Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Софронова Инна Сергеевна

В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодейст­вии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста

В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.

Высокий уровень – знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

Низкий уровень – ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

 

Позиция 1

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе.

Беседа проводится индивидуально с использованием иллюстративного материала (например, картин из серии "Четыре времени года" О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают маленькие карточки, отображающие характерные признаки данного сезона. Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).

Вопросы и задания:

  • Что нарисовано на этой картинке?
  • Что делают дети?
  • Когда так бывает, что дети катаются на санках?
  • А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?
  • Что сейчас: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима?
  • Что это (показывая на снег) на дереве? Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает дерево?
  • Покажи и назови дерево (береза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.).
  • Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.
  • Когда так бывает: зеленые листья, много цветов (травы)?
  • Летом тепло или холодно?
  • Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто? Почему?
  • Ты любишь купаться в реке? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке теплая?
  • Откуда летом появляются лужи? Почему они высыхают?
  • Зачем летом нужен дождь?
  • Что надо надеть (взять с собой), если идет дождь?
  • Любят ли дождь цветы, трава, деревья?

Позиция 2

Цель: определить уровень представлений детей о животных: степень полноты знаний о каждом животном, форма выражения своих знаний (узнавание и выбор объекта по слову взрослого, самостоятельный поиск, подражание движениям, звукам или правильное определение их словом).

В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрируют дидактические картинки или игрушки-модели. Анализируя характер знаний детей о животных, обращают внимание на узнавание и называние животного; знание особенностей внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения); называние детенышей, сходство и отличие их от взрослых; знание основных условий, необходимых для живых организмов (питание, уход).

Перед ребенком раскладывают картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, собака, коза и др.), затем диких (заяц, лиса, медведь). Второй комплект иллюстраций с детенышами животных предлагают по ходу беседы.

Вопросы и задания:

  • Покажи и назови животных, которых ты знаешь. Как ты узнал, что это корова (кошка, собака, коза)?
  • Как кричит корова (кошка, собака, коза)?
  • Где живут эти животные?
  • У тебя дома есть кошка (собака, птичка, рыбки)? Что надо делать, чтобы кошке (собаке и др.) было хорошо? Чем ты ее (их) кормишь?
  • Ты любишь свою кошку (собаку)?
  • Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?
  • Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы).
  • Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о явлениях природы через наблюдения и организацию пальчиковых игр

Актуальность опыта Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического созидания! Эта работа начинается...

Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения».

Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения»....

Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

В статье представлены материалы для проведения диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа детского сада)...

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познан...

Диагностика связной речи детей младшего дошкольного возраста

Диагностика связной речи детей младшего дошкольного возраста...

Нод: Ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дикие и домашние животные» Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

Нод: Ознакомлению с окружающим миромТема: «Дикие и домашние животные»Форма проведения: Путешествие.Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....