Материал к семинару педагогов дошкольного образования
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Теселкина Людмила Александровна

Формирование критического мышления дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД №1

«Формирование критического мышления и развитие творческих способностей обучающихся при организации конкурсов по начально-техническому моделированию в условиях ДОУ»

СЛАЙД №2

Дошкольное детство — совсем небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше,

чем за всю последующую жизнь. Многие психологи и 

педагоги считают, что самым важным является

возраст с рождения и до трех лет.

Многие специалисты и психологи пишут о том, что ранний опыт жизни влияет на дальнейшую судьбу человека и "После трех уже поздно".

Самый быстрый скачок развития происходит как раз в этот период жизни человека. Но и после трех лет ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Так что все дети дошкольного возраста необычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, это совсем не свидетельствует о том, что их нет.

СЛАЙД №3

Дошкольники готовы общаться, получать новые навыки, развивать имеющиеся способности.

Задача взрослых — направить их по верному пути.

Наглядно-образное мышление начинает формироваться у детей в возрасте полутора лет и окончательно формируется к пяти годам. Используя такое мышление, ребенок может решать различные задачи с реальными предметами. Это значит, что ребенку в возрасте четырех-пяти лет уже не обязательно видеть предмет или брать его в руки, чтобы ответить на вопрос о нем. Ребенок может просто представить этот предмет. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос.

СЛАЙД №4

В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

СЛАЙД №5

Но почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему.

СЛАЙД №6

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

СЛАЙД №7

Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является реализация компетентного подхода в образовании, который предполагает не усвоение ребенком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Наше время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий не только в школе, но и в дошкольном учреждении. В своей работе с детьми дошкольной возраста педагогами ДОУ используются разные технологии: информационные компьютерные, здоровье сберегающие, проектного обучения, исследовательской деятельности и

СЛАЙД №8 - щелкнуть 3 раза - анимация

 технология развития критического мышления (ТРКМ).

СЛАЙД №9

Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация, улучшается качество образования в условиях образовательной организации. В чем заключается актуальность технологии развития критического мышления?

Это один из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Формирование критического мышления происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

СЛАЙД №10

Формирование критического мышления дошкольников – это особая методика обучения, которая отвечает на вопросы: как научить мыслить, с помощью каких приемов сформировать критическое мышление ребенка, которое помогает ему жить среди людей, выбирать пути, находить не одно, а несколько решений.  

СЛАЙД №11

 Именно этому способствует организация творческих конкурсов по начальному техническому моделированию в условиях ДОУ. 

СЛАЙД №12-щелкнуть 2 раза-анимация

Алгоритм формирования критического мышления дошкольников.

1). Исследование объекта, изучение конструкции, рассмотрение отдельных деталей, сбор информации.

2). Проверка информации, высказывание сомнений, принятие решения, постановка задач. (что делать, из одного материала или комбинировать, какие техники изготовления или сборки использовать)

3). Решение задач (подготовка материалов, ознакомление с техниками изготовления, продуктивная деятельность – собственно изготовление или сборка, творческий подход).

4).  Самооценка, оценка эффективности и качества выполненной работы.

Такая последовательность позволяет

СЛАЙД №13

тренировать ум и развивать мыслительную деятельность.

СЛАЙД №14

 А проявление креативности и творческого подхода каждого участника продуктивной деятельности учит рассматривать любую задачу с разных сторон, под разными углами и генерировать собственные идеи.

 

СЛАЙД №15

 Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки  НОД и  занятий.

СЛАЙД №16

Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

решать проблемы;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления

различного опыта, идей и представлений;

СЛАЙД №17

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

брать на себя ответственность;

участвовать в совместном принятии решения;

выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе

СЛАЙД №18

В каждой возрастной группе проводились тематические выставки по начальному техническому моделированию.

Обучающиеся младшего дошкольного возраста

БАШНИ

МОСТЫ

СЛАЙД №19

Обучающиеся среднего дошкольного возраста

ТРАНСПОРТ

ЖИВОТНЫЕ

ЛЮДИ

СЛАЙД №20

Обучающиеся старшего дошкольного возраста

ДОМА и ЗДАНИЯ (Тема: Архитектура и дизайн»)

СУДА

РОБОТЫ

СЛАЙД №21

Обучающиеся подготовительных групп

 УГОЛОК БЕЗОПАСНОСТИ

 «СТАНЦИИ и БАЗЫ»

(Космические, Ракетные, Транспортные, Авиационные и др.)

СЛАЙДЫ №22-23-24-25-26-27-28-29-30

Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не

просто пичкать его информацией, а побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы, решать практические задачи, оценивать свою деятельность с точки зрения достоверности и точности.

При применении приемов развития критического мышления воспитателями ДОУ отмечается повышение качества и результативности образовательного процесса.

