Проект "Книжкина неделя" в подг гр
проект (подготовительная группа) на тему

Болотенкова Ольга Егоровна

Проект "Книжкина неделя" в подг гр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_podg_gr_knizhkina_nedelya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1387» УДПРФ

Познавательный проект
в подготовительной к школе группе № 5

«Книжкина неделя»

Болотенкова О.Е.

Воспитатель 1 квалификационной категории

Москва, 2015 г.

Познавательный проект

В подготовительной группе № 5

В 2014-2015 уч.гг.

Тема: «Книжкина неделя»

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно-речевой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители и воспитатель группы.

Срок реализации проекта:  Неделя.

Актуальность проблемы:

Дети мало интересуются книгами.

Поколение нынешних дошкольников и школьников в массе не хочет читать книги. Таким положением вещей обеспокоены многие родители. Следует признать, что развитое телевиденье, «навороченные» телефоны, компьютеры и Интернет в основном не способствуют приобщению подрастающего поколения к книжной культуре, хорошей литературе. У детей формируется, в первую очередь, психологическая привязанность к телевиденью, Интернету, социальным сетям и мобильным терминалам. Всё так, но стоит ли драматизировать? Следует понимать, что чтение – вообще, достаточно непростой творческий акт, в котором задействованы сложные психические процессы: внимание, представление и воображение. В процессе и в результате чтения каждый человек по-своему представляет героев и события. Телевиденье и кино подаёт всё в готовом виде. Многие родители думают так: зачем ребёнку читать, если он может посмотреть кино, скачать ему мультфильмы из интернета и.д. А педагоги бьют тревогу: дети безграмотно пишут, не умеют рассуждать, логически и последовательно излагать свои мысли. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Читающий человек –мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Проблемы, на решение которых направлен проект: дети мало интересуются книгами.

Цель проекта: привитие детям любви к книге.

Формирование интереса и потребности в чтении книги, создание партнёрских, дружеских отношений всех участников образовательных отношений.

Задачи проекта:

- Вызвать интерес к книге.

- Формировать представление у детей о роли книги в жизни человека.

- Познакомить с различными жанрами книг.

- Дать представление о библиотеке.

- Обогащать детско-родительские отношения совместным чтениям.

- Воспитывать партнёрские отношения между детьми, родителями, педагогами.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Особенности проекта:

Опора на личный опыт родителей.

Взаимодействие с социумом.

Предполагаемый результат:

Развитие познавательной активности детей при взаимодействии всех участников образовательных отношений.

1 этап «Подготовительный»

- Интервью детей по теме «Книжкина неделя».

- Подбор материала по теме «Детские писатели».

- Подбор пословиц и загадок о книге.

- Подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы, басни, были.

- Инсценировка сказок для детей мл. гр.

2 этап «Основной». Совместная деятельность с детьми

- Пополнение «Книжного уголка».

- Беседы: «Моя любимая книга», «Откуда пришла книга», «Где живут книги», «Важно ли уметь читать?».

- Ситуативный разговор: «Книги плачут», «Отмечаем Международный день детской книги».

- Экскурсия в библиотеку школы.

- Рассматривание портретов детских писателей: В. Драгунский, С. Я. Маршак, Н. Носов, В. Бианки, А. Барто, К. Чуковский.

- Трудовая деятельность «Книжкина больница».

- Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Издательский дом»; «Книжный магазин Амитамь».

- Изготовление атрибутов для игр.

- Знакомство с пословицами и загадками о книге.

- Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, басни, и т.д.

- Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Теремок» для детей младшей группы.

- Организация выставки «Книжка-малышка».

- Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Сотрудничество с семьёй:

- Анкетирование родителей.

Анкета для родителей Приобщение детей к чтению.

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это…

4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка.

11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких.

12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

13. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

14. Вы считаете, что чтение – это…

15. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

16. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

17. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

18. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе.

- Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке.

- Акция «Книга в подарок в книжный уголок гр. «Радуга».

- Памятки для родителей.

- Организации вечеров семейного чтения; посещение библиотек с ребёнком, книжные магазины.

Совместная деятельность с детьми и родителями.

- Совместное придумывание и оформление авторской книжки-малышки.

3 этап «Заключительный»

Викторина для детей, Изготовление детьми книжек - малышек совместно с родителями.

Результаты реализуемого проекта. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме: с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с объектами окружающего социума (библиотекой). Мы читали книги, играли в с/р игры, путешествовали по сказкам, рассматривали портреты детских писателей, выступали с драматизацией сказки перед малышами, смотрели мультфильмы, ходили на экскурсию в школьную библиотеку. В группе проведён ряд занятий по темам: «Мой любимый сказочный герой», «Иллюстрация любимой сказки».

.Мероприятия с родителями:

1. Рисование любимых литературных героев.

2. Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома»

3. Выставка любимых домашних книг.

4. Пополнение библиотеки группы.

5. Печатная информация для родителей («Как научить ребёнка любить книги», «Как

научить ребёнка читать», «12 полезных советов, как приохотить детей к книгам»,

«Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Чтобы ребенок любил читать.

Советы воспитателей», «Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии»

6. Изготовление книжек-малышек.

Результат реализации проекта:

1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.

2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.

3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

4. Были организованы для детей тематические выставки.

5. Дети научились ремонтировать книги.

6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

7. Дети посмотрели спектакль по прочитанному произведению в

исполнении воспитанников подготовительной к школе группы.

8. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к

чтению.

В течение недели дети познакомились с историей возникновения "Книжкиной недели", ее

создателем, с писателями – юбилярами и их произведениями, книгами – юбилярами;

выполнили коллективные работы; подготовили материал для выставок; вместе с

родителями "издали" книжки -малышки, нарисовали обложки любимых книг; приняли

участие в различных конкурсах; научились "лечить" и беречь книги.

У детей остались хорошие впечатления, обогатился словарный запас, расширился кругозор.

Методические рекомендации для родителей, в очередной раз, убедили их в том, что

домашнее чтение или сказка на ночь - неотъемлемая часть эмоционального и речевого

развития ребенка.

Вывод. В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» дети стали любознательнее, у них повысился интерес к книгам. А главное - у детей появилась потребность в семейном чтении книги и это значит, что вся проведённая работа не прошла даром.

Памятка родителям «Как привить ребенку любовь к чтению?»

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

План проведения недели детской книги

В подготовительной группе № 5

 2014-2015 уч.гг.

Дни недели

Образовательная область

Форма работы

Задачи

Ответственные

1 день проекта

Познание.

Коммуникация.

Социализация

Презентация: «История создания книги».

НОД: «Откуда пришла книга»

НОД: «Сказочная птица – совушка – сова» /нетрадиционная техника

Чтение рассказа А.Баркова, Р.Сурьянинова «Откуда пришла книга»

Работа с родителями: «Роль книги в развитии ребёнка».

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов; познакомить с историей создания книг и материалом, из которого их делали.

Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей. Подвести детей к пониманию того, что к книгам нужно относиться бережно, чтобы книги жили как можно дольше

Расширять представления детей о птице – героине сказок; учить делать сову нетрадиционным

Способом аппликации.

Развивать интерес к чтению познавательной литературы.

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь

Воспитатель.

2 день проекта

. Коммуникация.

Социализация

Труд

Пословицы о книгах.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко»

НОД: «Мой любимый сказочный герой» /рисование/

Работа с родителями: совместно с детьми сделать книжку – самоделку /сказки, стихи, загадки собственного сочинения/.

Познакомить детей с пословицами  о книгах; учить понимать смысл пословиц.

Учить подбирать рифму; вспомнить героев сказок.

способом: из ватных дисков

родителям в вопросах развития ребёнка.

Учить отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев; формировать эстетическое отношение к сказочным героям.

Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество; формировать интерес к созданию собственной книги.                                            

Воспитатель.

Родители

3 день проекта

Познание.

Труд.

Ч.Х.Л.

Коммуникация

НОД: «Беседа о книгах».

Игра – ситуация: «Что делать, если ты порвал книгу?», «Если бы не было книг?»

Знакомство с творчеством детских писателей.

Рассматривание и чтение книг Н.Носова

Учить находить выход из сложившейся ситуации, обосновывать свой ответ. Привлечь внимание у  детей по ремонту старых книг, привести их в надлежащий вид. Прививать трудолюбие и учить заботится  о книгах.

Познакомить детей с биографией  и произведениями Н.Носова.

Вызвать интерес детей к произведениям Н.Носова; пополнить литературный багаж детей его рассказами.

Воспитатель.

4 день проекта

Развитие речи.

Труд.

Социализация.

Художественная литература.

Создание уголка: «Моя любимая книга»

По страницам любимых книг.

Настольно - печатная игра: «Собери сказку»

Загадки по сказкам

Рисование по любимым произведениям Н.Носова.

Презентация детьми книжек – самоделок.

Выбирать книгу, которая понравилась, мотивировать свой выбор. Развивать речь детей, умение поддерживать диалог, развернутыми предложениями отвечать на вопросы.

Учить из частей собирать сюжеты знакомых сказок, называть авторов и названия сказок. Закрепить знания детей сказок; развивать догадливость, сообразительность

Вызвать желание детей рисовать сюжеты из полюбившихся произведений Н.Носова.

.

Вызывать у детей желание презентовать свою книгу.

Воспитатель.

Родители, дети.

5 день проекта

Познание.

Социализация.

Художественное творчества,

Социализация,

Коммуникация.

Беседа о хранилище книг – библиотеке, библиотекаре, читателе.

НОД: «Сказочный чудо – цветок»

/лепка рельефная

декоративная – изразцы/.

Сюжетно – ролевая игра: «Библиотекарь»

КВН: «Путешествие по сказкам».

Вручение благодарностей семьям, принявшим активное участие в реализации проекта

Познакомить детей с профессией библиотекаря и хранилищем книг – библиотекой.

Учить детей создавать сказочные декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства.

Формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.

Уточнить представление детей о библиотеке, работе библиотекаря; строить сюжет на основе личного опыта; развивать коммуникативные отношения в ходе игры; воспитывать  бережное отношение к книгам.

Закрепить и обобщить знания о загадках и пословицах; учить составлять загадки; составлять предложения по словам и из слов. Приобщить детей к русским народным сказкам. Закрепить и расширить знания о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение.

Воспитатель, дети, родители

9 день проекта

Экскурсия в детскую библиотеку

НОД: «Лепим буквы для обложки книги»

Вызвать интерес детей к созданию букв для обложки книги.

Воспитатель,

Библиотекарь.

10 день проекта

НОД: «Книга – лучший друг».

.

Воспитатель, Отставных О.Н.

Воспитатель,

Отставных О.Н;

Логопед, Диброва О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование по ФГОС на неделю "Транспорт" в подг. группе

комплексно -тематическое планирование на неделю...

Краткосрочный творческий проект " Неделя сказок" подг.гурппа

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка....

27-30 апреля тематическая неделя "День Победы" Cлушание песни"Священная война" подг.гр.

Конспект    беседы   о  песне  "Священная  война" для  детей подг.гр...

18.05-22.05 тематическая неделя "Насекомые" Слушание маршей С. Прокофьева из цикла "Детская музыка" "Марш"и "Шествие кузнечиков" для подг.гр.

Продолжать      учить  детей  слушать  музыку  внимательно. ,отвечать  на  вопросы  по характеру  произведения.  ...

18.05-22.05 тематическая неделя "Насекомые" Слушание Н.А.Римский-Корсаков "Полет шмеля" для подг.гр.

Внимательно  слушать произведение, отвечать на вопросы.  Мотивировать   детей на  продуктивную  деятельность  (сделать  рисунок, аппликацию  по теме)...

18.05-22.05 тематическая неделя "Насекомые" Разучивание песни в подг.гр. "Про лягушек и комара". Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

quot;Про лягушек и комара". Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполн...

25-29 мая Тематическая неделя "Лето" подг. гр. Пение песни "Ах ,лето,лето,лето!"

   Рекомендации:    развивать ритмический слух, чувство музыкального ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку,...