Музыкальное развитие детей.(В помощь молодым специалистам)
консультация на тему

Суворова Татьяна Ивановна

Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_97_-_2003.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие детей.

(В помощь молодым специалистам)

В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности. Задачи музыкального воспитания детей (развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры) в детском саду решаются с помощью различных видов музыкальной деятельности. 

        Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

        Развитие ладового чувства предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности создают определенное настроение - нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т. д.

        Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

        Развитие чувства ритма нуждается в знание того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным, спокойным или более активным, скачкообразным, с резкой сменой коротких и длинных нот, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры.

        Решение второй задачи музыкального воспитания - развитие основ музыкальной культуры - предполагает формирование у детей музыкально - эстетического сознания в различных видах музыкальной деятельности.

        Музыкально - эстетическое сознание формируется в различных видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, образовательной деятельности. Музыкально - образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту.

        Каждый вид музыкальной деятельности (как и развитие музыкальных способностей) требует определенных знаний. Для развития музыкального восприятия нужны знания общего плана (о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т. д.). Педагог объясняет, с помощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики и т.д. Дети начинают понимать, по каким признакам можно сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения, какими терминами нужно пользоваться при этом.

        Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности, сведения о возможностях создания музыкального образа в различных видах деятельности, музыкальных жанрах.

        Обучаясь пению. ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, с какими динамическими оттенками, нюансами в каком темпе песня прозвучит наиболее ярко и т. д.

        В музыкально - ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности. Дети узнают название музыкальных шагов (поскоки, шаг польки, переменный шаг, галоп и т.д.), усваивают название танцев, хороводов.

        Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети также получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на различных инструментах.

        Все педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкально - образовательной деятельности.

        Наглядно - слуховой метод всегда сопровождает рассказ педагога о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов, облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.

        Наглядно - зрительный метод в музыкально - образовательной деятельности также применяется широко: показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.

        Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения о музыке, поясняет ее содержание, разъясняет, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками и т. д.

        Используя практический метод, педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Этот метод облегчает детям усвоение музыкальных знаний, помогает закрепить их на собственном опыте.

        В музыкально - образовательной деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения.

        Музыкально - дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей, способствуют осознанному усвоению и закреплению знаний.

        Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления (высота, длительность звуков и т. д.).

        Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

        К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.

        Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

        Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

        Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии - вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

        Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) - наиболее легкий путь овладения каким - либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

        На музыкальном занятии недопустимы формальное звучание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

        Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались.

        На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия.

        Формирование умений и навыков не являются целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей.

        Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах организации деятельности.

        Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов  в музыкальном развитии детей.

        Музыка в повседневной жизни детского сада - еще одна форма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту, различные виды развлечений, праздничные утренники.

        Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально - дидактические игры, подбирает задания, упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д.

        Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы - концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления.

        В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе.

        Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио - и телепередач, магнитофонных записей детских музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки; обучение детей игре на детских музыкальных инструментах; самостоятельное музицирование.

        Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку.

        Все формы организации музыкальной деятельности детей взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.

        Музыкальные занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные  в зависимости от числа участвующих в них детей.

        Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятия применятся и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

        Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательный вид.

        По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические (а фронтальные бывают еще и комплексными) в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы.

        Типовые занятия включают в себя все виды музыкальной деятельности.

        В доминантном занятии какой - либо вид музыкальной деятельности преобладает.

        На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая  все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

        Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности, Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

        Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развитие детей с помощью произведений из мирового классического репертуара

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать вы...

Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. В помощь молодому специалисту

здоровьесберегающие технологии: методы, форма организации....

Консультация для специалистов ДОУ Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей

Консультация для специалистов ДОУ"Здоровьесберегающие технологиив музыкальном развитии детейс целью сохранения и укрепленияпсихического и физического здоровья детей" Несмотря на тенденцию в...

В помощь молодым специалистам.

Для педагога, желающего работать творчески, необходимо пересмотреть свою роль на занятии: из лидера, наставника, важной персоны он должен стать участником игры......

В помощь молодому специалисту

Основные показатели и описание показателей при постановке речевого диагноза...