Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа на тему

Букалова Марина Владимировна

Особенностью программы  кружка «Умелые ручки» является развитие у детей эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_umelye_ruchki.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Гурьевского муниципального района

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Колокольчик» города Гурьевска»

Программа кружка

«Умелые ручки»

Воспитатель МБДОУ    

                                                            «Детский сад №6 «Колокольчик»

                                                                       Букалова М.В.                                    

                                                                                                           

                                                                                 

                                                                        Гурьевск

2016

  1. Содержание
  2.  Введение…………………………………………………..………..6
  3.  Организация содержания образования………………..………….8
  4.  Содержание программы…………………………………………...10
  5.  Список литературы…………………………………………………13
  6.  Перечень ключевых слов…………………………………………..14
  7.  Контрольные материалы…………………………………………...15
  8.  

Введение

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)

Дошкольной возраст – время, когда закладываются основы личности ребенка, время, когда благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятие ребенком окружающего мира происходит постоянно легко и непринужденно.

Одной из задач ФГОС является - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы.

Развитие творческих способностей у ребенка, одно из важнейших звеньев современного образования. В настоящее время от человека требуется умение находить новые, нестандартные решения проблем не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является продукт, в котором ребёнок отражает свои впечатления и жизненный опыт.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что одним из необходимых условий всестороннего развития ребенка является развитие творческого  потенциала.

Необходимость введения кружковой программы «Умелые ручки» обусловлена недостаточным развитием внимания, воображения, мышления, фантазии.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.

Особенностью программы  кружка «Умелые ручки» является развитие у детей эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.

В данной программе показано как через работу с различным материалом, можно сформировать умение творчески мыслить, создавать эстетические композиции.

В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений и родителям.

В результате прохождения  данной программы дошкольники:

– научатся различным приемам работы с различным бросовым материалом;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Цель: развитие  личности ребенка дошкольного возраста через раскрытие творческого потенциала, посредством овладения навыков художественно - эстетического развития.

Задачи:

Образовательные  задачи:

-  способствовать  овладению  воспитанниками  навыками  художественно-эстетической  деятельности;

-  обучать  навыкам  работы  с  различным  материалом;

- сформировать  систему  умений  и  навыков   в  художественно-эстетическом   творчестве.

Развивающие  задачи:

- Развивать творческие способности,  эмоциональную  отзывчивость  в  ходе  творческой  деятельности;

- Развивать воображение, фантазию, внимание, наблюдательность,  нестандартность  мышления  в  процессе  изготовления  продуктов  детской  деятельности;

    -   формировать  ручную  умелость  и  мелкую  моторику;

     Воспитательные  задачи:

- Воспитывать  партнерские  отношения, чувства личной ответственности,   толерантности  по  отношению  к  сверстникам;

- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.

- Воспитывать и развивать художественный вкус.

Данная программа предусматривает следующие методы  организации  детской  деятельности:

  • Словесные – универсальный метод, с его помощью решаются различные задачи, раскрываются содержание работы. Основные методы слова:

- рассказ - объяснение,  беседа;

- анализ  выразительных  средств  изобразительной  деятельности;

- чтение  книг,  сказка;

-  оценка  продуктов  детской  деятельности.

2. Наглядные методы способствуют более быстрому, прочному усвоению материала, обеспечивают повышение интереса к темам деятельности. К этим методам можно отнести следующие приемы:

- демонстрация  педагогом  приемов  работы;

- показ предметов, иллюстраций,  произведений  художников;

-   демонстрация  произведений  народного  творчества;

-  работа  с  опорой  на  образец  или  технологическую  карту.

3. Практические методы основаны на активной деятельности самих воспитанников. К ним относятся:

-  экспериментирование  с материалами, обследование предметов,  являющихся  основой  художественного  творчества;

-  овладение  приемами  работы  и  технологическими  процессами.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. Активно-деятельностный  метод.  (При  таком  методе   обучения  дети  приобретают  знания  и  навыки   в  деятельности);
  2. Продуктивные методы. (В этом случае дети  самостоятельно  приобретают  новые  знания  и  навыки,  используя   имеющийся  опыт  в  деятельности);
  3. Поисковые методы. (Дети  принимают  участие  в  коллективной  исследовательской  деятельности,  в  ходе  которой  открывают  новые  знания  и  осваивают  способы ).

