консультация "Дизайн как культурная практика ребенка"
консультация на тему

Зиновьева Сысыгма Владимировна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn_konsultatsiya.docx40.14 КБ

Предварительный просмотр:


ФГОС ДО  предполагает проектирование современного образовательного пространства на основе принципа культуросообразности. Подобный переход принципиально изменяет содержание образовательного процесса, в котором возможно:

-содействие трансляции культуры, передача детям опыта предшествующих поколений, «вооружение» их культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;

-содействие эффективному взаимодействию и сотрудничеству детей с другими людьми;

-выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, поддержка и развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.

 Новое содержание образования основывается на развитии универсальных культурных умений ребенка. Они начинают формироваться в раннем и дошкольном возрасте, а затем развиваются и совершенствуются в течении всей последующей жизни человека. Они включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают эмоционально-ценностное отношение к ним. Для становления и развития таких универсальных умений нужны особые культурные практики, понимаемые как разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересов ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

Культурные практики-это привычные для ребенка способы самоопределения и самореализации в процессе разных видов деятельности и общения с детьми и взрослыми. Это также постоянная и свободная апробация ребенком новых форм и способов деятельности в целях удовлетворения разнообразных потребностей. Интересы, привычки, любимые занятия, черты характера, стиль поведения формируется на основе культурной практики ребенка. К их числу можно отнести разнообразие социально-ориентированных, коммуникативных, художественных способов действий, каждый из которых, в свою очередь, вырастает из разных видов детской деятельности.

Сегодня мы рассмотрим дизайн- как культурную практику ребенка. Раскроем понятие «дизайн» в двух аспектах: как современное искусство и как вид детской художественно-продуктивной деятельности.

Дизайн( от англ. Design –проектирование, чертеж, проект, план, рисунок) - конструктивное искусство, особый вид созидательной творческой деятельности человека, направленной на организацию предметно-пространственного мира по законам целесообразной красоты. Смысл его- в создании вещей, сохраняющих свою функциональность, полезность при наличии высокохудожественного облика, отражающего актуальные проблемы своего времени. Дизайн как самостоятельный вид искусства начинает развиваться в начале 20 века. В 1959 году на первой генеральной международной ассамблее ИКСИД (международный совет организаций индустриального дизайна) термин «дизайн» был признан международным.

В современном дизайне выделяют четыре направления:

  1. Проектирование промышленных изделий- дизайн автомобилей, одежды, игрушки и др.;
  2. Связано с рекламой- миром графики и слова;
  3. Архитектура, определяет её форму и составляющие- дизайн интерьера, ландшафтный дизайн;
  4. Дизайн-форма , как предмет искусства, тесно связанный со скульптурой.

     Постепенно дизайн становится одной из важных составляющих жизни, реконструируя и обновляя окружения человека( мебель, одежда, техника, интерьер, сады, парки и т.д.) Реагируя на все изменения в обществе, дизайн формирует вкусы, предвосхищая время и дает огромные возможности для творчества человека.

Детский дизайн- интегрированная деятельность, имеющая в свое основе различные художественные техники и способы, освоенные детьми в разных видах продуктивного творчества и направленные на создание предмета, гармонично сочетающего функциональные и эстетические качества.

Художник педагог Б.М. Неменский видит значение дизайн=деятельности в том, чтобы в каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» мира вещей. Дети должны не только понимать и сохранять красоту, созданную до них, но и учиться преобразовывать мир по законам красоты, уметь делать его удобным, экологичным, человечным. Это преобразование начинается с простого(выбор одежды, вещей) постепенно складывается свой мир, выражающий личность человека. То есть формируя свою прическу, костюм, интерьер, мы тем самым формируем облик нашего мира.

   Педагог-иследователь Г.Н.Пантелеев в своей книге «Детский дизайн» пишет: «Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. Это и является основной задачей дизайн-деятельности» .

Дизайн-деятельность-одна из составляющих ОО «Художественно-эстетическое развитие», в связи с этим цель занятий дизайн-деятельностью- воспитание у детей эстетической культуры, содействие формированию эстетического отношенияк окружающему миру(природному, предметному, социальному), расширение опыта творческой деятельности по обустройству предметно-пространственной среды.

