«Национальный костюм мордвы» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе (образовательная область «Познание»)
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Мартынова Елена Владимировна

«Национальный костюм мордвы»  Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром  в старшей группе  (образовательная область «Познание»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Атемарский детский сад № 1 «Теремок» Лямбирского муниципального района РМ

 

Тема:  «Национальный костюм мордвы» 

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

 (образовательная область «Познание»)

                               

                                                                        Подготовила:                                                                                              

                                                                 Мартынова Елена Владимировна

 

 

                                                     

Структура НОД

Этапы НОД

Краткое содержание

Время

1

Организационный момент

Подготовка к занятию группы.

2 мин.

2

Основная часть:

1)Подготовка детей к изучению нового материала.

2)Раскрытие содержания материала, организация активной познавательной деятельности.

 3)Физминутка.

Вводная беседа.

Объяснение нового материала. Чтение стихотворения. Беседа.

Рассказ воспитателя о  мордовском национальном костюме.

Мордовский танец.

21 мин.

3

Заключительная часть

Анализ в виде игры «Клубочек»

2 мин.

Цель:

Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве.

Продолжать знакомить детей с культурой своей Родины.

Воспитывать патриотическое чувство.

  Задачи:

  • Расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве.
  • Познакомить детей с мордовским национальным костюмом.
  • Воспитывать в ребенке чувства гордости, уважение  к национальным традициям.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Материал и оборудование: Воспитатель в национальном костюме, кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте мы сейчас  вспомним, как называется страна, в которой  мы с вами живем?

Дети: Страна,  в которой мы живем, называется – Россия!

Воспитатель: А как называется наша республика?

Дети: Наша республика называется – Мордовия!

Основная часть

                                                                                                                         Воспитатель: Ребята, вы, наверное, обратили внимание,  как нарядно я сегодня одета. Это мордовский национальный костюм. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Вот обо всем этом мы с вами сегодня и поговорим. А сейчас я попрошу  вас присесть и послушать стихотворение.

Есть край наш мордовский –

Он самый красивый.

Среди необъятных  просторов России,

Среди неоглядных российских широт,

И самый красивый народ в нем живет!

Воспитатель: Ребята, какое красивое стихотворение, правда!? А как вы думаете, о чём оно?

Дети: Это стихотворение о нашей республике Мордовия.

Воспитатель: Как вы думаете, почему наша республика называется – Мордовия?

Дети: Потому,  что здесь живет народ- мордва.

Воспитатель: Ребята, кроме мордвы в нашей республике живут люди и другой национальности. Кто их перечислит?

 Дети: Это – русские, татары, чуваши.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. А как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей?

Дети: У каждого народа свой язык, говор,  свои песни, стихи, танцы, игры, одежда.

Воспитатель: Правильно, ребята, у каждой национальности есть свой родной язык, свои игры, песни, танцы, стихи. А так же есть свой национальный костюм. В который  одеваются в праздничные дни. И вот сегодня к нам в гости пришла кукла  Алдуня в своем национальном костюме. А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?

Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.

Воспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из десятка предметов.

Воспитатель: Основной одеждой считается рубаха   по-мордовски   - панар.  Рукава которой расшиты разноцветными нитками, бисером. Старинный эрзянский костюм обязательно включал – передник, который подвязывали на поясе. И называли по-мордовски  - икельга   паця. А так же набедренное украшение – пулай. Впервые надевали на девочку пулай, когда она взрослела. Мордовочки любили носить большое количество украшений (бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев). Нагрудное украшение называлось – сюлгамо. А на голове носили головные уборы в виде налобной ленты,  украшенную: блестками, бисером, шерстью, бахромой. Или одевали шапочку – венок по-мордовски паця-коня.

Воспитатель: Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? А давайте теперь  вспомним, как называются по-мордовски предметы мордовской национальной одежды и произнесем их.

Рубаха ─ Панар.

Передник ─ Икельга паця.

Набедренное украшение ─ Пулай.

Нагрудное украшение ─ Сюлгамо.

 Шапочка-венок ─ Паця- коня.

Воспитатель: Ребята, мордва ─ народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивые танцы. Мы учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас, давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию.(Танец под мордовкую мелодию).

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, как я вам уже говорила, мордовский народ  любит не только петь и танцевать, но и играть. Поиграем с вами? Игра называется «Клубочек». Я бросаю клубок и называю предмет мордовской одежды по-мордовски, а вы возвращая мне клубок называете его по-русски. (Игра «Клубочек»).

Воспитатель: Ну, что же ребята, молодцы! Мы, с куклой Алдуньей, остались  вами довольны. Вы многое узнали сегодня, и о мордовском национальном костюме, и о мордовских развлечениях, песнях, танцах, играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область «Познание», «Художественное творчество»)."Кот Матроскин и компания"

НОД  «Кот Матроскин и компания» Образовательные задачи:* Обобщить знания и представления детей об окружающем мире.     *Расширить представления о животных семейства ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной к школе группедетского сада на тему: "Определение частей света".

Целью работы является научить ребенка правильно ориентироваться в общественном социуме, умение выбирать правильную линию поведения, вовремя приходить на помощь. Конспект учит детей ориентироваться в н...

НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы"

формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса....

НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы

Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительныхобитателях леса.Образовательные задачи:Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познако...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Образовательная область "Познание". Тема: "Живая и неживая природа".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Образовательная область "Познание". Тема "Живая и неживая природа".Цель: сформировать представление о "жи...