СЛАЙД №31

Для того, чтобы ребенок в дошкольной образовательной организации всесторонне гармонически развивался как личность, в том числе и для успешного развития критического мышления, мы, проанализировав исследования таких ученых как Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Ж.Пиаже, Л.Ф. Обухова, М.А. Холодная, Д. Дьюи, Р.У. Пол, Н.Н. Подъяков, Л.С. Выготский и др., мы выделили ряд педагогических условий, которые будут способствовать развитию критического мышления детей старшего дошкольного возраста.

СЛАЙД №32

1. Дидактическая игра (дидактическая игра – может выступать условием развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста, потому что игра – это серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в игре у ребенка расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь, формируются определенные суждения и умозаключения).

СЛАЙД №33

2. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в ДОО (Учет всех требований и педагогических характеристик построения РППС обеспечит гармоничное развитие личности ребенка, в том числе и окажет положительное влияние на развитие критического мышления детей, где ребенку будет гораздо интересней играть со сверстниками и познавать окружающий мир).

СЛАЙД №34

Всесторонне развитого человека невозможно представить без критического мышления — элемента, позволяющего ему сформировать свой взгляд на вещи и не зависеть от чужого мнения. Оно способствует личностному росту и подталкивает человека к развитию.

СЛАЙД №35

Технология развития критического мышления позволяет в дошкольном образовании решать следующие задачи:

• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями

• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем

Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

СЛАЙД №36

Используя названные приёмы технологии критического мышления, педагоги ДОУ делают процесс обучения интересным,

формируют навыки работы с информацией,

без которых современному человеку трудно достичь социального успеха,

 воспитывают качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

СЛАЙД №37

Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.

СЛАЙД №38

Воспитать и развивать мышление – значит повысить качество жизни, принимать правильные решения и добиваться успехов в жизни

СЛАЙД №39

ПОЖЕЛАНИЯ

Мыслить критически!

Работать творчески!

Развивать способности!

Добиваться успехов!

Достигать высоких результатов!

Учить жить в современном динамичном и мобильном обществе!

СЛАЙД №40

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Цель: подготовить детей к школе, повысить самооценку детей, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить.

Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:

1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)

3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)

Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста развивается как направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата.

Ребёнок не рождается с готовой способностью мыслить. Самые первые задатки к мышлению появляются у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и манипуляции с ними. Для того, чтобы научить ребенка мыслить критически, в первую очередь ребенок должен начать мыслить. Поэтому критическому мышлению предшествуют такие виды мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Только когда ребенок овладеет данными типами мышления, его можно и даже нужно учить мыслить критически. Такое возможно, когда ребенок уже овладевает собственной речью и начинает задавать вопросы о существующей действительности.

По мнению российских педагогов: Е.А. Иванова, М.В. Кларин, В.С. Конева и др., характерными особенностями критического мышления дошкольников старшего возраста являются: оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений.

Критическое мышление

Самостоятельное (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения
независимо от остальных).

Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления (чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт подвергается критическому осмыслению)

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения
проблем, которые нужно решить. (Необходимо заменить традиционное
накопительное образование на образование проблемно-постановочное).

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации

(утверждение - доказательства - вывод).

Критически мыслящим человеком невозможно манипулировать.

Критическое мышление есть мышление социальное (использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии). Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать.

Плюсы умения мыслить критически

Считается, что критическое мышление — естественный процесс, обычный ход мыслей. Однако в жизненных ситуациях люди отклоняются от этого.. Ход мысли формирует правильный взгляд на мир и развивает логику.

Развитие мышления дает много преимуществ. К ним относятся:

способность делать правильные выводы;

умение собирать нужную информацию;

способность обосновывать и рассуждать;

умение четко знать проблему;

умение использовать идеи;

взаимодействие с людьми;

умение использовать альтернативное мышление.

Выработав критический склад ума, человек начинает мыслить направленно, с корректированием своих выводов. Такое мышление отличается от стандартов и позволяет решать сложные задачи.

Чтобы научиться мыслить критически, человеку должно быть дело до всего. В жизни есть много неизученных вещей. Любопытство развивает ум. Благодаря любознательности происходят открытия, случаются приключения. Развивший способность интересоваться происходящим не только выработает критический склад ума, но и сделает свою жизнь насыщеннее и разнообразнее.

У каждого обитателя современного мира должно быть выработано объективное восприятие информации.

Развитие навыков критического мышления

К навыкам мышления следует подходить критически. Стоит пересмотреть их, если они приводят к нежелательным последствиям. Нужно стараться мыслить позитивно и не допускать негативных мыслей. Для развития критического мышления, человек должен научиться:

Правильно оценивать реальность. События, происходящие в жизни, не зависят от желаний и устремлений конкретного человека. Нужно уметь понимать, что на данный момент возможно, а что является невыполнимой прихотью.

Готовность воспринимать информацию. Человек, не готовый к принятию информации, отрезан от действительности.

Принимать четкие, уверенные решения. Их основой должны стать знания.

Отказаться от массовых увлечений. Не следует идти за толпой. Необходимо иметь собственное мнение.

Решив развить критическое мышление, человек должен провести черту между выводами и наблюдением. Нельзя рассуждать, не проверив сведения. Только владея точной информацией, можно делать выводы. При этом во время тренировок следует следить за тем, чтобы не исчезло чувство юмора. Способность подшучивать над собой и видеть юмор в ситуациях помогает сохранению ясного ума и ненавязчиво выражению своего мнения по поводу проблемы. Но следует проявлять осторожность, если смех используется в качестве психологической защиты.

Как начинать развивать мышление

Для тренировок мышления нужно выделить время, которое обычно человек тратит впустую. Для этого необходимо проанализировать распорядок дня. Для развития мышления может быть использовано время, которое раньше тратилось на:

просмотр телевизора;

компьютерные игры;

социальные сети.

Первым шагом к выработки критического мышления является ежедневное проведение анализа. Под конец дня необходимо взвесить и изучить совершенные за день достижения. Требуется учитывать и количество промахов. Анализ должен заключаться в выявлении действий, во время выполнения которых были допущены ошибки. Выявив недостатки за прошедший день, следует подумать, как их можно устранить. Под конец необходимо сделать вывод, приблизило ли произошедшее к поставленной цели или отдалило от нее. На основе этих простых действий разовьется мышление, перерастающее впоследствии в критическое. Можно вести записи для выявления повторяющихся действий.

Необходимо решать по 1 задаче в день. Спеша на работу, по дороге нужно наметить какую-то главную проблему и постараться решить ее в течение дня. Человек должен стремиться получить как можно больше информации, способствующей решению соответствующей задачи. Для решения проблемы нужно проанализировать различные варианты и выбрать лучший. Определив план действий, нужно придерживаться стратегии. Если в ходе решения задачи обстоятельства изменятся, необходимо оперативно вносить изменения в план. В процессе решения задач следует развивать интеллект, внимательность, логику.

Чтобы научиться критически мыслить, необходимо все время тренироваться. Начинать развиваться можно в любом возрасте. Тренируя мышление, человек способен выйти на новый уровень развития и приблизиться к реализации целей.

Тренировать мышление и следовать по намеченному пути не так просто, как кажется. Но определив жизненные задачи и разработав с помощью критического мышления план их выполнения, человек способен достичь успеха.

Плюсы в технологии  РКМ:

1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

2. Делать выводы.

3. Принимать продуманные решения.

4. Технология даёт детям возможность размышлять.

5. Способствует активности в образовательной деятельности

6. Активизирует мышление.

7. Учатся работать в группах и парах.

8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

9. Формируются навыки составления текстов различных жанров.

10. Формируются коммуникативные навыки.

11. Учатся работать с большим объёмом информации.

12. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.

13. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.

14. Сами могут себя оценить и проверить.

15. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.

16. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.

17. Учатся здоровой дискуссии.

18. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.

19. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.

20. Удобно  ТРКМ совмещать с другими технологиями:  проектная  деятельность, проблемное обучение и др.

21. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.

22. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

23. Реализуется принцип сотрудничества.

24. Психологически комфортная среда при  реализации  образовательных  целей.

 

 Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.

1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации.

2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая).

3. С технологией нужно подробно ознакомиться, желательно пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.

4. Неправильное понимание стратегий и методов.

5. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.

6. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к  НОД (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Для  детей готовится целый пакет заданий

7. Затруднения в  оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Дети учатся не просто отвечать на поставленные вопросы, а осмысливать их, аргументировано доказывать свою точку зрения. Они умеют не только отвечать на вопросы, но и задавать их. У моих детей хорошо развиты познавательные психологические процессы: воображение, память, мышление, внимание. Мои дети умеют работать с текстом, умея выделять в нем главное , умеют сопереживать и готовы всегда прийти на помощь не только героям, приходящим к нам на занятия, но и друг другу, окружающим взрослым, растительному и животному миру. Благодаря, применяемой мной технологии, дети моей группы легко и быстро усваивают материал, необходимый для подготовки к школьному обучению, а также адаптируются в школе и с ходу берут «высокий старт» в обучении. У детей моей группы за последние три года повысилась учебная мотивация , понизился уровень тревожности, повысилась самооценка, растет уровень высокой готовности к школьному обучению. Все это доказывает эффективность, внедряемых мной в образовательный процесс технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к совместному семинару педагогов дошкольного и дополнительного образования «Влияние конкурсов по начально-техническому моделированию на качество дошкольного образования»

Конструктор – умная игра,Завлекательна, хитра.Интересно здесь играть,Строить, составлять, искать!Приглашаем всех друзейВ конструктор поиграть скорей.Вам, взрослым будет интересно.А нам, дошкольн...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»Вопросы на рассмотрении:1.1.Организация деятельности по воспит...

Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"

quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...

Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"

quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...

Выступление на образовательном семинаре "Развитие игровой компетентности педагогов дошкольного образования" - «Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте»

В чем же состоит влияние игры на развитие ребенка?Прежде всего, игра влияет на формирование произвольности психических процессов – в игре у детей начинает развиваться произвольное вним...