Музыкальное развитие детей с помощью произведений из мирового классического репертуара
статья по музыке на тему

Яблочникова Светлана Владимировна

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать музыку своего народа и, конечно, высокохудожественные образцы классического музыкального наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_razvitie_detey.docx17.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие детей с помощью произведений из мирового классического репертуара

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать музыку своего народа и, конечно, высокохудожественные образцы классического музыкального наследия. Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру – о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни – в детском саду и в семье – дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. По слушанию музыки  «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» предусмотрен достаточно узкий круг классических произведений, преимущественно это произведения русских и советских композиторов (П.И.Чайковский, М.И.Глинка, Д.Кабалевский и др.) В семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную современную, эстрадную музыку. Вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо приобщать к шедеврам музыкального искусства. Давая слушать детям классическую музыку, мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет большое значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

Успех музыкального развития детей зависит не только от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего – от качества используемого репертуара, т.е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку. В этом, прежде всего, незаменимы народная музыка и классика. Как известно, основы музыкального вкуса формируются с раннего детства. И здесь музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладению речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

        Крупный ученый-музыковед Б.Асафьев отмечал, что в музыке, созданной в разные времена, отражались разные музыкальные интонации, «интонационный словарь своего времени». В музыке И.С. Баха часто звучат строгие, возвышенные мелодии. В творчестве французских клавесинистов Ф. Куперена, Ж.Ф. Рамо получило отражение галантное искусство эпохи рококо. Романтическая приподнятость в сочетании с лиризмом, искренностью в выражении чувств свойственна музыке Р.Шумана, Ф. Шопена. Современная классическая музыка более конфликтна, полна острых звучаний. Таким образом, столь разнообразный и богатый репертуар, который будут слышать дети, окажет свое благодатное влияние на формирование отношения к музыке в целом.

        Несмотря на кажущуюся сложность для понимания дошкольниками классической музыки, существует целый ряд таких произведений. Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А. Гречанинова, Э.Грига, Р. Шумана, С.Майкапара, С.Прокофьева, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» Й. Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева и др.).

Помимо «детской» музыки можно предлагать для слушания фрагменты классических произведений разного времени – старинную музыку А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, И.С. Баха, произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р.Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С.Рахманинова, Д. Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов-классиков, формировать тем самым  у детей эталоны красоты.

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.

Именно поэтому в МДОУ центр развития детский  сад № 39 на занятиях по музыкальному воспитанию музыкальные руководители широко используют элементы программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». В ней  автор предлагает более полную, расширенную программу по слушанию музыки, включая произведения разных эпох, стилей и направлений – от образцов старинной музыки эпохи Возрождения до современной зарубежной и русской классики, тем самым формируя у детей эталоны красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развитие детей.(В помощь молодым специалистам)

Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями....

«Амплификация развития детей с помощью музыкально-ритмической деятельности»

Амплификация детского развития предусматривает реализацию всех резервов различных форм детской деятельности, направленных на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей. По...

"Творческое развитие детей с помощью музыкальных игр"

Материал открытого занятия для подготовительной к школе группе. Занятие составлено из музыкальных игр для всех видов музыкальной деятельности: приветствие, слушание музыки, пение, музыкально-ритмическ...

Развитие речи детей с помощью произведений устного народного творчества.

Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а также словарной работы является использование художественной литературы и фольклора. В художественном тексте слова и их сочетания создаю...

Развернутый план-конспект беседа о музыкальном произведении используя учебное пособие О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей».

Тема: «Сказка в музыке»Цель: развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических здоровьесберегающих и ин...

Консультация для родителей: «Воспитание и развитие детей с помощью музыкального творчества»

  Издавна музыка признавалась важным средством формирования личности человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает воздействие на общее развитие ребенка: формирует эмоционал...