Проект на тему мини-музей "Русская обрядовая кукла"
проект на тему

Рузанова Сусанна Александровна

Мини-музей в детском саду "Русская обрядовая кукла"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 «Березка»

Проект

Мини-музей «Русская обрядовая кукла»

Авторы: Рузанова С.А. Нилова Т.А.

Реутов 2016

Вид проекта: Творческий

Цель проекта: Укрепление взаимодействия ДОУ и семьи средствами музейной педагогики через формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре традиционной народной тряпичной куклы.

Длительность 1 год.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

-  Художественно-эстетическое развитие;

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст

Время проекта

1 год

Актуальность:

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну,  а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли,  и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Задачи

  1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
  2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
  3. Учить детей и родителей изготавливать кукол своими руками
  4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа
  5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
  6. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы
  7. Нацелить детей на создание места, где будут храниться куклы, создать  мини-музей куклы.
  8. Организовать совместную с родителями и воспитанниками разработку мини-музея, его содержания, определение экспозиции, ее эстетической ценности.
  9. Организовать заинтересованность в деятельности, где  все участники педагогического процесса (педагоги, родители и дети) являются создателями этого проекта.

Результаты проекта

- Создание мини-музея тряпичных кукол в дошкольном учреждении.

 - Паспорт мини-музея « русская обрядовая кукла».

- Альбом «Русская обрядовая кукла» (совместные рисунки детей и родителей)

- Выставка кукол сделанных руками детей и родителей

- Презентация проекта для педагогов и родителей

Основополагающим в данном проекте является формирование у детей понятия назначении мини-музея, о разнообразии традиционной тряпичной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Форма

работы

Программные

задачи

Развивающая среда

Деятельность

Работа с родителями

самостоятельная

совместно с родителями

Экскурсия

в музейно-

выставочный центр, Интерактивное занятие «История куклы»

Познакомить детей с различными видами кукол, рассказать, какие бывают куклы, из чего они сделаны, историю их появления, воспитывать художественный вкус и развивать творческую активность детей.

  • Подбор русских народных сказок
  • Подбор природного и бросового материала
  • Подбор дидактических игр
  • Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.
  • Статьи на тему «Где появились куклы», «История тряпичной куклы»

Изготовление кукол из ткани

Игрушка своими руками.

Ответы на вопросы детей.

Консультации «Мини-музей в ДОУ»

Привлечь родителей к сбору материала для изготовления куклы.

Беседы

Сообщить исторические сведения о возникновении тряпичной куклы, воспитывать интерес к народному творчеству, обсудить виды тряпичных кукол, правила поведения в музее.

Иллюстрации

Открытки

Сувениры

Видеофильм «Все о куклах»

Рассматривание иллюстраций.

Ответы на вопросы.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»

Консультация «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей».

Составление творческих рассказов

Учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны.

Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Вызывать желание самостоятельно сочинять истории об игрушке.

Иллюстрации в книгах.

Рассматривание тематических альбомов.

Составление рассказов.

Помощь в составлении рассказов по плану.

Ответы на вопросы детей.

Задание для родителей «Расскажи о кукле»

Рисование.

Учить отображать увиденное в рисунке, развивать наблюдательность и воображение детей.

Бумага белая, цветная, цветной картон, гуашь, акварель, восковые мелки, кисти акварельные.

Рисование «Наряд тряпичной куклы»

Оформление выставки детских работ.

Совместное придумывание сюжета рисунка. Помощь в работе.

Занятие «Тряпичная кукла-оберег»

Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства: «Обереговая кукла». Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строении, а также материалами, из которых они изготовлены. Развивать интерес к старинным игрушкам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Выставка народных игрушек. Чтение сказки «Василиса Прекрасная». Рассматривание книги Н.Курбатовой «Игрушки». Продолжение работы по оформлению мини-музея.

Ответы на вопросы детей в изготовлении обереговой куклы.

Помощь в изготовлении куклы. Подбор материала для изготовления. Обогащение словаря ребенка «Кукла-оберег», «умелец», «мастер»,

«ремесло»,

«промысел».

Выставка детских работ.

