«Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя»
статья на тему

Маслова Елена Владимировна

     В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона   «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ.

    Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) . 

2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

 

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:

 

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

 

Закон «Об образовании в Российской Федерации»  ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:

 Педагогические работники обязаны:

 осуществлять свою деятельность на высоком профессиональ­ном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподавае­мых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

                  

Однако в Законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа

может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой

дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки  России от 17.10.2013г. N 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования). При этом педагог может  корректировать все структурные элементы рабочей программы с  учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Дошкольном образовании модель рабочей программы должна  представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических  условий являются:

• содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы;

• организационные (формы организации различных видов деятельности);

• технологические (принципы, методы, приемы);

• материально-технические (предметно-развивающая среда);

• социокультурные (взаимодействие с родителями,  социальными партнерами различных социокультурных институтов);

• контрольно-диагностические.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.

 

Форма написания рабо­чей программы принимается на Педагогическом совете и прописывается в «Положении о разработке рабочей программы». Важно помнить, что рабочая программа должна быть соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, раз­работанной и утвержденной, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особен­ностей детей.

Рабочая программа – документ конкретной образовательной организации, разработанный воспитателем (творческой группой, рабочей группой) на основе основной образовательной программы образовательной организации, который должен обеспечить достижение целевых ориентиров. В тоже время рабочая программа - инструмент, с помощью которого воспитатель определяет оптимальные и наиболее эффективные для определенной возрастной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса  в соответствии с  ФГОС ДО. Кроме того, в ФГОС ДО  в пункт 2.9 и 2.10.  (раздел II) указано, что «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.»

Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательного процесса (с учетом специфики образовательной организации,  авторского замысла воспитателя, возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательного процесса, уровня подготовки детей, их возрастных и индивидуальных особенностей).

В соответствии с пунктом 2.11,  2.11.1, 2.11.2., 2.11.3  (раздел II) ФГОС ДО:

1.     Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

2.     Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

3.     Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

4.     Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

 

Примерные структурные элементы рабочей программы.

Титульный лист

Оглавление с перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерную образовательную программу, парциальные программы и технологии. Также необходимо описать:

¾   возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе;

¾   цель (с учетом требований ФГОС ДО);

¾   задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, с уче­том требований ФГОС ДО);

¾   срок реализации;

¾   основные принципы (можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО);

¾   ожидаемые результаты реализации программы (так же можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО), удобнее будет описать их в таблице.(Приложение № 2)

Календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование)

Данный раздел — составная часть комплексно-тематического плани­рования, представленного в основной образовательной программе образовательной организации. Он может быть представлен в виде таблицы.

В комплексно - тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение учебных часов (дней, недель) по разделам и тема. Указываются формы работы с детьми, итоговое мероприятие. Возможно использование таблицы.(Приложение № 3)

Содержание программы (текст или таблица)

В данном разделе представляются режим дня, учебный план, распи­сание занятий (согласно нормативным документам), краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специ­фики их образовательных потребностей и интересов. Также могут быть представлены особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках, особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Планируемые результаты освоения программы

Условия реализации рабочей программы:

¾   материально-техническое оснащение;

¾   учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, для родителей, интернет-ресурсы, образовательные CD-диски,  дидактический материал, документация).

Приложения к программе, где могут быть представлены следующие материалы:

¾   конспекты (сценарии) различных форм образовательной дея­тельности;

¾   описание игр и игровых упражнений;

¾   сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;

¾   сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитан­ников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей;

¾   визуальные средства информации (дети — родители — педагоги) ит.д.

Рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

Оформление рабочей программы

Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер шрифта

14, межстрочный интервал 1,5, переносы в тексте не ставятся,

выравнивание по ширине, абзац 1,25 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. На титульном листе указывается:

Учредитель; № протокола, дата заседания ПС; дата согласования с зам. заведующего по ВМР; № и дата приказа заведующего ДОУ. Название Программы; адресность (возрастная группа, возраст детей); сведения об авторе (должность, ФИО), год составления Программы.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.

Утверждение рабочей программы

Утверждение Программы  происходит следующим образом:

-обсуждение на заседании методического объединения, и согласование с зам.заведующего по ВМР;

-утверждение Программы заведующим ДОУ.

-При несоответствии Программы установленным Положением требованиям (каждое ДОО разрабатывает свое Положение о Рабочей программе педагога), заведующий ДОУ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

 

Материал подготовлен на основании:

1.      Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

2.      Письма Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";

3.      Федерального закона  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (Документ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 99-ФЗ).

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя»

     В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона   «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ.

    Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) . 

