Психогенная патология у детей и подростков
статья на тему

Токмакова Ольга Николаевна

Психогенная патология у детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogennaya_patologiya_u_detey_i_podrostkov.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

1. Органическая и резидуально-органическая патология у детей и подростков

Органическая патология связана с повреждениями мозга, нервной системы;  резидуально-органическая – с их отдаленными последствиями.

Выделяют следующие виды поражений нервной системы:

- перинатальные поражения нервной системы (происходящие в период с 28-ой недели развития плода по 7-ые сутки после рождения ребенка из-за заболеваний матери, повреждений нервной системы во время родов, средовых воздействий);

- наследственные заболевания (связанные с изменением генетической информации);

- инфекционные заболевания нервной системы (энцефалиты, менингиты);

- черепно-мозговые травмы (сотрясение головного мозга, ушиб мозга, сдавливание мозга);

- опухоли головного мозга;

- эпилепсия (хроническое заболевание головного мозга, проявляющееся судорогами, расстройствами сознания, психическими изменениями).

Перечисленные поражения нервной системы приводят к различным отклонениям в психическом развитии ребенка. Каковы же эти психические отклонения, какую форму они принимают? Какие психические функции при этом нарушаются, а какие остаются сохранными?

Задержка психического развития имеет причиной перинатальные поражения нервной системы, она носит, как считал В. В. Лебединский, временный, обратимый характер и при грамотной психолого-педагогической помощи может быть компенсирована. Характерна мозаичность нарушений функционирования головного мозга, познавательная и эмоционально-волевая незрелость. Больше страдает не само мышление, а его предпосылки – внимание и память. К основным нарушениям психической деятельности ребенка относится астения, т.е. повышенная утомляемость и истощаемость.

Органические поражения мозга у детей включают черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга и нейроинфекционные заболевания головного мозга. Состояние психических функций зависит от объема поражения, его локализации и возраста ребенка. Возможны снижение интеллекта, характерологические изменения, нарушения поведения.

Эпилепсия может быть вызвана как генетическими, так и приобретенными факторами, такими, как черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга,  нейроинфекции, родовые травмы. Существуют различные формы эпилепсии, однако независимо от форм обнаруживаются общие характерные психологические черты. Нарушена память, особенно вербальная. Зрительная память сохранна, развита эйдетическая память. Отмечаются трудности переключения внимания. Мышление конкретное, с застреванием на деталях, обстоятельное. Затруднено обобщение, абстрагирование. Характерна заторможенность, замедленность, вязкость, педантичность. В эмоциональной сфере – обидчивость, злопамятность.

Наследственные, генетические заболевания описаны в презентации к лекции 3.

2. Психогенная патология у детей и подростков

        

Психогенная патология связана с воздействием неблагоприятных психологических факторов, выступающих в роли психической травмы и вызывающих стрессовые состояния. Психогенная патология принимает форму психогенных психических расстройств.

Психогенные психические расстройства, или психогении, - это обратимые (т.е. функциональные, излечимые) расстройства психической деятельности, возникающие в ответ на воздействие психической травмы и подчиняющиеся определенным закономерностям клинического проявления, течения и исхода.

Основные клинические формы психогений:

1.Психореактивные состояния:

- психогенные реакции

- реактивные состояния

- психогенные развития личности

2.Неврозы:

- невротические реакции

- собственно неврозы

- невротические развития личности.

Самой уязвимой группой в отношении воздействия психической травмы оказались дети и подростки, особенно в возрасте 5-7 и 12-18 лет. При этом психическая травма не обязательно вызовет психогенные расстройства, для этого должна быть «почва» в виде функциональной или органической недостаточности нервной системы. Такой «почвой» являются последствия ранних резидуально-органических поражений головного мозга - в перинатальном и раннем постнатальном периодах.

При психогениях страдает эмоциональная сфера: выраженными становятся страхи, тревога, тоска и т.п. Общая черта состояния психических функций – повышенное эмоциональное напряжение.

Детские неврозы изучены А. И. Захаровым. Он определил детский невроз как психогенное заболевание формирующейся личности.

Факторы, вызывающие неврозы у детей:

А) Психическая травма (острая или хроническая). Чаще всего психотравмирующие ситуации возникают в семье.

Б) Особенности преморбидного (до начала заболевания) развития ребенка:

- функциональная или органическая недостаточность нервной системы

- особенности психической организации ребенка: болезненное самолюбие, эгоцентричность, мнительность, сверхтребовательность к себе, полная неудовлетворенность собой, противоречивость личностных характеристик.

В) Нарушения внутрисемейных отношений – основной фактор. Проявляется в дисгармоничности семьи, не умеющей самостоятельно разрешать конфликты. Растущий уровень психологического напряжения в семье приводит к возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Г) Дисгармония семейного воспитания. Выражается общими чертами:

- низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания

- высокая степень противоречий, непоследовательность, неадекватность в поведении членов семьи и в воспитании ребенка

- высокая степень опеки детей и ограничения их в каких-либо сферах жизнедеятельности

- повышенная стимуляция возможностей детей с частым применением угроз и осуждений.

Разнообразны клинические формы детских неврозов, основные из которых:

Истерический невроз

Астенический невроз

Невроз страха

Невроз навязчивых состояний, который включает невроз навязчивых действий и фобический невроз, или невроз навязчивых страхов (фобия – навязчивый страх).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства массовой коммуникации, как фактор агрессивного поведения детей и подростков

Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно обширный арсенал способов воздействия на подсознание, с целью внедрения соответствующих установок, заложение паттернов (программирование...

Становление личности детей и подростков средствами фольклора

Анализ сказки "Гуси-лебеди" как фольклорного произведения...

Социально-психологические факторы здоровья детей и подростков

В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения ...

Влияние оздоровительной аэробики на физическое развитие детей и подростков.

Что такое аэробика? Разновидности аэробики и как она влияет на развитие физических качеств....

Проблема адаптации одаренных детей и подростков.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики,  развития и социализации детей и подростков волнуют пед...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСведения об авторе: Галахова Анна Анатольевна, музыкальный руко...