  Основополагающая идея состоит в том, что дизайн-деятельность на всех её уровнях- восприятие, исполнительство, творчество-организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Принципы:

- дизайн-деятельность-современное конструктивное искусство;  

-центральным в новом содержании дизайн-деятельности становятся не конкретные темы, предметы, конструкции, а общечеловеческие проблемы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в нем. В соответствии со спецификой предметного содержания проблемы дизайн-деятельности выражены парными эстетическими категориями: красива-некрасиво, нравится-не нравится, комфортно-некомфортно, удобно-неудобно, целое-часть, истина-ложь, реальность-фантазия и др. Эти понятия предстают как проблемное поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе на основе воображения, мышления и эмпатии.;

-проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека(дизайнер, художник, мастер, педагог, родитель)который передаёт опыт человечества ;

-трансформация содержания- позволяющая открыть внутренние, скрытые связи материала, в результате чего дети самостоятельно проходят путь «открытия» знания и практически осваивают способы действий;

-экспериментирование с материалами, их свойствами, художественными техниками и способами создания изделий.

Основные задачи:

Дизайн-деятельность доступна для освоения дошкольниками значима для творческого и общего развития ребенка с учетом его возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей:

1.дизайн-продуктивная деятельность, в которой ребенок создает конкретный продукт: коллаж, книжка…

2.дизайн- универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. В основе художественных техник древнейшие операции : лепка, плетение, связывание, скручивание, склеивание ,…современные предметы изобретены в давние времена: стол, стул, ложка, сумка,…

3. дизайн- свободная деятельность, связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества.

4. дизаин-  как правило орудийная деятельность, ребенок использует конкретные орудия(ножницы, дырокол,нож).

Для освоения дизайна как культурной практикой вместо традиционных занятий предлагается форма творческих дизайн проектов, для которых характерно следующее:

-расширение границ образовательного и реального (материального) пространства- музеи, выставки, мастер-классы, мастерские, прогулки, культурные события;

-расширение социокультурного пространства, вовлечение в проектную деятельность других людей- расширение команды единомышленников, выхода за рамки группы;

-обсуждение дизайн-проекта на всех этапах( от разработки замысла до воплощения и применения) для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

-презентация результатадизайн-деятельности, имеющего персональную и социальную значимость;

Включение созданного предмета(изделие, вещи, аранжировки) в ППС ;

-отсутствие единой для всех детей задачи и единого критерия оценки результата дизайн деятельности.

  Большое значение имеет грамотное проектирование РППС. В ней представлены эстетические обьекты и предметы культуры для обогащения детских впечатлений, развития эстетического восприятия и художественного вкуса каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Необходимо свободное пространство для творческого освоения его детьми и наполнения рукотворными изделиями.

Разнообразная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных живых дел, направленных на освоение предмета, »обживания» и обустройство окружающего пространства как мира предметов, глубокая интеграция интеллектуального и эстетического развития(человек в мире природы, в мире вещей, мире людей0; создание конкретного художественного продукта, отвечающего идее единства пользы и красоты; организация образовательной деятельности методом проектов; создание РППС, включающей арт-обьекты для художественного восприятия, материалы и место для творчества и презентации результатов; индивидуальные программы развития- важнейшие черты дизайн-деятельности как культурной практики в современном образовании.

Дизайн- современное искусство, сущность и значение которого заключается в создании нового облика предмета, творческом проектировании его формы, а также всей ППС в единстве функциональных и эстетических задач. Формула дизайна: польза+ красота (уникальность), которая с успехом воплощается как профессиональными дизайнерами, так и дошкольниками в процессе создания полезных и  красивых, оригинальных вещей- игрушек, сувениров, подарков,… Основной путь развития ребенка в процессе дизайн-деятельности- его творческое самоопределение в пространстве и времени культуры через глубокое познание предмета как носителя культурных и личностных смыслов. Поэтому дизайн-деятельность позволяет педагогу моделировать образовательные маршруты как путь развития человеческой культуры.Но гораздо важнее создавать условия ддддля успешного освоения каждым ребенком дизайна как культурной практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Культурные практики как основа для самопознания и формирования у ребенка положительного «Образа-Я»

Статья посвящена исследованиям психологов по вопросам формирования самопознания и самопонимания ребенком себя и своей личности и роль применения культурных практик в непосредственно образовательной де...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...

Занятие по развитию речи в средней группе группе «Формирование социальной компетентности личности ребенка дошкольного возраста на основе культурных практик в ДОУ» «Сундучок сказок»

Программное содержание: помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки.Задачи:Образовательные задачи:-Повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок...

Поддержка формирования культуры личности ребенка через организацию образовательного процесса на основе культурных практик через сюжетно-ролевую игру

Формирования культуры личности ребенка - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято...