"Опыт работы по коми разговорной речи через театрализованную деятельность"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ануфриева Людмила Пантелеймоновна

В работе представлены материалы по обучению детей, не владеющих коми речью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komi_gos.yazyk_.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Опыт работы по Коми разговорной речи через театрализованную деятельность"

Коми является государственным языком в дошкольных образовательных учреждениях. Коми язык активно изучают за рубежом, пишут на его основе научные работы в области филологии, истории, философии, культурологии, теологии и т. д. Нужно относиться к языку, тем более к собственному, родному, развивать его и, конечно же, знать и учить. Коми язык красивый, мелодичный и является, если сказать образно, сокровищем в многоязыковом жемчужном ожерелье нашей республики. Сокровищем, которое нужно хранить, беречь и приумножать. Обучение коми разговорной речи детей, им не владеющих, - дело колоссальной трудности.

Так как я являюсь носителем языка, включилась в эту программу. Целью моей работы являлось раскрытие основных возможных направлений в изучении Коми языка у детей дошкольного возраста. Из моего опыта можно сделать вывод, что наиболее оптимальным возрастом для организации занятий по обучению Коми языку, как государственному, является четырёхлетний возраст ребёнка (средняя группа детского сада.) Дети в этом возрасте особенно восприимчивы к владению новым языком, они легко учатся понимать речь на неродном языке, успешнее усваивают новую лексику, безболезненно преодолевают языковой барьер.

Естественно, любое занятие должно быть построено с учётом не только возраста, но и формирование лингвистического багажа каждого конкретного ребёнка. И в то же время необходимо учитывать и момент коммуникативного и культурологического общения, тогда гораздо легче запоминаются не просто отдельные слова, но и появляется возможность конструировать высказывания по отдельным моделям и в свободной импровизации.

Самым действенным способом скорейшего усвоения безусловно является игровая форма общения. Игры можно вводить как фрагмент занятия, или как целое представления в виде сказки, рассказа в лицах, спектакля. Игровая деятельность объединяет и интегрирует любые виды деятельности в процессе изучения коми языка.

Безусловно в занятия включаются: знакомство с коми бытом, окружающая среда, предметы обихода, национальная одежда, музыка и инструменты.

В процессе работы были наработаны свои определённые ритуалы: приветствие, начало занятий, прощание, логические обороты речи. Они дают возможность детям понять определённый этап занятия. Тем не менее, последовательность остальных речевых оборотов необходимо переставлять, менять местами, чтобы не было привыкания просто к знакомому звукосочетанию, необходимо осмысление слова или фразы в определённом контексте. При использовании игровых форм занятия обязательно надо сделать так, чтобы каждый ребёнок мог выполнить заданное речевое действие. И конечно, любое лингвистическое задание чередуется с игрой в двигательной форме, что предотвращает утомляемость детей.

При обучении детей произношению использую игровую методику: (в частности специфических коми звуков [о], дз [z’]9 дж jz’], тш [ч])

Одна из которых-игра в сказочную страну. Каждый звук- это житель сказочной страны,

который или произносит какие либо звуки, либо занят какой либо работой, производящей звуки. Повторяя звуки в игровой форме дети тренируют произношение. На каждом занятии к сказке прибавляю новые звуки- герои, новые приключение звуков. Но при этом соблюдая условия, необходимые для того, чтобы дети не переставали получать удовольствие от рассказываемого им истории: с одной стороны основа сказки сохраняется, с другой стороны в сюжет каждый раз вношу что -то новое, поэтому сказки не надоедают, а продолжает вызывать активный интерес. Особый интерес представляют упражнения в обучении произношению звуков, которые не имеют аналогов в русском языке: [о], дз [z’j, дж [z’], тш [ч]), учу детей произносить эти звуки изолированно, в

слогах, словах и словосочетаниях. Фонематический слух у детей развиваю с помощью фонетических игр и различных речевых ситуаций. Я добиваюсь от детей, чтобы они отчётливо произносили слова, чётко их артикулировали, воспроизводили чистоговорки, скороговорки, потешки, песенки в заданном темпе, с различной силой голоса в сочетании с ритмическими движениями.

Фольклор является одним из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувство и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Поэтому я широко использую его в образовательном процессе: вместе с детьми рассказываем и инсценируем коми народные сказки с последующей их театрализацией. Знакомлю детей с коми народными традициями, исполняем вместе с детьми коми народные песни, прослушиваем коми народную музыку, заучиваем пословицы, поговорки, заклички. Ведь фольклор является первым и самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный коми язык побуждает интерес детей фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Организую для родителей детские фольклорные праздники и развлечения на таких мероприятиях звучит много пословиц, поговорок, загадок о труде, о доброте, гостеприимстве коми народа, проводятся коми народные подвижные игры и затеи, детей знакомлю с национальной кухней, при организации детских праздников я стараюсь соблюдать принципы, характерные для коми досуга: это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Ведь фольклор обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса через музыку и песни осознать увиденное и услышанное. Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительный результат для всестороннего развития личности ребёнка, а так же стараюсь доброжелательно относится к каждому ребёнку т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительный результат.

Наблюдая за овладением коми языком дошкольниками можно сказать, что обычно дети хорошо запоминают отдельные слова второго языка, могут использовать небольшое число грамматических конструкций в ходе игры - драматизации. В своей работе я использую диалоги, которые составлены на основе игр драматизации, в виде разговора по телефону, бесед знакомств, дидактических и сюжетно- ролевых игр (<Телефонон сёрнитом>, < Асныра Фома>, <Лэбач йылысь сёрни>, < Вай тодмасям>, <Сиктын фддзысьом>, < Мам да пи сёрнитоны>). В своей работе я использую монологи, которые составлены в виде рассказов по картинке и фотографии; Описание любимых игрушек, животных; творческих рассказов от лица животных, овощей, снежинки. Важнейшей задачей на данном этапе является умение правильно строить простые предложения, составлять простейшие тексты по предложенному сюжету. На занятиях и в режимных моментах учу детей вступать в * диалог со сверстниками, взрослыми: слушать и понимать заданные вопросы, соотносить с ними свои ответы, следить за развитием мысли собеседника, корректировать содержание своих ответов в соответствии с репликами и вопросами воспитателя.

Особое внимание, я уделяю театрализованной деятельности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно у ребёнка активизируется словарь коми слов, совершенствуется звуковая культу ра речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Театральная деятельность является

эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания детей. Она позволяет детям накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, сопереживания, сочувствия, сотворчества. Грамотно организованная театрализованная деятельность способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания у детей уверенности в себе, позволяет ранимым и неуверенным в себе стать смелее, решительнее, занять более активную жизненную позицию, способствует успешному общению в жизни.

Дети с удовольствием играют роли домашних и диких животных.

Содержание любой сказки, рассказа становится знакомым детям благодаря их включению в разнообразные виды деятельности, отработку как отдельных слов, так и понимания всего текста в целом. Для этого мы сюжеты с детьми рисуем, лепим, изображаем на макете, разыгрываем на игрушках. При этом ничто специально не заучивается: дети воспроизведут столько, сколько сами захотят и смогут. В своей практике я использую: теневой настольный пальчиковый театр.

При планировании работы я учитываю, что данные цели могут быть достигнуты в том случае, если язык будет регулярно, систематически и активно использоваться детьми в их повседневной жизни. Использование языка в разных ситуациях даёт особенно хорошие результаты, так как он усваивается непосредственно в практической деятельности. Особое внимание, я уделяю тем видам деятельности, где дети могут свободно двигаться и говорить, на прогулке, во время умывания, одевания, приёма пищи. Это одновременно и легко и трудно. Легко потому, что сказать что -то на своём родном языке- более естественно. Трудно же потому, что говорить нужно просто, обильно, повторяя одно и тоже. Очень важно постоянно описывать свои действия и действия ребёнка, повторять то, что ребёнок сказал на своём родном языке, но без его ошибок, не акцентируя на этом внимания, пытаться угадать мысль ребёнка и сформулировать её на своём родном языке- т.е. вести себя так, как поступает в общении с младенцем хорошая мать. Я стараюсь увлечь детей рассказом, сделать грамматическое, фонетическое или смысловое различие наглядным, заставить поверить в происходящее, предложить некоторую форму участия в нём, объяснить опорные моменты употребления иноязычных слов, включить реплики детей в события, отреагировать на сказанное в соответствии с его содержанием и формой, закрепит впечатление от употребления второго языка.

Коммуникативный подход связан с реальным употреблением речи: я стараюсь общаться в разных видах деятельности. Нели занятия связанны с операциями над конкретными предметами, то я называю окружающие, многократно повторяю самые частотные варианты употребления слов, «Это ножницы, возьми ножницы, будем резать ножницами, ты режешь ножницами бумагу, ты вырезаешь круг, квадрат, овал». На занятиях по физкультуре, дети выполняют много команд на коми языке, которые надо понимать и выполнять, а иногда передавать другим, Например: «Идите по доске! Скажи Ире: иди по доске! Все идут по доске! Прыгайте! Теперь все прыгают».

Чтобы дети понимали коми разговорную речь педагога я общаюсь с ними как можно более просто, добиваясь понимания, варьируя речь и повторяя, когда обучаю новому, интересно и разнообразно. Учитываю уровень развития каждого ребёнка и ориентирую речь на том, чтобы можно было понять, что говоришь, но в то же время не слишком примитивно, так что бы речь взрослого постоянно усложнялась, а речь ребёнка совершенствовалась.

Весь этот материал я закрепляю в играх и игровых ситуациях. В процессе игр дети не просто активизируют свой словарный запас, но и учатся соотносить слова с действительностью, углубляют и уточняют знание слов и форм слов, учатся применять знания в действительности, вырабатывают привычку практически пользоваться коми языком. Можно выучить тысячу коми слов и без ошибок называть их в ответ на русские

или обозначать ими картинки, предметы, но в то же время не уметь использовать их в простейших высказываниях во время игры, поэтому обязательным является использование игр.

Те задачи, которые я ставила перед собой, я старалась решать во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх , в труде, в быту, так как стараюсь воспитывать в детях не только патриотические чувства, но и формирование его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. К концу дошкольного периода ребёнок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, обычаи, традиции, искусство и архитектура; каждый народ богат умелицами, музыкантами, художниками.

Атмосфера занятий по второму языку оставляет тот след в душе ребёнка, который превращается в почву для восприятия людей иной культуры. В положительной обстановке воспитываются дружеские чувства к другим национальностям и культурам. С детства привыкнув считаться с тем, что существуют разные языки и традиции, ребёнок, став взрослым, легче найдёт своё место в мультикультурном мире. Тот, кто однажды выучил второй язык, овладевает способности учить другие языки.

Чтобы добиться положительных результатов я провожу большую работу с родителями в беседах я рассказываю им о целях занятия по коми языку. Необходимо что бы родители проявляли перед детьми свою заинтересованность: спрашивали ребёнка о его успехах, предлагали, чтобы он прочитал по коми стихотворение, спел песню, показал игру, которой научился на занятиях, пропагандирую чтобы вместе с детьми смотрели телепередачи на коми языке. Приглашаю родителей на занятия по обучению коми разговорной речи, на развлечения, на посиделки. После каждого занятия выставляю материал в информационном уголке для родителей. На родительских собраниях выделяю время на обсуждение наших успехов по изучению коми языка.

Мною разработан проект  «Формирования навыков коми разговорной речи через театрализованную деятельность» Дети активно участвуют на открытых мероприятиях заседания клуба  «Пелыс». В детских межпоселенческих фестивалях национальных культур муниципального уровня постоянно занимаясь самообразованием, повышаю свой профессиональный педагогический уровень.

Постоянно занимаюсь самообразованием, повышаю свой профессиональный педагогический уровень.

Посещаю заседания городского клуба «Пелысь».

Принимаю участие в конференциях, мастер- классах на муниципальном уровне.

Дети активно участвуют на открытых мероприятиях заседания клуба «Пелысь», в детских межпоселенческих фестивалях национальных культур муниципального уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя МАДОУ №3 г. Курганинска Л.Я.Евсюковой «Развитие речи через театрализованную деятельность с младшими дошкольниками»

Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования иде...

Опыт работы «Развитие связной диалогической речи через театрализованную деятельность»

«Развитие связной диалогической речи через театрализованную деятельность»  из  личного опыта работы Синицыной Т. В....

Информация о проделанной работе по развитию связной речи через театрализованную деятельность

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей. Занятия театрализованной деятельностью в речевом аспекте помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему разв...