2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

 

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:

 

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Закон «Об образовании в Российской Федерации»  ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:

 Педагогические работники обязаны:

 осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

        

Однако в Законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа

может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой

дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки  России от 17.10.2013г. N 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования). При этом педагог может  корректировать все структурные элементы рабочей программы с  учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Дошкольном образовании модель рабочей программы должна  представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических  условий являются:

• содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы;

• организационные (формы организации различных видов деятельности);

• технологические (принципы, методы, приемы);

• материально-технические (предметно-развивающая среда);

• социокультурные (взаимодействие с родителями,  социальными партнерами различных социокультурных институтов);

• контрольно-диагностические.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.

Форма написания рабочей программы принимается на Педагогическом совете и прописывается в «Положении о разработке рабочей программы». Важно помнить, что рабочая программа должна быть соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, разработанной и утвержденной, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.

Рабочая программа – документ конкретной образовательной организации, разработанный воспитателем (творческой группой, рабочей группой) на основе основной образовательной программы образовательной организации, который должен обеспечить достижение целевых ориентиров. В тоже время рабочая программа - инструмент, с помощью которого воспитатель определяет оптимальные и наиболее эффективные для определенной возрастной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса  в соответствии с  ФГОС ДО. Кроме того, в ФГОС ДО  в пункт 2.9 и 2.10.  (раздел II) указано, что «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.»

Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательного процесса (с учетом специфики образовательной организации,  авторского замысла воспитателя, возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательного процесса, уровня подготовки детей, их возрастных и индивидуальных особенностей).

В соответствии с пунктом 2.11,  2.11.1, 2.11.2., 2.11.3  (раздел II) ФГОС ДО:

  1. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
  2. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
  3. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
  4. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Примерные структурные элементы рабочей программы.

Титульный лист 

Оглавление с перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерную образовательную программу, парциальные программы и технологии. Также необходимо описать:

  • возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе;
  • цель (с учетом требований ФГОС ДО);
  • задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, с учетом требований ФГОС ДО);
  • срок реализации;
  • основные принципы (можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО);
  • ожидаемые результаты реализации программы (так же можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО), удобнее будет описать их в таблице.(Приложение № 2)

Календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование)

Данный раздел — составная часть комплексно-тематического планирования, представленного в основной образовательной программе образовательной организации. Он может быть представлен в виде таблицы.

В комплексно - тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение учебных часов (дней, недель) по разделам и тема. Указываются формы работы с детьми, итоговое мероприятие. Возможно использование таблицы.(Приложение № 3)

Содержание программы (текст или таблица)

В данном разделе представляются режим дня, учебный план, расписание занятий (согласно нормативным документам), краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Также могут быть представлены особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках, особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Планируемые результаты освоения программы

Условия реализации рабочей программы:

  • материально-техническое оснащение;
  • учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, для родителей, интернет-ресурсы, образовательные CD-диски,  дидактический материал, документация).

Приложения к программе, где могут быть представлены следующие материалы:

  • конспекты (сценарии) различных форм образовательной деятельности;
  • описание игр и игровых упражнений;
  • сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
  • сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей;
  • визуальные средства информации (дети — родители — педагоги) ит.д.

Рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

Оформление рабочей программы

Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер шрифта

14, межстрочный интервал 1,5, переносы в тексте не ставятся,

выравнивание по ширине, абзац 1,25 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. На титульном листе указывается:

Учредитель; № протокола, дата заседания ПС; дата согласования с зам. заведующего по ВМР; № и дата приказа заведующего ДОУ. Название Программы; адресность (возрастная группа, возраст детей); сведения об авторе (должность, ФИО), год составления Программы.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.

Утверждение рабочей программы

Утверждение Программы  происходит следующим образом:

-обсуждение на заседании методического объединения, и согласование с зам.заведующего по ВМР;

-утверждение Программы заведующим ДОУ.

-При несоответствии Программы установленным Положением требованиям (каждое ДОО разрабатывает свое Положение о Рабочей программе педагога), заведующий ДОУ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

Материал подготовлен на основании:

  1. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
  2. Письма Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";
  3. Федерального закона  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (Документ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 99-ФЗ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя".

Данная консультация раскрывает особенности написания рабочей программы воспитателя....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования    Санкт-Петербургская ака...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы воспитателей ДОО

Цель разработки рабочих программ: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в с...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов ДОО

Прежде чем подойти к написанию рабочей программы педагога ДОУ важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.1) Примерная основная образовательная программа - разрабатываетс...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации образовательного процесса в дошкольной организации, ориентированного на личность воспитанника.  Новая модель ...

Рекомендации по составлению рабочей программы воспитателя ДОО

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.Новая модель предполагает составление рабоч...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ дополнительного образования детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКРАСНОГОРСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР         Методические рекомендации по составл...