Отчет к педсовету "Сенсорное развитие малышей от 1 до 2 лет в условиях дома ребенка"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Мезеновская Надежда Владимировна

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить, так как этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И, конечно же, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает   все это.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_k_pedsovetu._mezenovskaya_n.v.docx512.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУЗ КО «Губернский дом ребенка специализированный «Остров доброты»»

Отчет к педсовету

Возраст 1-2 года

группа «Светлячки»

Выполнила: воспитатель

Н.В.Мезеновская

пгт.Зеленогорский

"Корни мысли лежат у ребёнка в чувствовании",

 то есть прежде, чем мыслить, ребёнок начинает

 познавать окружающее с помощью своих органов чувств. 

И.М.Сеченов.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить, так как этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Для того чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому соответствовали: необходимый устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими, любовь близких родственников.

Понятно, что государственное учреждение может лишь частично выполнять указанные функции. Как показывает практика, дети-сироты раннего возраста, воспитывающиеся в доме ребенка, обычно имеют задержку психомоторного и речевого развития. В доме ребенка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения. Оказавшись в доме ребенка, дети часто попадают в материально обедненную среду. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте, особенно для ребенка в раннем возрасте.

В данных условиях специалисты (педагоги, психологи, врачи) говорят о депривации. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша.

 К сожалению, констатируется тот факт, что в доме ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности.

Учитывая условия депривации, в которых они вынуждены находиться, особо остро стоит задача сенсомоторного развития малышей как основы их дальнейшего личностного становления. Отсюда, отчетлива, видна необходимость создавать в доме ребенка сенсорно насыщенную среду.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими  свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. 

 

Своевременное сенсорное развитие на данном возрастном этапе – главное условие успешного познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка.

На данный момент, перед педагогами нашей группы, стоят следующие задачи:

  1. Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта детей в разных видах деятельности. Учить их обследовать предметы, различая их по величине, цвету, форме.
  2. Обучать и совершенствовать разнообразные действия с предметами: нанизывать кольца на стержень пирамидки, закрывать и открывать одноместную матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.
  3. Формировать умение соотносить плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
  4. Развивать разные виды восприятия: слуховое, зрительное, тактильное с помощью различных дидактических игрушек, пособий.

При планировании занятий в нашей группе учитываются возраст и индивидуальные особенности развития ребенка. C:\Users\Настя\Desktop\Новая папка (2)\1381637619361.jpg

Для успешного усвоения используем в работе принцип последовательности и систематичности, а так же повторность занятий.

Основными методами для детей раннего возраста являются: обследование и сравнение предмета.

Наряду с данными методами, мы организуем такие формы деятельности для развития сенсорных способностей малышей, как дидактические игры и игровые упражнения, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

Для полноценной работы с детьми в нашей группе созданы необходимые условия: оборудован уголок для  сенсорного развития, имеются дидактические игры и пособия. Так же в своей работе мы используем и нетрадиционные средства - пособия, сделанные своими руками: коврики, расшитые бусинами, пуговицами; дорожки, сшитые из разных материалов и вязанные из ниток; набивные мешочки; крышки разных размеров; шишки и т.д. 

 В результате планомерной и систематичной работы,  значительно повысился уровень сенсорного развития детей, улучшилось их эмоциональное состояние, появилась уверенность и самостоятельность при выполнении различных игровых упражнений с предметами, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Но мы должны помнить, что положительные результаты можно получить только в том случае, если совместные упражнения по сенсорному развитию с самого начала будут приносить радость и удовольствие малышу.

Результаты диагностики – таблица 1.

На будущее:

  • Мы планируем продолжать и совершенствовать работу по сенсорному развитию наших воспитанников.
  • Искать и внедрять в работу педагогов новые и эффективные формы и методы организации деятельности с детьми.
  • Обогащать и обновлять содержание сенсорного уголка в группе.C:\Users\Настя\Desktop\фотографии нади\видео Дом Ребенка\Работа\2010-10-20\036.JPG

Наша работа – это одна из ступенек для продолжения успешной деятельности с детьми по их сенсорному развитию.

Мы надеемся, что все знания, которыми наши воспитанники небезуспешно овладевают на данном этапе, - это следующая ступень к полноценному и благополучному развитию ребенка в дальнейшей жизни.

Таблица 1

Цвет

Форма

Величина

Восприятие

Н

36,36

Н

45,46

Н

-

Н

18,18

С

18,18

С

36,36

С

36,36

С

18,18

В

45,46

В

18,18

В

63,64

В

63,64

Диагностическая карта по сенсорному развитию              

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Возраст

Цвет

Форма

Величина

Восприятие (пальчиковые игры, логоритмические упражнения)

Примечания

Уровень развития

Уровень развития

Уровень развития

Уровень развития

1

 Витя З.

1г 5м

Н

Н

С

Н

Выполняет упражнения с помощью взрослого, постоянно нужен контакт со взрослым – один на один

2

Никита И.

1г 5м

Н

Н

С

Н

Проблемы со зрением, не сосредотачивается на выполнении задании

3

Валера К.

1г 6м

Н

Н

С

С

Неустойчивое внимание, быстро переключается, отвлекается на другое

4

Сережа К.

1г 7м

В

С

В

В

Отвлекается на посторонние раздражители

5

Ира К.

1г 8м

Н

Н

С

С

Неусидчива, выполняет задания с помощью взрослого,

6

 Леня Б.

1г 8м

С

Н

В

В

С удовольствием выполняет задания, но отвлекается на посторонние раздражители

7

Денис К.

1г 10м

С

С

В

В

Недавно из семьи, выполняет задания по желанию (много новой информации)

8

Данил Х.

1г 11м

В

С

В

В

Очень активный, увлекающийся, но быстро теряет интерес

9

Андрей Б.

В

В

В

В

С увлечением и подолгу может концентрировать внимание на выполнении задания, изучения нового предмета

10

Ваня Ц.

2г 1м

В

В

В

В

Любит заниматься самостоятельно

11

Маша М.

2г 3м

В

С

В

В

Недавно из семьи, любит выполнять задания вместе со взрослым, хорошо переключается с одного вида деятельности на другой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка

В статье раскрывается значение игровой деятельности для всестороннего развития ребенка, рассматривается организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей....

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

Краткий количественный и качественный анализ комплексной диагностики общего уровня развития  детей - сирот третьего года жизни....

Статья. Коррекционно-развивающая работа с детьми при дисгармоничном развитии ребенка с гиперкинетическими расстройствами в условиях дома ребенка.

Гиперкинетические расстойства у детей одна из наиболее острых проблем. К внешним проявлениям относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.  Актуальной проблемой де...

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"...

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка...

Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у ребенка третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Предлагается система игр - занятий по формированию восприятия  формы  для детей 3-го года жизни...

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ «ДОМА РЕБЕНКА»

Актуальность программы обуславливается тем, переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы...