Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 3-4 лет
рабочая программа (младшая группа) на тему

Новизна программы состоит в том, что познавательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

В своей работе с детьми мы использовали интересные технологии успешного обучения и воспитания: учебно-методическое пособие по театральной деятельности «Кукляндия» М.И.Родиной и А.И.Бурениной и методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей от 2 до 7 лет М.И.Родиной "Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад «Алёнушка»

Утверждаю:

Заведующая МАДОУ ЦРР –

детского сада «Алёнушка»

___________ Ерофеевская В.Н.

Программа дополнительного образования

по театральной деятельности.

Руководитель театрального кружка "Гномики":

Серебренникова Ирина Фёдоровна

количество часов: 34ч.

2 младшая группа

п. Селенгинск

2015г.

Пояснительная записка.

     Основанием для разработки Программы послужили такие нормативно правовые документы, как Закон  РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 08.11.2010), Типовое положение о дошкольном учреждении, утв. утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 27.10.2011г. № 2562 (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946), Постановление Правительства РФ N505 от 05.07.2001 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» (ред. от 15.09.2008),

Удивительный мир детства, особенно периода, когда ребенок еще не ходит в школу. И удивителен он не потому, что это беззаботное детство, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире чудес и воспринимает их как радостное, веселое и совершенно естественное явление.

А где же может увидеть ребенок чудеса, превращения, волшебства? Конечно же, в театре. Поэтому роль театра в жизни младшего дошкольника очень важна.

Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник.

Во- вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как не в одном виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, люди видят отражение своей жизни.

В – третьих, сценическое искусство дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия, сочувствия.

Именно, в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего этического воспитания: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

Актуальность программы: Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Новизна программы состоит в том, что познавательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

В своей работе с детьми мы использовали интересные технологии успешного обучения и воспитания: учебно-методическое пособие по театральной деятельности «Кукляндия» М.И.Родиной и А.И.Бурениной и методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей от 2 до 7 лет М.И.Родиной "Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки"

Программа рассчитана для дошкольников 3 - 4 лет (вторая младшая группа). Театральная деятельность проводится один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 15 минут. Всего 34 встречи.

Цель программы гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Основными задачами программы являются:

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

• Снимать зажатость и скованность;

• Развивать интегративные качества, эмоциональную отзывчивость, креативность;

• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

• Формировать социально-личностные качества, коммуникативность;

• Развивать интерес к сценическому искусству;

• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность;

• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами;

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов;

• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства;

• Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка;

• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены;

• Воспитывать культуру поведения в театре.

Программа построена с учетом следующих принципов:

1) принцип систематичности и последовательности;

2) принцип культуросообразности;

3) принцип сочетания научности и доступности;

4) принцип интеграции

Содержание программы.

Программа рассчитана на 34 встречи по 15-20 минут.

Месяц

Количество встреч

Сентябрь

3 встречи

Октябрь

4 встречи

Ноябрь

4 встречи

Декабрь

4 встречи

Январь

3 встречи

Февраль

4 встречи

Март

4 встречи

Апрель

4 встречи

Май

4 встречи

Содержание программы включает в себя такие разделы как:

театральная азбука - 1встреча;

настольный театр - 6 встреч;

игры с бусами - 1 встреча;

куклы-прыгунки - 7 встреч;

Варежковые куклы - 6 встреч;

театр перчаток - 3 встречи;

Штоковые куклы - 2 встречи;

театр-фланелеграф - 1 встреча;

драматизация - 7 встреч.

Тематический план театрального кружка «Сказка»

Тема

Программное содержание

Методическое обеспечение

1.

Давайте познакомимся!

Познакомить детей с театральной студией, правилами поведения в ней. Развивать речь, пластику движений.

Магнитофон с звукозаписями, игрушка - кошечка.

2.

Знакомство с настольным кукольным театром.