Программа «Умелые ручки» включает следующие разделы:

  1. Аппликация
  2. Соленое тесто
  3. Оригами
  4. Рисование

Основной формой работы является групповая партнерская деятельность.  Так  же  используется  индивидуальная,  подгрупповая  формы. Формы  проведения  занятий:  занятие-игра,  творческая  мастерская,  традиционное  занятие.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового диагностирования.

Программа  рассчитана  на  1  год  обучения.

Занятия  проводятся  1  раза в   неделю во  второй  половине  дня  продолжительностью  25 – 30 мин.  

     

2.2. Организация содержания образования

Учебно-тематический план

Октябрь

Аппликация

«Птицы готовятся к отлету»

Соленое тесто

«Гриб»

Оригами

«Гриб»

Рисование белой свечой

«Осень»

Ноябрь

Аппликация из бумаги, сложенной гармошкой

«Цветочек для мамы»

Соленое тесто

«Отпечаток руки»

Оригами

«Тыква»

Рисование по сырому фону – акварель + соль

«Цветочек»

Декабрь        

Аппликация

«Дед Мороз»

Соленое тесто

«Елочная игрушка»

Оригами

«Снежинка»

Рисование техникой набрызг

«Зимний лес»

Январь

Аппликация

«Зима» из манки

Соленое тесто

«Снегирь»

Рисование зубной пастой

«Зима»

Февраль

Аппликация

«День Защитников Отечества»

Соленое тесто

«Кораблик»

Оригами

«Божья Коровка»

Рисование солью

«Зимний лес»

Март

Аппликация

«Поздравительная открытка»

Соленое тесто

«Корзинка с цветочками»

Оригами

«Ромашка»

Рисование методом тычка

«Ваза с цветами»

Апрель

Аппликация

«Весна» из салфеток

Соленое тесто

«Яйцо на пасху»

Оригами

«Фрукты, овощи»

Рисование методом бумажные комочки

«Весенний пейзаж»

Количество занятий по реализуемой программе

Раздел

Количество занятий

Количество часов за год

Аппликация

7

3часа 30 мин

Соленое тесто

7

3часа 30 мин

Оригами

6

3 часа

Рисование  

7

3часа 30 мин

Всего                                27                                             13 часов 30 мин

2.3.Содержание программы

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем, и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

Аппликация. Аппликация в развитии мелкой моторики позволяет развивать умственную и речевую деятельность, способствует формированию координации движений пальцев на руках. Важнейшая задача аппликации – заставить работать пальчики. Аппликация доступна абсолютно всем. Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем.

Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук.  Деятельность с тестом способствует развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Особое влияние тестопластика оказывает влияние на развитие детского творчества, фантазии

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Оригами способствует концентрации внимания. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Нетрадиционная техника изображения способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Организация образовательной деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует развитию: ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников; мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга, психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления), тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость); познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря.

2.4. Список использованных источников

  1. Богат, В. Нюкалов, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). [Текст] / В. Богат В. Нюкалов //Дошкольное воспитание. – 1994. - №1 - С. 17-19.
  2. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // - Дошкольное воспитание. – 1982. - №11 С. 32-38.
  3. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко //  – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, - 1996 . – 197 с.
  4. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] /В.И. Ефремов //  Пенза -  2001. – 240 с.
  5. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т.Г. Казакова //  М. -  1982.- 274 с.
  6. Козлина, А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий [Текст]  / А.В. Козлина // – М.: Мозаика – Синтез. -  2005. – 64 с.
  7. Лыкова, И.А.  Художественный  труд  в  детском  саду [Текст] / И.А. Лыкова // Цветной  мир -  2010. – 160 с.
  8. Петрова, И.М. Объемная аппликация [Текст] / И.М. Петрова // Детство-Пресс – 2007. – 31 с.
  9. Соколова, С.В. Оригами для старших дошкольников [Текст] / С.В. Соколова // Детство – пресс - 2010.- 48 с.

2.5. Перечень ключевых слов

Аппликация

Дошкольное детство

Оригами

Рисование

Соленое тесто

Тестопластика

Творческие способности

ФГОС

        

2.6. Контрольные материалы

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика" Солнце в комнате"

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

2. Методика "Складная картинка"

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.

2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.

3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

Изобразительные тесты

1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.

2. Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения.
3. Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа.  Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Классные ручки"

В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительны...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет

Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального  построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Программа "Умелые ручки" Степанова Ж.М.

Как из бросового материала сделать игрушку? А потом ещё и поиграть? Какой можно сделать подарок бабушке и дедушке? Как украсить свою детскую комнату? На все эти вопросы мы отвечаем на занятиях студии ...

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....