Кружок "Любознательный художник"
учебно-методический материал по рисованию

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

             От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

             которые питают источник творческой мысли.

             Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

              тем умнее ребенок”.

В.А.Сухомлинский

 

 

Данная разработка направлена на реализацию познавательной и творческой активности детей младшего дошкольного возраста.

Личный опыт подтверждает тот факт, что дети очень любят рисовать. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте.  При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Традиционное рисование ставит перед детьми 3-4 лет сложные задачи владения техникой рисования. Работа карандашами, кистью требует высокого уровня концентрации, сосредоточенности. Очень часто отсутствие необходимых умений и навыков быстро отвращает ребенка от рисования.  Нетрадиционные же техники дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах, создают благоприятную, хорошую атмосферу для познания окружающего мира.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Уже в этот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Факультатив «Любознательный художник» позволяет осуществлять интеграцию различных образовательных областей, тогда как приоритетной остается область познания. Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в рамках факультатива способствуют в полной мере достичь поставленных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyuboznatelnyy_hudozhnik.docx405.35 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Возовский детский сад «Светлячок»

Поныровского района Курской области

                                                       

http://kid-paint.ru/vip/images/kids.png

http://previews.123rf.com/images/redcollegiya/redcollegiya1107/redcollegiya110700038/10034933-cute-kid-seamless-pattern-on-paper-page-Stock-Vector-funny-hand-butterfly.jpg

http://kid-paint.ru/vip/images/kids.png 

                                 

                                                                                         

Воспитатель:

                                                              Верёвкина   Галина   Сергеевна 

2015/2016 учебный год

             

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

             От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

             которые питают источник творческой мысли.

             Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

              тем умнее ребенок”.

В.А.Сухомлинский

Данная разработка направлена на реализацию познавательной и творческой активности детей младшего дошкольного возраста.

Личный опыт подтверждает тот факт, что дети очень любят рисовать. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте.  При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Традиционное рисование ставит перед детьми 3-4 лет сложные задачи владения техникой рисования. Работа карандашами, кистью требует высокого уровня концентрации, сосредоточенности. Очень часто отсутствие необходимых умений и навыков быстро отвращает ребенка от рисования.  Нетрадиционные же техники дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах, создают благоприятную, хорошую атмосферу для познания окружающего мира.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Уже в этот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Факультатив «Любознательный художник» позволяет осуществлять интеграцию различных образовательных областей, тогда как приоритетной остается область познания. Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в рамках факультатива способствуют в полной мере достичь поставленных целей.

Цель:   развивать познавательные способности детей через нетрадиционные способы рисования, вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования  и желание применять их в своих работах.

Задачи:

*формировать познавательные  действия,  способствовать становлению сознания;

*формировать  первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

*формировать  художественное  мышление  и нравственные черты  личности через нетрадиционные способы рисования;

*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям);

*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов;

*помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;

*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;

Подходы и методы их реализации:

*Систематические занятия.

*Игры, игровые приемы.

*Организация и оформление выставок детских работ.

*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой факультатива, и по каким направлениям ведется работа.

Организация занятий факультатива:

Общее количество занятий в год – 36. Одно  занятие в неделю по 15 минут.

Ожидаемый результат работы факультатива:

  • Повышение уровня любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование первичных познавательных действий;
  • Проявление самостоятельности, развитие уверенности в себе;
  • Развитие наглядно-образного мышления, зрительной памяти;
  • Развитие воображения и творческой активности;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Формирование у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

Используемые техники нетрадиционного рисования:

- Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки  и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Рисование  пробками и печатками из картошкиЭта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими  салфетки, платки и т.д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

-Оттиск  поролоном. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как  размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Перспективный  план.

Тема занятия

Нетради-

ционные техники

Задачи

Материал

Аудио/Видео

материал

октябрь

1.

"Окраска воды"

Рисование пальчиками

Знакомить детей со свойствами воды. Учить получать различные оттенки красного, синего, зеленого цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность

2 прозрачные баночки с водой, гуашь красная, синяя, зеленая.