Формирование навыков кукловождения резиновой, мягкой игрушкой настольного театра. Развивать артикуляцию ,имитационные движения. Воспитывать желание участвовать в играх.

Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки по количеству детей.

3.

Сказка "Теремок"

Учить детей следить за сюжетом сказки. Закрепление приёмов кукловождения настольно театра. Развивать эмоциональную выразительность.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок" по количеству детей.

4.

Репетиция сказки теремок.

Закрепление приёмов кукловождения настольно театра. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки. Воспитывать умение играть рядом.

Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок"

5

Репетиция сказки теремок

Учить сопровождать движения кукол словами текста. Работа над дикцией и навыками  диалогической речи.

Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок"

6

Репетиция сказки теремок

Продолжить учить сопровождать движения кукол словами текста. Развивать умение соблюдать в ходе инсценировки элементарные правила. Воспитывать дружеское отношение к друг другу.

Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок"

7

Показ сказки "Теремок"

Вызывать желание выступать перед  сверстниками. Развивать интерес к театральной деятельности.

Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок"

8.

Игровое занятие "Бусоград"

Приобретение детьми положительного опыта коммуникации. Развитие мелкой моторики рук. Воспитание творческой активности.

Сундучок, бусы по количеству детей. Магнитофон с звукозаписями

9.

 Куклы - прыгунки.

Знакомство детей с  куклами-прыгунками и с некоторыми приемами руководства куклой. Развитие творческой активности, моторики рук.

Магнитофон с звукозаписями, кукла- прыгунок.

1о.

"На лесной полянке."

Совершенствование владения приемами вождения кукол-прыгунков. Развивать внимание, речь. Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.

Магнитофон с звукозаписями. Куклы-прыгунки, декорации к сказке.

11.

Репетиция сценического этюда "На лесной полянке"

Формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы-прыгунки, декорации к сказке.

12.

Репетиция сценического этюда "На лесной полянке"

Формировать умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры.

Развивать  навыки   диалогической речи.

Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы-прыгунки, бусы.

13.

Репетиция сценического этюда "На лесной полянке"

Совершенствование умения детей владения  куклами-прыгунками. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах.

Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы-прыгунки.

14.

Показ сценического этюда "На лесной полянке".

Вызывать желание выступать перед  детьми. Развивать интерес к театральной деятельности.

Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы-прыгунки, декорации к сказке.

15.

Игровое занятие "Превращалки"

Повторить с детьми приёмы кукловождения  настольного театра и кукол-прыгунков. Развивать речь, фантазию, моторику рук.  Воспитывать интерес  к различным играм.

Магнитофон с звукозаписями, куклы- прыгунки, резиновые игрушки, бусы.

16.

Варежковые куклы.

Знакомство детей с варежковыми куклами и с некоторыми приемами руководства куклой. Развивать интерес различным видам театра.

Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, бусы.

17.

Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились".

Формировать: знания об обитателях моря; умение следить за развитием действий в играх-драматизациях. Воспитывать коммуникативные качества.

Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду.

18.

Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились".

Совершенствование умения детей владения варежковыми куклами. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах.

Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, бусы.

19.

Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились".

Продолжить учить детей владеть варежковой куклой. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранного сценического этюда.

Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду.

20.

Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились".

 Учить пользоваться интонацией, изображать звуки и голоса сказочных персонажей. Развивать речевое дыхание.

Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду.

21.

Показ сценического этюда "рыбки плавали, резвились"

Доставить детям радость от того, что они сами управляют куклами, тем самым удивляя малышей.

Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду.

22.

Знакомство с перчаточным театром.

Знакомство детей с перчаточными куклами и с некоторыми приемами руководства куклой (движение по ширме, манипуляции руками, уход с ширмы)

Перчатки по количеству детей, магнитофон с звукозаписями, бусы.

23.

Игровое занятие "В гости "годзики" пришли"

Познакомить детей с перчаточными куклами "годзиками". Развивать творческую активность, любознательность.