Мастер-класс «Делаем куклы своими руками»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Литература, наглядный материал

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Методическая литература

  • Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
  • Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009
  • А. Греков «Музей игрушки и его основатель»
  • И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

 Детская литература

  • А. Толстой «Буратино»
  • Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
  • Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»
  • Стихи о  куклах В.Приходько, Г. Ладонщиков

 Наглядный материал

  • Иллюстрации к русским народным сказкам
  • Показ слайдов и фильмов о куклах
  • Набор открыток, сувениров
  • Экскурсии в музей-усадьбу Ясная Поляна, Интерактивное занятие «История куклы»
  • Д/и  «Угадай, из чего игрушка сделана», «Одень Машеньку»
  • Беседа о жизни детей в прошлом о занятиях, играх, игрушках, которыми играли дети
  • Рассматривание иллюстраций о жизни детей
  • Чтение сказок, заучивание потешек, небылиц
  • Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства
  • Оформить мини-музей «тряпичная кукла»
  • Экскурсия по мини-музею «Тряпичная кукла»
  • Изготовление кукол, создание моделей изготовления
  • Анкетирование по теме
  • Привлечь родителей к сбору природного и бросового материала
  • Консультация с практическим показом. Вовлечение в совместную творческую деятельность
  • Совместные праздники «Праздники народного календаря»
  • Наглядная агитация, альбомы

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Экскурсии

Беседы

Занятия

Работа с родителями

  • Музейно-
  • выставочный центр, Интерактивное занятие «История куклы»
  • Мини-музей
  • Виды кукол
  • Куклы наших бабушек
  • Моя любимая кукла
  • Просмотр фильма о декоративно-прикладном искусстве
  • Тряпичная кукла

  • Как появились куклы
  • Как родилась тряпичная кукла
  • Чтение сказки «Василиса Прекрасная»
  • Изготовление кукол «Обереги», «Закрутки»,
  • Связь с другими видами деятельности:

Изо деятельность: украшение для куклы.

 Конструирование:

«Дом для куклы»

 Игровая ситуация: «Модница»

 Музыка:

«Композиторы о куклах».

  • Социологический опрос «Культурные традиции в вашей семье»
  • Создание мини-музея «Тряпичная кукла»
  • Экскурсия по мини-музею (экскурсоводы – дети)
  • Мастер класс по созданию обрядовой  куклы
  • Выставка совместных работ «Тряпичная кукла»

Материалы и средства: иллюстрации и фотографии старинных кукол; куклы в русских-народных костюмах, книги по технологиям изготовления тряпичных кукол, методическая литература по народному костюму, тряпичные куклы, ткани, фурнитура, музыкальные произведения «Детский альбом» П.И. Чайковского («Болезнь куклы», «Новая кукла»)

ВЫВОДЫ.

Устойчивость интереса детей к проекту на протяжении всего месяца обеспечивается личностно ориентированным подходом (участие в проектировании образовательного процесса, диалогичность на занятиях и экскурсиях); разнообразием деятельности детей (постоянная смена ролевых позиций: коллекционеры и создатели мини-экспозиции, дизайнеры, музейные зрители, экскурсанты и экскурсоводы); отражением впечатлений от экскурсий и занятий в изобразительном творчестве; синтезом искусств, а также участием родителей в проекте.

Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.

Сотрудничество семейного и общественного воспитания повышает результативность эстетического воспитания, художественного образования, творческого развития дошкольников в условиях музейной среды.



Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС ОБРЯДОВАЯ КУКЛА ИЗГОТАВЛИВАЕМ САМИ.

Авторы:

Воспитатель: Рузанова С.А.

Учитель — логопед: Нилова Т.А.

Народная мудрость гласит: «Кто в детстве куклы не играл, тот счастья не видал»

Цель: Гармонизация детско-родительских отношений в процессе изготовления куклы-оберега.

Задачи:

  • Учить детей и родителей взаимодействовать друг с другом через ручной труд:
  • Создать условия для активизации интереса родителей к вопросам
  • нравственно-патриотического воспитания;
  • Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей и родителей, увлеченных общим делом;
  • Развивать эстетический вкус, творческое мышление, сенсорный опыт, фантазию, любознательность, творческие способности;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать образную и связную речь;
  • Вызвать интерес к данному виду деятельности;
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к народным традициям

Материалы и инструменты:

лоскутки тканей (бязь, сатин, фланель и т.д.) 20*10 см., 6*6 см., нитки красного цвета, ножницы, музыкальное сопровождение.

Ход мастер-класса:

Воспитатель:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. сегодня мастер-класс с вами проведут учитель — логопед Нилова Т.А, и воспитатель Рузанова С.А. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

 Логопед:Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Поделка, игрушка, сделанная своими руками уникальна, индивидуальна.