2.«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

Познакомить детей  с осенними явлениями в природе. Учить  детей рассказывать об осени, активизировать прилагательные и глаголы в речи. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.

Песенка про дождик

3.«Весёлые мухоморы»

(1 занятие)

Рисование пальчиками

Обогащать представление детей о дарах осени в лесу, закрепить знания детей о грибах (съедобные и ядовитые), о нормах поведения в лесу. Развивать воображение детей, эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.

Мультфильм «Лунтик», серия 92 «Мухомор»

«Весёлые мухоморы»

(2 занятие)

Рисование пальчиками

 Закреплять знания  детей  о ядовитых грибах.  Знакомить детей с   правилами поведения в лесу, которые человек обязан соблюдать.  Обогащать активный словарь: ядовитый, поганки, грибы Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)

С предыдущего занятию + сухие листья.

ноябрь

1.

«Опята - дружные ребята»

(рисование грибочков)

Рисование поролоном

Закреплять представление о разновидностях грибов, которые растут в лесу. Дать представление о том, что запасы на зиму делают не только люди, но и звери. Подводить детей к созданию несложной композиции.  Упражнять в рисовании грибов поролоном .

Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая

Музыкальный мультфильм «Веселые грибы»

2.

"Красивый букет"

Печатание растений

Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев ( меняют осенью окрас листьев, опадают). Учить бережно относиться к растениям, различать деревья по листьям. Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение, аккуратность.

Засушенные листья, краски,

кисти, бумага.

3. «Рябинка» (1-е занятие)

Рисование пальчиками

Познакомить с некоторыми  деревьями, растущими на территории детского сада: береза, рябина. Познакомить с плодами рябины. Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины

4.

Рябинка» (2-е занятие)

Рисование  ладошками.

Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции.

Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины.

декабрь

1.

 «Снежные комочки»

Рисование тычком жёсткой кистью

Расширять знания детей о времени года - зима. Учить детей сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого. Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь

2. 

 «Снежинки».

Свеча + акварель

Закреплять знания  о временах года, уточнить представление о зиме через знакомство со снежинкой; развивать связную речь, закрепить умение отвечать на вопросы. Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти

3. 

«Маленькой ёлочке холодно зимой».

Рисование пальчиками

 Формировать у детей представления  о Новогоднем празднике, как празднике елки и зимы; закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.

Тонированный  лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная  гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.

4. 

"Елочные шары"

Рисование

пробками

 Учить детей различать характерные признаки  предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и  т.д.). Познакомить детей с новой техникой  рисования пробками.

Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

 Силуэт ёлки, пробки, гуашь.

январь

1. 

«Украсим рукавичку»

Оттиск

пробками

Учить дифференцировать виды одежды по временам года, называть предметы одежды. Продолжать учить рисовать узоры, создавать ритмическую композицию, используя нетрадиционные техники  рисования.

кисточки, пробки, гуашь (желтого, красного и зеленого цвета), стаканчики -непроливайка с водой, заготовки рукавичек, салфетки на каждого ребенка.

2. «Весёлый снеговик»

Рисование пальчиками

Воспитывать  чувственность к живой и неживой природе, развивать наблюдательность, любознательность. Учить закрашивать пальчиком по контуру.

Развивать чувство композиции.  

Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.

Мультфильм«Крот и снеговик»

3. 

«В январе много снега во дворе».

Оттиск поролона

  Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Учить детей рисовать поролоном используя не традиционный метод рисования.

Листы бумаги

 голубой цвета, поролон.

4. 

«Красивые Матрешки».

Рисование ватными палочками

Расширить знания детей о матрёшках (из чего сделаны, какие бывают, кто расписывает.

 Учить детей изображать цветы в нетрадиционной технике «печатание штампами, ватными палочками».

 Силуэт матрешки гуашь, штампы из картофеля, ватные палочки.

Обучающее видео

февраль

1. 

««Ягоды на тарелочке».

Рисование пальчиками.

Познакомить детей с понятием «посуда», с классификацией предметов посуды по их назначению, использованию, форме, величине, цвету. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие

Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.

