«Реализация психолого- педагогических условий в музыкальном образовании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка по теме

Консультация для музыкальных руководителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Совещание РМО

на тему: «Реализация психолого- педагогических условий в музыкальном образовании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Сл. № 1

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ?

Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее -Стандарт), - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.

В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

 

Сл.№ 2

Поэтому, перед музыкальным руководителем стоят следующие ориентиры

•Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов

• Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры; содружество с музыкальными учреждениями города, района

•Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка

Сл. № 3

Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования1, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. Но если обратиться к содержанию других образовательных областей, то мы увидим, что задачи музыкального воспитания и развития раскрываются и в них. В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.

Так, например, касательно образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о  свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, ритме, темпе), о многообразии музыкальной культуры  стран и народов мира.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

В этом есть большой плюс процесса интеграции, т.к. для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную, познавательную и двигательную сферу ребёнка

Сл.№4

Соответственно круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Сл.№ 5

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей на каждом возрастном этапе.

Исходя из предложенных Стандартом возрастосообразных видов деятельности, становится возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста (таблица). Обратите внимание, что предложенные формы практико-ориентированного характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка.

Сл. С № 6-8

Вариативные формы музыкальной деятельности детей

раннего и дошкольного возраста в детском саду

Возраст

Ведущая

 деятельность

Возрастосообразные формы музыкальной деятельности

1 -3 года

Предметная, предметно-

манипулятивная

  • Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе.
  • Игры-эксперименты со звуками и игры -путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных).
  • Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и тп
  • Музыкально-игровые приёмы (звукоподражание).
  • Музыкальные и музыкально-литературные загадки.
  • Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры.
  • Музыкально-двигательные игры-

импровизации.

  • Музыкальные сказки (слушание и исполнительство)

3-5 лет

Игровая

(сюжетно-ролевая игра)

  • Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра).
  • Музыкальные игры-фантазирования.
  • Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.
  • Усложняющиеся игры-эксперименты и игры

-путешествия.

  • Музыкально-дидактические игры.
  • Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений.
  • Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.
  • Концерты-загадки.
  • Беседы, в т. ч. по вопросам детей о музыке.

5-7 лет

Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности

  • Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность.
  • Музыкально-дидактическая игра.
  • Компьютерные музыкальные игры.
  • Исследовательская (опытная) деятельность.
  • Проектная деятельность.
  • Театрализованная деятельность.
  • Хороводная игра.
  • Музыкальные игры-импровизации.
  • Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
  • Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
  • Интегративная деятельность (художественная полидеятельность).
  • Клуб музыкальных интересов.
  • Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).
  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Сл.№ 9

Необходимо остановиться на психолого-педагогических условиях реализации программы в соответствии со Стандартом т.к. программа является условной педагогической единицей реализации ФГОС и Образовательной Области

  1.  Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
  2.  Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
  1.  Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
  2.  Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

  5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

  6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

   8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Иными словами, ребёнок воспринимается взрослым как субъект образовательной деятельности.

В музыкальной деятельности подобный выбор необходим для ребёнка. Если мы говорим о ребёнке как о субъекте музыкальной деятельности, то и сам процесс музыкального развития и организация музыкальной деятельности требуют нестандартного подхода.

       

В контексте реализации ФГОС меняется отношение к оцениванию детской деятельности, к своению ребенком программных знаний. С одной стороны - требовать от ребенка дошкольного возраста на выходе конкретных образовательных достижений мы не можем. Это обуславливается спецификой дошкольного детства. А с другой – нам необходимо определить результаты,  на которые мы должны ориентироваться в процессе реализации программы.

Сл.№ 11

 Исходя из этого,  ФГОС ДО предполагает, проведение  педагогическим работником оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

•Она связана с оценкой эффективности педагогических воздействий и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности.

•По сути, согласно ФГОС ДО, педагогическая диагностика выступает как механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности развития ребенка, на основе чего определить его перспективы и в направлении их достижения индивидуализировать образовательную деятельность.

•Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность с детьми, все ли образовательные потребности ребенка удовлетворяет, обеспечивает ли переход в процессе образования «зоны ближайшего развития» конкретного ребенка в «уровень актуального развития». 

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения задач:

  1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;)
  2. Оптимизации работы с группой детей.

 «Оснащение процесса музыкально-эстетического развития

в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

          Организация современного педагогического процесса в образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания необходимой развивающей предметно-пространственной среды  (далее - предметная среда) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования.

Сл. № 12

     Предметная среда в образовательном учреждении выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию ООП.

     При создании предметной среды необходимо  ориентироваться на требования ФГОС дошкольного образования  к развивающей  предметно-пространственной среде в образовательных организациях, а также принципы, определенные ФГОС дошкольного образования (П. III. стр. 23).

     Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

     Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике. Однако этого недостаточно для моделирования процесса музыкального образования, направленного на становление личности ребенка. Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.

Сл. №        13                        

     Известный средовед М. Хейдметс, рассматривая среду с точки зрения субъекта, разделял её на индивидуальную и групповую; объекты пространственной среды—на места (территории, помещения) и отдельные вещи; по характеру использования объектов—на постоянные и временные. Для организации среды это достаточно важное структурирование, позволяющее моделировать данный компонент через места деятельности ребёнка и отдельные объекты.                                        

Сл.№ 14    

Говоря о музыкальном развитии дошкольников, можно представить предметно-развивающую среду как музыкально-образовательную, которая состоит из предметного и музыкального компонентов. Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т. е. непосредственно музыкой, независимо от её источника. Всё остальное, в том числе музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон, музыкальный центр и т.д. ), относится к предметному компоненту. В музыкально-образовательной среде кроме указанных компонентов присутствует и социальный, поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребёнка, влияющие на его развитие. Следуя из вышесказанного, творческая образовательная среда должна характеризоваться эмоциональным фоном, включающим творческую увлечённость, настрой на поиск, созидание. Таким образом, творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением.
     Сл. №15

 Светлана Леонидовна Новосёлова разработала требования к развивающей предметной среде, которые обосновываются тем, что способность к творчеству коренится в интересе ребёнка к предметному миру близких ему людей, в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с игрушками и инструментами, в любознательности, интересе, превышающем своей мотивацией получение утилитарного результата.

  • Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности на каждом возрастном этапе; при этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности ) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

  • Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л. С. Выготский ).

  • Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной (к когнитивной сфере относятся все психические процессы, выполняющие функции познания: знание, познание, изучение и пр.) сферы ребёнка, т. е. содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

  • Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребёнком знания живут и обогащаются.

     Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе—им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

Сл. № 15

     При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на следующие критерии её качества:

1. Качество содержания.

2. Качество структуры.

3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

1. Качество содержания.

     Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:

  • восприятие музыки—пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
  • воспроизведение музыки—пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца и т. п.; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
  • музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютерная техника и т. д.).

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

     В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок, действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.                                                                        

     Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определённой возрастной группы.                

     Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.      Наличие слайдов, репродукций, альбомов по искусству обеспечивает синтез музыкального искусства с литературой, театром, живописью, скульптурой и архитектурой.  Широкое привлечение современных технических средств обучения будет способствовать повышению качества музыкального образования, развитию интереса и любви к музыке и музыкальным занятиям, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, формированию многообразных представлений о различных гранях музыкального искусства, расширению художественного кругозора дошкольников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.

2. Качество структуры.
    Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

     Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

                

  1. Функциональный и эмоциональный комфорт детей обеспечивается оформлением музыкальных мини-центров. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь дидактическую направленность                                     Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.                        

Сл. № 17                        

     Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:

  • Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в младенчестве—ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;
  • Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию, все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны). Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;
  • Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.). Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки.

     Таким образом, мы видим, что особенностью музыкально-эстетического воспитания дошкольников является организация разных форм музыкальной деятельности. Это требует особого подхода к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера музыкального зала.

     Специфика музыкальной деятельности в детском саду предъявляет особые требования к рабочему месту музыкального руководителя: оно должно быть укомплектовано современными техническими средствами.

     

     В соответствии с основами музыкального воспитания выделяются:

  • Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальные занятия
  • Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий  
  • совместная с воспитателем (в сюжетно-ролевых, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.;
  • самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

Сл.№ 18

Всё это можно представить след. блоками среды в доу как место музыкальной деятельности.

1. Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ
    Создаётся на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре и др. Предполагает единство социальных и предметных условий, обеспечивающих разнообразную музыкальную деятельность ребёнка. Все компоненты среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Исходное требование к среде—её проблемность и развивающий характер: она через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его творчества.                                                                

      Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды
(музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, костюмы и т. д.). К нему относится и репертуар, который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой. Все эти аудио-, видео-  и тактильные составляющие среды предоставляют информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребёнок конструирует свой музыкальный мир.
     Социальный фактор  проявляется в том, что и организатором среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными компонентами являются и сверстники ребёнка, которые выступают в качестве партнёров в совместной деятельности, но могут быть и образцами для подражания.
   
Эмоциональный фактор данной среды включает психологический компонент, настрой на активную познавательную деятельность и одновременно требовательность, уважение к правилам, которые «любит» музыка (например, музыка «любит» тишину). Большое значение имеет и эмоциональность исполнения музыкальных произведений педагогом: ребёнок должен получить эстетическое наслаждение, тогда ему будет понятно эмоционально-образное содержание музыкального произведения. Нельзя заставить ребёнка полюбить музыку - ею можно только увлечь.

2. Среда нерегламентированной музыкально - творческой деятельности ДОУ.                             Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому она  - должна иметь - потенциал для музыкального воспитания и становления его творчества.                    Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью. Музыкальный репертуар, оборудование и инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты отличаются большим разнообразием, так как времени на регламентированную деятельность у воспитателя больше.                        

     Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в дополнительных услугах по  музыкальному творчеству, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей - он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т. п.).                                                

     Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:

  • Наличие у детей навыков и умений во всех видах музыкальной деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности.

  • Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях  (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты и игрушки, музыкальный конструктор и др. ).

  • Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель специально для воспитателей записывает новый музыкальный репертуар, кассет с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.

  • Музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности подбираются и для совместной с воспитателем музыкальной деятельности детей, и для самостоятельной музыкально-творческой деятельности ребёнка.

     Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Сверстники как часть социальной среды также имеют большое значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью: они становятся своего рода катализатором данного процесса.
   
Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего через собственную эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей. Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта, поощрение творческих устремлений детей - такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой протекает нерегламентированная музыкально -творческая деятельность.
    Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития дошкольников т.к. познание музыки и ее красоты происходит не только на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, но и в музыкальных уголках каждой группы.

      Итак, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные педагогические функции:

  • проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, творчество, эмпатийность – сопереживание эмоциональному состоянию другого человека),
  •  проектирует цель и средства её достижения,
  • организует музыкально-образовательный процесс,
  • консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей,
  • обеспечивает взаимодействие всех компонентов – корректирует их,
  •  анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей.

      Мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.                                                        

    Таким образом, главная приоритеты музыкального воспитания в ДОУ, на наш взгляд, звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально- художественное впечатление, каждый музыкально- художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность». [3]

Сл. № 19

Литература:

1. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», М., 2004

  1. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 2, № 7  - 2013 г.
  2. Дергунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка  «Справочник музыкального руководителя» № 2,  2014


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Реализация психолого – педагогических условий в музыкальном образовании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Подготовили: Старший воспитатель ГБДОУ д/с № 1 «Сказка» Шумакова Г.А. Старший воспитатель ГБДОУ д/с № 23 Тимощенко О.Л.

Слайд 2

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образова­тельный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ? О риентация нового документа на со­циализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организа­ции (далее - ДОО) формируется как программа пси­холого-педагогической поддержки позитивной со­циализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Все об­разовательное содержание программы, в т. ч. и му­зыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музы­кальная деятельность есть средство и условие вхож­дения ребёнка в мир социальных отношений, откры­тия и презентации своего «я» социуму.

Слайд 3

Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, содружество с музыкальными учреждениями города, района. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка ОРИЕНТИРЫ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

Слайд 4

П люс процесса интеграции, для нас в том, что важно научить ребёнка общаться с произ­ведениями искусства в целом, развивать художе­ственное восприятие, чувственную, познавательную и двигательную сферу ребёнка.

Слайд 5

Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве: Вхождение ребёнка в мир музы­ки Р азвитие музыкальной эрудиции и куль­туры дошкольников, ценностного отношения к му­зыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Разви­тие опыта восприятия музыкальных произведе­ний, сопереживания музыкальным образам, на­строениям и чувствам, Развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольни­ков.

Слайд 6

Виды музыкальной деятельности О бщение со взрослым, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры. младенческий возраст (2 месяца - 1 год) В осприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность Игровая и двигательная (овладение основными движениями ) деятельность детей, пение , игры на дми ранний возраст ( 1 год - 3 года) д ошкольный возраст (3 года - 8 лет)

Слайд 7

Игры-эксперименты со звуками и игры- путешествия в мир звук ов Музыкально-игровые приёмы Музыкально двигательные игры-импровизации ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ предметная; предметно - манипулятивная ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Музыкальные сказки Вариативные формы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры Музыкальные и музыкально-литературные загадки Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе Предметное коллекционирование

Слайд 8

Вариативные формы музыкальной деятельности детей среднего возраста (3-5 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игровая (сюжетно-ролевая игра) Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра) Музыкальные игры-фантазирования Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия Музыкально-дидактические игры Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием Концерты-загадки, беседы , в т. ч. по вопросам детей о музыке ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра) Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе Музыкально-дидактические игры Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием

Слайд 9

Вариативные формы музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возрасте (5-8 лет ) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игровая (сюжетно-ролевая игра) Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемност Исследовательская (опытная) деятельность Проектная деятельность Театрализованная деятельность Музыкально-дидактические и компьютерные игры Хороводная игра Музыкальные игры-импровизации Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты Интегративная деятельность (художественная полидеятельность ) Клуб музыкальных интересов. Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений). ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 10

Психолого-педагогическое сопровождение Уважение взрослых к человеческому достоин­ству детей, формирование и поддержка их положи­тельной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях Использование в образовательной деятельно­сти форм и методов работы с детьми, соответствую­щих их возрастным и индивидуальным особенно­стям Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных ви­дах деятельности Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждо­го ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития Поддержка инициативы и самостоятель­ности детей в специфических для них видах деятельности Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения Защита детей от всех форм физического и пси­хического насилия Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.

Слайд 11

Проведение педагогическим работником оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения задач: Индивидуализации образования оптимизации работы с группой детей. Она связана с оценкой эффективности педагогических воздействий и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности . По сути, согласно ФГОС ДО, педагогическая диагностика выступает как механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности развития ребенка, на основе чего определить его перспективы и в направлении их достижения индивидуализировать образовательную деятельность. Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития , то есть педагогическая диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность с детьми, все ли образовательные потребности ребенка удовлетворяет, обеспечивает ли переход в процессе образования «зоны ближайшего развития» конкретного ребенка в «уровень актуального развития».

Слайд 12

Требования ФГОС к РППС в области «Художественно – эстетического воспитания». Музыкальное воспитание (п. III стр. 23) Предметная среда в образовательном учреждении выполняе т: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию ООП . Таким образом музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

Слайд 13

Исследования эстонского учёного средоведа М. Хейдмейтс Индивидуальная Среда рассматривается с точки зрения субъекта Групповая Объекты пространственной среды Места Отдельные вещи По характеру использования объектов Постоянное Временное

Слайд 14

РППС или музыкально-образовательная творческая среда состоит: Структура музыкальной, предметно-развивающей среды Которая характеризуется эмоциональным фоном (включающим творческую увлечённость) настроем на поиск , настроем на созидание. б огатым предметным и информационным наполнением.

Слайд 15

Требования к развивающей предметно – пространственной среде по С.Л. Н овосёловой Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности на каждом возрастном этапе; при этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности ) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей. Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, т. е. содержать как уже известные ребёнку компоненты , так и проблемные, подлежащие исследованию. Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляютс я, и, наоборот, постоянно используемые ребёнком знания живут и обогащаются.

Слайд 16

Критерии качества развивающей среды Качество содержания: блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности восприятие, воспроизведение творчество Качество структуры: Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес . Предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей . Функциональный и эмоциональный комфорт детей: Представлена музыкальными мини-центрами. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь дидактическую направленность.

Слайд 17

Основы содержания музыкальной среды Психологическая: для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми (учёт возрастных и ведущих возможностей детей) Эстетическая : э стетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка (учитывать дизайнерские и возрастные требования к проектированию) Педагогическая : среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки . (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.).

Слайд 18

Среда ДОУ как место музыкальной деятельности Состоит из двух блоков: Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ: создаётся на музыкальных занятиях, предполагает единство социальных и предметных условий, все компоненты среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Исходное требование к среде - проблемность и развивающий характер. Среда нерегламентированной музыкально - творческой деятельности ДОУ: организовывается группе детского сада. Исходное требование – наличие потенциала для музыкального воспитания и становления его творчества . Соблюдение следующих условий: Наличие у детей навыков и умений во всех видах музыкальной деятельности, Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных Наличие ТСО Подбор музыкальных игр и пособий для совместной и для самостоятельной музыкально-творческой деятельности ребёнка .

Слайд 19

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. ( Василий Александрович Сухомлинский) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей МДОУ "Психолого-педагогическая работа по развитию речи дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Семинар для воспитателей МДОУ "Психолого-педагогическая работа по развитию речи дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...

Презентация "Реализация современных подходов к художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Презентация "Реализация современных подходов к художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Презентация "Создание психолого-педагогических условий для социального образования детей раннего возраста в условиях внедрения ГОС ДО"  

Презентация "Создание психолого-педагогических условий для социального образования детей раннего возраста в условиях внедрения ГОС ДО"...

Педагогический совет № 3 тематический «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Педагогический совет № 3 тематический  «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответс...

Тематический педагогический совет: «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направи...