 Воспитатель: Плюс второй - возможность совместного творчества вместе с детьми и родителями. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

 Логопед: Плюс третий - идет мощное развитие способностей по разным направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать себя в новом, интересном деле. А кто-то – может найти свое призвание или хобби. В нашей группе  совместно с детьми,родителями, педагогами,мы создали мини — музей кукол. Но сегодня мы хотим познакомить вас с русскими обрядовыми куклами о которых многие не знают, а кто -то уже давно знаком. Ну что значит кукла.

 Воспит: КУКЛА- первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего созидателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее каждого народа на нашей планете.
  Логопед:   Издревле на Руси куклы считались не только общепризнанной и любимой забавой многих детей, но также и священным оберегом. Существует множество кукол-оберегов, отличающихся по форме из  используемых материалов - это русские обрядовые куклы, более подробно мы сейчас  расскажем внимание на экран:

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ:

 Воспит: Уважаемые родители а сейчас мы совместно с вашими детьми изготовим свою куклу кувадку; кукла легка в изготовлении .


 - Выполняется скручиванием полосок ткани: русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» (круг) и означает нечто свернутое.

- Делается без иголки и ножниц - «не коланная, не резанная»; все составные части крепятся нитками, поясками.

- Легко делается – легко разбирается; священен сам предмет, когда наполнен символикой.

Логопед: - Безликость, чтобы не вселился дух иного мира. Безликость — это следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему повредить, она не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло через эту куклу.

 Воспит: Давайте и мы попробуем сделать вместе с детьми эту простую куколку-Кувадку. Так её называли наши предки. «Одной рукой узла не завяжешь», поэтому, для того чтобы сделать куклу надо помогать друг другу.

Логопед: Для изготовления куклы-Кувадки используются лоскуты яркой разноцветной ткани, красная нитка.

Кувадка очень проста в изготовлении.

Лоскут яркой одноцветной ткани размером 10×20 см скручиваем к середине по длинным сторонам, чтобы скатки встретились в середине  (рис. 1, а).

Скрученный лоскут перегибаем  пополам. Отступив примерно 2 см от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью красного  цвета. Концы нити связываем  двойным узлом (рис. 1, б).

 

Рис. 1. Сворачивание лоскутов ткани для изготовления куклы Кувадки.

Из лоскута другого цвета размером 6×6 см таким же образом скручиваемвторую скрутку.На расстоянии 1 см от края с каждой стороны перевяжите скатку.

Фото4

(рис. 1, в).


Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке (рис. 2, а).


Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Зафиксируйте перевязь на талии.

Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье (рис. 2,б).

Ваша Кувадка готова. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Рис. 2. Изготовление куклы Кувадки.

(Практическая часть)

Воспит: Итак,  уважаемые родители  мы с вами сделали нашу куколку — кувадку. И как здорово у вас получилось. А как понравилось такое занятие детям. Все эмоции были отображены у них на лице. Это позволяет вам следить и контролировать за эмоциональным состоянием вашего ребенка, узнать его интересы. Ребенка необходимо постоянно спрашивать о том, что ему больше всего понравилось, какую куклу хотелось сделать ему в другой раз, правильно ли они сделали.  Такое общение не только творческий процесс, но является терапевтической «витаминной» между взрослым и ребенком.

Логопед:  Благодарим Вас за участие, надеюсь, что наш мастер – класс вам понравился, и Вы с удовольствием будете заниматься этим дома в кругу своей семьи.

 Литература

  1. Берстенева Е, Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками - Белый город, 2010.
  2. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.
  3. Фенхель А. Кукольные тайны // Маруся 2012 №6, с.56-58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. ОО «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:- совершенствовать ...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....

Проект краткосрочный творческий «Русские обрядовые куклы».

Вашему вниманию предлагается проект по теме кукла. Вся ОД по данной теме проводилась в игровой форме, что активизирует познавательный интерес и позволяет применить знания, навыки, умения в создании ку...

Презентация проекта «Обрядовая кукла в контексте народных праздников»

Формирование духовно-нравственных основ личности дошкольников в проектной деятельности...

Методическая разработка: Речевой материал к проекту-Русские обрядовые куклы.

В процессе коррекционно-образовательного процесса необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. ...

Проект на тему «Русская народная тряпичная кукла»

Цель проекта ознакомление дошкольников с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы....