Основные положения личностно – ориентированной модели развивающей предметно – пространственной среды, принципы ее построения.
консультация на тему

Наталья Михайловна Васюнкова

Консультация для педагогов ДОУ по организации развивающей предметно-пространственной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Основные положения личностно – ориентированной модели развивающей предметно –  пространственной  среды, принципы  ее построения.

  1. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития группы в целом и каждого ребенка в отдельности. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет

дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.

  1. Принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и непривычных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к  активной творческой деятельности.
  2.  Принцип доступности и единства (М.И. Лисина). Огн продиктован особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме «Вижу – действую».
  3. Принцип активности, творчества. Он реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в   создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать  персональную выставку, оформит коллекцию, создать игровые зоны с использованием опытно – экспериментальных центров, мастерских и др.
  4.  Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дат возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим . Например, создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения.
  5. Принцип «полоролевых и возрастных» различий». Предоставление мальчикам и девочкам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения.
  6. Принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства дошкольного учреждения.
  7. При формировании предметно – развивающей среды группы нет жесткого стандарта. Педагоги должны учитывать:

- программу, по которой работает дошкольное учреждение,

- вид группы (группа общеразвивающей и компенсирующей направленности – особенности детей, которые посещают данную группу,

- особенности образовательного учреждения ,

- особенности  детей:  их темперамент,  подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.

             Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере каждого ребенка, его интересах, наклонностях.

  1. Принцип  безопасности. Он реализуется в соблюдении педагогами :

– инструкцией по охране жизни и здоровья детей

– правилами  пожарной безопасности,

- нормами СанПиН.

Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.

10. Принцип рациональности и целесообразности. Он означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.

Учебное пространство

       При оборудовании  учебного пространства должны соблюдаться  определенные  требования.

1.Столы устанавливаются вблизи  светонесущей  стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места.

2. Для леворуких детей рабочие места организуются с правосторонним освещением рабочего места. Плохо видящие и плохо слышащие дети с должны сидеть  впереди  и сбоку.

3. Четырехместные столы устанавливаются не более чем в два ряда; двухместные столы устанавливаются не более чем в три ряда.

4. Расстояние между рядами столов не менее 0,5 метра; расстояние первого ряда столов от светонесущей стены – один метр.

5. Расстояние от первых столов до настенной доски – 2,5 – 3,0 метра (угол рассматривания должен составлять не менее 45 градусов). Необходимо сделать на полу метки по расстановке мебели в соответствии с требованиями СанПиНов.

6. Столы можно расставлять по разному: рядами, полукругом, буквой «П» и т.п.

7.Столы и стулья должны быть промаркированы в соответствии с ростовыми показателями.

8. На полу сделать разметку расстановки мебели на занятиях. Для этого можно использовать краску неброских цветов .

9.   Размер  учебной доски 0,75 -1.00 метр. Высота нижнего края настенной доски над полом 0,7- 0,8 метра. Свет  на доску должен падать слева и сзади.  Если естественного  освещения недостаточно, то сверху должно быть дополнительное освещение. Розетка для него должна быть на высоте выше роста ребёнка с поднятой рукой. Розетку нужно закрыть  плотной крышкой или поставить заглушку. Учебная доска должна быть насыщенных тонов, чтобы на ней было видно изображение. Рядом с доской, над ней и под ней не  должно быть отвлекающих факторов, так как у дошкольников неустойчивое внимание. При использовании магнитной доски магниты на доске должны быть одного цвета, чтобы не отвлекать внимания детей  (неустойчивость внимания детей дошкольного возраста).

     Если нет стационарной учебной доски, то ее можно заменить  переносным мольбертом; доской гармошкой, которая складывается. В качестве учебной доски может быть использоваться  ковролин. Он не вызывает у детей аллергии, хорошо обрабатывается и имеет разную цветовую гамму. Под  ковролином помещаются прозрачные конверты, в которых хранится демонстрационный материал. Если используется мольберт, о его размеры должны соответствовать нормативным показателям.

        Учебная доска может быть использоваться как на занятиях, так и свободной деятельности. Расположить ее нужно так, чтобы она была доступна детям для свободного пользования. («Инструкция по охране жизни и здоровья детей»). 

10.Рядом с учебной доской всегда должна быть указка определенного размера (младший и средний дошкольный возраст – длина указки до 40 сантиметров, старший дошкольный возраст – длина указки до 70 сантиметров).  Размеры указки должны соответствовать физиологическим возможностям  руки детей. Наличие указки диктуется правилами этикета. У указки не должно быть острого конца. («Инструкция по охране жизни и здоровья детей»). Указка не должна быть доступна для свободного пользования детьми.

11.Для работы на доске может быть использован мел или цветные маркеры. Около доски должна быть влажная тряпка или кусок поролона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения.

Презентация на тему:"Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения ". Весь материал представлен в виде схем, кратких описаний, которые содержат в себе задачи ,основу  гуманистической ...

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (семинар для педагогов в ДОО )

Материал раскрывает понятие "Личностно - ориентированной модеои общения взрослого с ребенком", прописаны упражнения помогающие педагогам прочувствовать смысл понимания личности ребенка (Обраб.Михайлов...

«Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».

Консультация для воспитателей:«Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно...

Семинар для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком».

Главная идея семинара - личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Что это такое? Как осуществить переход к ней, что для этого взрослому необходимо делать.Наша цель: помочь ...

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

Максимальная  озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важноезначение в отборе и классификации  её элементов. Основной  целью создания музыкально-звуковой и ...

Практико-ориентированный проект "Модель развивающей предметно-пространственной среды в группе"

Правильно организованная развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику использовать свои способности, стимулировать проявление самос...