2.

«Цветы»

Рисование ладошками.

Развивать знания детей о цветах. Учить детей относиться к цветам с любовью и нежностью. Воспитывать чувство прекрасного. Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы

Гуашь, плотные цветные листы, салфетки.

3.

" Кружка для папы"

Оттиск пробками

Познакомить детей с праздником - Днём защитника Отечества; воспитывать доброе отношение к папе, стремление сделать красивую вещь (подарок); вызвать чувство гордости за своего отца. Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования  и желание действовать с ними. Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования

Силуэты кружек, гуашь разноцветная.

4. 

"Яблочный компот"

Оттиск картофелем

Уточнить представления детей о фруктах; познакомить  с полезными свойствами   фруктов.

Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции,  наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Шаблоны банок, гуашь, салфетки.

март

1. 

"Солнышко"

Рисование  ладошками

Дать представление о времени года «весна», учить сравнивать времена года, отличать характерные признаки. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы голубой бумаги с кругом  жёлтого цвета

2. 

Мимозы для мамы"

Рисование пальчиками

Познакомить с праздником 8 Марта; воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать.  Продолжать учить детей рисовать пальцем. Закреплять знания и представления о цвете (жёлтый).

Гуашь желтого цвета, салфетки.

3. 

"Наряды для кукол"

Рисование ватными палочками

Расширять знания детей об одежде, ее названии и назначении. Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование ватными палочками; развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление.

Вырезанные из бумаги силуэты платьев; гуашь разноцветная

4. «Бабочка»

Рисование ватными пальчиками, тампонирование

Формировать умение детей узнавать в натуре, на картинках, в игрушках насекомых (бабочка, божья коровка, стрекоза, майский жук, пчела), Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.

Мудрые сказки тетушки Совы «Гусеница и бабочка»

апрель

1. 

«Божьи коровки на лужайке».

Рисование пальчиками.

Обращать внимание детей на красоту природы, учить восхищаться, радоваться; выявлять во внешнем виде божьей коровки характерные  признаки . Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.

2. 

«Рыбки в аквариуме»

Оттиск

Поролоном

Расширять знания детей об обитателях аквариума (рыбы), их строении (название частей тела).
Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать ощущение, восприятие, творческие способности детей.

 Листы бумаги с нарисованными восковыми мелками рыбками, гуашь синего цвета, поролон.

3. 

«Ночь и звезды»

Рисование манкой, скатывание салфеток

Расширять знания детей о временах суток, их последовательностью. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

4. "Воздушные шары"

Оттиск мятой бумагой.

Закреплять знания детей о цвете, форме, величине. Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования мятой бумагой; развивать мелкую моторику рук

 Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка.

май

1. « Красивые цветы для пчелки»

Рисование ладошкой

Закреплять знания детей о насекомых, где живут, чем питаются. Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение.

Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки.

2. «Одуванчик»

Рисование пальчиком

Формировать умение детей узнавать в натуре, на картинках цветы (одуванчик, мать -и- мачеха). Обращать внимание детей на красоту природы, учить восхищаться, радоваться. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета.

3. 

«Травка»

Рисование  ладошкой.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенний природы. Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета.

4. «Рисуем, что хотим».

Разные

В соответствии с выбором детей.

Все имеющиеся в наличии.

Список используемой литературы:

Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008

Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.

Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - программа по курсу ИЗО. Кружок "Юный художник".

План - программа кружка по рисованию для младших дошкольников...

Кружок юный художник

.....................................

Кружок "Маленький художник"

Разработка плана кружка "Маленький художник"...

Кружок «Юный художник»

Кружок «Юный художник»...

Кружок "МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11981309","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"275","width":"480"}}]]...

Кружок "Юный художник"

Проведение кружковой работы предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать худо...

Конспект занятия в средней группе .Кружок "Юный художник"

Воспитатель:    Наши умные головкиБудут думать много, ловко.Ушки будут слушать,Ротик четко говорить.Ручки будут хлопать,Ножки будут топать.Спинки выпрямляются,Друг другу улыбаемся....