы:

  • партнерство родителей и педагогов;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
  • помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

За короткое время удалось собрать национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда. Совместными усилиями были изготовлены макеты русской печи, колыбельки для младенцев. При участии родителей нам удалось создать старинную «бытовую повседневность», которая чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с народным творчеством, промыслами, бытовыми предметами.

Особая проблема - отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных предметов ограничиваем, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

При подборе экспонатов мы руководствуемся следующими правилами:

1.Экспонаты в музее должны соответствовать возрастным возможностям детей и особенностям их восприятия.

2.При создании экспозиций не следует применять опасные предметы (канцелярские кнопки, клей, булавки и другое).

3.Для обеспечения сохранности экспонаты в музее целесообразно размещать по принципу открытости-закрытости.

Экспонаты мини-музея размещаем на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Для решения этой задачи используем стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. На них размещаем иллюстративную информацию, схемы. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы. К потолку закрепили небольшие крючки. Это позволяет разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

При построении новой экспозиции нами учитывается следующая логическая цепочка: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.

5.Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.

Воспитатели вместе с детьми на этапе создания мини-музея изготовили визитку и паспорт «Русской избы» по темам экспозиций.

6. Разработка форм работы с детьми с использованием экспозиций мини-музея.

Формы работы с детьми:

- занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий.

Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «Во саду ли, в огороде» и другие;

- проведение познавательных бесед и мероприятий;

- ООД в мини-музее «Русская изба» (знакомство с предметами), с элементами игры и творческими заданиями;

- работа в «Русской избе» как часть ООД (создание образов, погружение в атмосферу старины);

- организация тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;

- исследовательская деятельность, продуктивная деятельность;

- смены экспозиций;

- тематические досуги с использованием экспозиций мини-музея («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», «Подблюдные вечерки», «Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и другие).

Типы ООД: тематические, интегрированные:

- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);

- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;

- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).

7. Разработка перспективно-тематического планирования работы с детьми с использованием экспозиций мини-музея, плана взаимодействия с родителями.

На данном этапе разрабатывались тематики и содержание экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. Разрабатывался перспективно-тематический план работы, в котором предусматривались не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей и педагогов, а также конкурсы и выставки. Подбирался материал: стихи, сказки, загадки, песни, игры по темам мини-музея, а также материалы для проведения анкетирования, диагностики.

При создании музея мы соблюдали определённые условия:

приоритетность регионального культурного наследия.Подбирали материал о родном городе, крае, который включает сведения об историческом прошлом, о современном облике. Использовали фотографии, макеты, старинные и современные вещи, альбомы и специальную литературу.

Удовлетворение потребности в познании родного края.Подбирали материал о природе родного края. Устанавливали взаимосвязь особенностей ландшафта и деятельности человека. Реализация этого условия обеспечивает у детей целостность картины мира.

Развитие ребёнка в деятельности.Обязательно в музее отвели место для занятий разными видами художественно-творческой деятельности.

Опора на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.Планировалось проведение фольклорных праздников, театрализованных представлений, кукольных спектаклей, вечеров развлечений с родителями, викторины, досуги и другое.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».

На этом этапе проходила презентация «Русской избы» - торжественное открытие мини - музея с приглашением сотрудников, детей и их родителей, представителей общественности. На протяжении функционирования «Русской избы» создаются мультимедийные презентации для тех, кто не смог посетить действующую экспозицию.

Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея».

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Здесь необходимо придать особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, возможность не только рассматривать экспонаты, но и прикоснуться к ним. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. «Русская изба» - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают померить лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль - они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

6. Планирование работы по внедрению проекта в образовательный процесс.

План работы должен носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанным с основной программой образовательного учреждения.

Работа по внедрению проекта в образовательный процесс велась в трех направлениях: с педагогами, с родителями, с детьми.

Творческой группой педагогов был разработан план мероприятий с коллегами (Приложение 2), тематический план работы мини-музея «Русская изба» с детьми средней, старшей и подготовительной групп (Приложение 3), план взаимодействия с родителями по музейной педагогике (Приложение 4).

7. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации проекта «Мини-музей «Русская изба».

Мониторинг работы по музейной педагогике.

Мониторинг работы по музейной педагогике проводится 2 раза в год: в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май).

Цель диагностического исследования:

выявление уровня усвоения детьми материала по музейной педагогике, сформированности уважения и интереса к истории и культуре своего народа.

Мониторинг проводят с использованием метода наблюдения и интервью с воспитанниками. Он осуществляется по следующим параметрам:

  • Имеет соответствующий словарь.
  • Интересуется прошлым, традициями и т.п. (любознательность активность).
  • Имеет представления о своей Родине, крае.
  • Имеет представление о народных промыслах, традициях.
  • Заботится об окружающем мире, людях.
  • Знает элементы  одежды прошлого.
  • Умеет слушать, отвечать на вопросы.

Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу.

По каждому параметру выделяются уровни:

высокий, средний, низкий.

Высокий уровень:

  • использование в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.
  • Ребенок знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
  • Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  • Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
  • Знает названия народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
  • Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
  • Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
  • Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
  • Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
  • Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.

Средний уровень:

  • Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использует в речи.
  • Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
  • Знает названия некоторых народных праздников и принимает в них активное участие.
  • Знает русские подвижные игры и умеет объяснять правила другим.
  • Знает элементы русского народного костюма и различает головные уборы.
  • Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.
  • Имеет практическое умение по работе с тестом, может сделать тряпичную куклу.

Низкий уровень:

  • Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи.
  • Знает народные приметы.
  • Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.
  • Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
  • Различает Дымку, Хохлому.
  • Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.

8.Итоги реализации проекта.

Сравнительный анализ уровней развития у детей познавательного интереса к истории, культуре, традициям родного края через организацию мини-музея, представлен на диаграмме, на которой видно, что проводимая нами работа дала позитивные результаты.(Приложение 5).

9.Анализ результативности работы проекта.

Данный проект нашёл эмоционально-познавательный отклик не только у детей и их семей, но и у нас – педагогов. Работа над ним способствовала успешному решению поставленных задач.

Внедрение нашего проекта обеспечило оптимальные условия для воспитания патриотических чувств дошкольников.

Подводя итоги, можно с точностью сказать о том, что музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея.

Список литературы

1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С. 2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

3.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.

4.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

5.Некрылова А.Ф. «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

6. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.

7. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.

8. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

9. Рытов Д.А. «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».

планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...

Пояснительная записка

В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образо­вательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".

         С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...