Перчатки по количеству детей, "годзики", ширма,  магнитофон с звукозаписями, бусы.

24.

Игровое занятие "Путешествие на сказочную планету"

Учить детей выполнять движения рук в соответствии с текстом. Развивать мелкую моторику рук.

Перчатки по количеству детей, "годзики",  ширма, магнитофон с звукозаписями

25.

Знакомство детей с театром штоковых кукол

Познакомить детей со штоковыми куклами, с некоторыми приёмами руководства куклами.

Штоковые куклы - 3 вида, ширма, магнитофон с звукозаписями.

26.

Игривое занятие "Цирк"

Совершенствование владения приемами вождения кукол на ширме. Воспитывать желание действовать с куклами.

Штоковые куклы, ширма, магнитофон с звукозаписями, бусы.

27

Сказка "Репка" на новый лад.

 Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. (Знакомство со сценарием сказки, обсуждение и сравнение с общепринятым вариантом сказки).

Театр - фланелеграф "Репка", магнитофон с звукозаписями, бусы.

28

Репетиция сказки "Репка"

Учить детей  передавать эмоциональное состояние героев. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки.

Магнитофон с записями, костюмы репки, дедки.

29.

Репетиция сказки "Репка"

Учить имитировать характерные действия героев. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Магнитофон с записями, костюмы репки, дедки, бабки, внучки, бусы.

30.

Репетиция сказки "Репка"

Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

Магнитофон с записями, костюмы героев сказки, декорации.

31.

Репетиция сказки"Репка"

Способствование развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей.

Магнитофон с записями, костюмы  героев сказки, декорации.

32.

Репетиция сказки"Репка"

Вызывать желание действовать с элементами костюмов. Развивать память, речь.

Магнитофон с записями, костюмы  героев сказки, декорации.

33.

Репетиция сказки"Репка"

Учить детей следить за содержание сказки и вступать в роль в соответствии с текстом. Развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Магнитофон с записями, костюмы  героев сказки, декорации.

34.

Показ сказки"Репка"

Доставить детям радость от перевоплощения в героев сказки. Воспитывать умение выступать на сцене перед зрителями.

Магнитофон с записями, костюмы  героев сказки, декорации.

Целевые ориентиры:

• Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;

• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями;

• Умеют сочинять этюды по сказкам;

• Умеют строить простейший диалог;

• Дети проявляют находчивость, фантазию, воображение;

• Умеют двигаться в соответствии с образом, используют жесты и артикуляцию;

• Знакомы с театральной терминологией, видами театрального искусства, с устройством зрительного зала.

Список литературы:

1. Анищенкова  Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М .:АСТ:Астрель.2007.-58с.

2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.

4.Лисина Т.В., Морозова Г.В. "Подвижные тематические игры для дошкольников"М. "ТЦ Сфера" - 2014 г. - 128 с.

5. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М: ТЦ Сфера, 2007.

6. Родина М.И., Буренина "Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности"- С.Пб., 2008.-112 с.

7. Родина М.И. "Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки" - СПб. - 2014 г.- 35 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5 -7 лет .

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-7 лет., к программе представлено перспективное и календарное планирование....

Программа дополнительного образования по театральному мастерству для детей дошкольного возраста

Всестороннее развитие личности через театрализованную деятельность...

Программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы Воздух-невидимка

Развитие исследовательских способностей ребенка- одна из важнейших задач современного  образования. В дошкольном возрасте эксперементирование является ведущим, а в первые три года- практически ед...

Авторская программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-6 лет «Золотой ключик»

Характерными особенностями связной речи таких детей  являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложени...

Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 6-7 лет «В гостях у сказки»

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.Театр &ndash...

Программа дополнительного образования по театральной деятельности с детьми 3-6 лет

Удивительный мир детства, особенно периода, когда ребенок еще не ходит в школу. И удивителен он не потому, что это беззаботное детство, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире...

Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"

Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"...