Проект по развитию цветовосприятия детей
проект (подготовительная группа) на тему

Светлана Геннадьевна Грыленко

Проект помогает знакомить детей с основными и составными цветами и оттенками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnoy_mir.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Цветной мир»

1. Описание проблемы

Художественно – эстетическое воспитание является одной из необходимых предпосылок повышения общей культуры человека, становления его как духовной личности. Эстетическое сопровождает человека всю его жизнь. Важнейшим средством эстетического воспитания является изобразительное искусство.

Искусство, воздействуя на эмоциональную сферу человека, формирует его нравственность, развивает его ум, чувства, помогает увидеть и оценить красивое в окружающем. Оно развивает сенсорную культуру, пробуждает познавательную активность, стимулирует развитие речи и психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания и др.), а также обогащает художественную деятельность детей и побуждает их к творчеству.

Цвет - одно из самых доступных детям средств художественной выразительности. Развитие цветовосприятия – одна из важных педагогических задач. Необходимо развивать у детей способность чувствовать и передавать в своей   работе  эмоциональную выразительность цветовой  гаммы, соотносить возможности цвета с другими средствами выразительности.

Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения является одним из факторов угасания интереса ребёнка к рисованию. По данным психологов, рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому  снижение интереса к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребёнка в целом.

Проблема формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста мало отражена в научно -   методической литературе для дошкольников и нуждается в разработке условий  для овладения и применения данного материала.

Поэтому  был разработан долгосрочный  проект, направленный на развитие у детей цветовосприятия.

                                             1. Вид проекта:

- по доминирующей деятельности – творческий;

- по времени проведения – долгосрочный с третьей недели сентября 2016 года по май     2017 года.

Целевая группа: данный проект рассчитан на воспитанников старших и подготовительных групп, и педагогов  МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3».

 В проекте  участвуют экскурсоводы культурно – выставочного центра «Радуга» города Саратова, проводящие занятия – экскурсии, соответствующие темам проекта.

                                          2. Цель и задачи проекта

Цель: Развитие у детей цветовосприятия.

Задачи: 

1. Развивать творческое воображение дошкольников.

2. Развивать знания о простых и составных цветах; Научить свободному смешиванию основных красок между собой, а также с белой и черной.

3.Воспитывать отзывчивость к художественным произведениям (живописным,                        литературным, музыкальным), способность выразить своё отношение к произведению.

4.Учить детей видеть красоту в гармонии красок. 

3. Деятельность в рамках проекта

Реализация проекта начнется с сентября 2016 года, закончиться в мае месяце и будет проходить в 3 этапа.

Первый этап – подготовительный 2 недели.

Консультация для воспитателей по теме проекта. Подбор методической литературы по  данной проблеме. Изготовление дидактических игр на развитие цветовосприятия детей. Создание библиотеки по произведениям детской литературы, в которых рассказывается о красках и цветах спектра.

Второй этап – основной – 17 недель.

По всем направлениям проекта будут реализовываться основные виды деятельности.

Третий этап – заключительный – 1 неделя. 

Открытое мероприятие  на муниципальном уровне: непосредственная образовательная деятельность

 «Цветной мир природы» и итоговое развлечение «Настроение и цвет».

  1. Рабочий план реализации проекта

Этапы

п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Консультация для воспитателей «Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

2 неделя сентября

2016 г.

Руководитель художественно - эстетического

кружка Грыленко

   Светлана       Геннадьевна

Выявление знаний детей по цветовосприятию.

  1 -2    неделя сентября

Воспитатели старших и  подготовительных к школе групп

Создание библиотеки по произведениям детской литературы, в которых рассказывается о красках и цветах спектра.

3 неделя сентября

Воспитатели старших и  подготовительных к школе групп

Подбор методической литературы по  данной проблеме.

3 неделя сентября

Старший воспитатель

Изготовление дидактических игр на развитие цветовосприятия  у детей.  (приложение №2)

2 -4 неделя сентября

Воспитатели старших подготовительных к школе групп

II ЭТАП - ОСНОВНОЙ

Наблюдение за осенними деревьями; составление  осенних букетов, составление цветных коллекций.

  1 неделя     октября

Воспитатели старших и  подготовительных к школе групп

Рассматривание репродукций картин В.Д.Поленова «Осень», и И.С.Остроухова «Осень».

1 неделя  октября

Руководитель художественно – эстетического кружка

II ЭТАП –

ОСНОВНОЙ

Экспериментирование с желтой и белой  гуашью.

1 неделя  октября

Руководитель художественно - эстетического

кружка

Занятие – экскурсия «Дивные краски осени», культурно – выставочный центр «Радуга»

1 неделя  октября

 Экскурсовод культурно – выставочного центра «Радуга»

Чтение стихов «Осень» Ю. Капустиной, «Желтый цвет» Л. Венгер, «Листопад» В. Нирович, «Желтый цвет» О. Куревиной

2 неделя  октября

Воспитатели старших и  подготовительных к школе групп

Рассматривание репродукций пейзажей Н.М. Ромадина «Пейзаж в Островском», И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».

2 неделя  октября

Руководитель художественно – эстетического кружка

Игры с цветом  «Что на земле жёлтого цвета?», «Придумай  слова для жёлтого цвета», «Характер жёлтого цвета».

2 неделя  октября

Воспитатели старших  и подготовительных к школе групп

Экскурсия в осенний парк.

3 неделя  октября

Воспитатели старших подготовительных к школе групп

Чтение «Разноцветная книга» С.Я. Маршака, «Желтая сказка» И.Зиедониса, «Осень» Т. Шорыгиной.

3 неделя  октября

Воспитатели старших  и подготовительных к школе групп

Непосредственная образовательная деятельность «Монохром. Желтый цвет».

3 неделя  октября

Руководитель художественно - эстетического

кружка

Развлечение «Жёлтая сказка»

4 неделя  октября

Музыкальный руководитель, руководитель художественно – эстетического кружка

Чтение «Белая сказка» И.Зиедониса, «Гуляет русская зима» В. Пашова, «Чудесный цвет» Х. Гайнутдинов, «Бахрома» В. Орлов ,   «Зима» Е.Авдиенко

2 неделя

ноября

Воспитатели старших  и подготовительных к школе групп

Наблюдения в природе за зимними деревьями.

2 неделя ноября

Воспитатели старших подготовительных к школе групп

Рисование «Ночной лес» в технике «Чёрно – белый граттаж».

        2  неделя    ноября

Руководитель художественно - эстетического

кружка

Занятие – экскурсия «зима - чародейка», культурно – выставочный центр «Радуга»

 3 неделя ноября

Экскурсовод культурно – выставочного центра «Радуга»

Игры с цветом  «Что на земле белого цвета?», «Придумай  слова для  белого цвета», «Характер белого  цвета».

4 неделя ноября

Воспитатели старших  и подготовительных к школе групп

Развлечение «Белая сказка»

1  неделя декабря

Музыкальные руководители, руководитель художественно - эстетического

кружка

Игры с красками  «Что на земле синего цвета?», «Придумай  слова для  синего цвета», «Характер синего  цвета», «Нарисуй своё настроение».

2  неделя января

Воспитатели старших и подготовительных к школе групп

Чтение «Синяя сказка» М.Бородицкая, «Синяя сказка» И.Зиедониса, «Мечта»Л.Герасимова, «Синий вечер» В.Фетисова.

2 неделя января

Воспитатели старших и подготовительных к школе групп

II ЭТАП - ОС

НОВНОЙ

Занятие – экскурсия «Красота гор» (картины Н.К.Рериха), культурно – выставочный центр «Радуга»

3 неделя января

2013г.

Экскурсовод культурно – выставочного центра «Радуга»

Непосредственная образовательная деятельность «Монохром. Синий цвет».

3 неделя января

руководитель художественно – эстетического кружка

Дидактические игры «Настроение и цвет», «Нарисуй своё настроение», «Музыка и цвет».

4 неделя января

Воспитатели старших и подготовительных к школе групп

Чтение «Сказка про краски тёплые и холодные» О.Нерсесовой, «Цветная книга» С.Я.Маршака, «Синий цвет» Л.Венгер.

4 неделя января

Воспитатели старших и подготовительных к школе групп

Развлечение «Синяя сказка»

4 неделя января

Музыкальные руководители, руководитель художественно – эстетического кружка

. Чтение «Шесть Иванов

 - шесть капитанов» А.Митяев, «Разноцветное царство» М.Мацук, «Сказка про краски тёплые и холодные» О.Нерсесова.

2 неделя февраля

Воспитатели старших и  подготовительных к школе групп

Дидактические игры «Выложи радугу», «Придумай название оттенку», «Разноцветная вода».

2 неделя февраля

Воспитатели старших и  подготовительных к школе групп

Непосредственная образовательная деятельность

 «Жар – птица », (смешивание красок)

2 неделя февраля

Руководитель художественно – эстетического кружка

Занятие – экскурсия «Морская стихия И.К.Айвазовского» ,культурно – выставочный центр «Радуга»

3неделя февраля

Экскурсовод культурно – выставочного центра «Радуга»

Непосредственная образовательная деятельность

 «Морской пейзаж »,

(монохром)  

3неделя февраля

руководитель художественно – эстетического кружка

Чтение «Апрель» Л. Яхнин, «Фиолетовый цвет» Л. Венгер, «Голубой цвет» Е.Соловьёвой, «Цвет лиловый» Е.Соловьёвой.

3 неделя марта

Воспитатели старших и  подготовительных к школе групп

Наблюдения в природе.

3неделя марта

Воспитатели старших и  подготовительных к школе групп

 Занятие – экскурсия «Весны очарованье», культурно – выставочный центр «Радуга»

3 неделя марта

Экскурсовод культурно – выставочного центра «Радуга»

Экспериментирование с красками.

4неделя марта

Руководитель художественно – эстетического кружка. воспитатели старших и  подготовительных к школе групп

Непосредственная образовательная деятельность

 «Времена года», (монохром)  

4неделя марта

Руководитель художественно – эстетического кружка

Чтение «В лесу» И.Матвеева, «Зелёный цвет» Л.Венгер, Ёзелёные стихи» С.Чёрного, «Я рисую» Л.Крчагина, «Лето» С.Иоселовской.

2 неделя апреля

Воспитатели старших и  подготовительных к школе групп

Экспериментирование с зелёной  краской.

2 неделя апреля

Экскурсовод культурно – выставочного центра «Радуга»

Занятие – экскурсия «В гостях у И.И.Шишкина», культурно – выставочный центр «Радуга»

3 неделя апреля

Экскурсовод культурно – выставочного центра «Радуга»

Открытое мероприятие  на муниципальном уровне: непосредственная образовательная деятельность

 «Цветной мир природы»,

(монохром)

3 неделя апреля

Руководитель художественно – эстетического кружка

Развлечение «Настроение и цвет» с приглашением родителей.

4 неделя апреля

Музыкальные руководители, руководитель художественно – эстетического кружка

5. Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

  1. Сформированы знания о простых и составных цветах;
  2. Умеют свободно смешивать основные краски между собой, а также с белой и черной.
  3. Развита самостоятельность и творческая активность.
  4. Обогатится  словарный запас.

У педагогов:

  1. Разработана система по развитию цветовосприятия старших  дошкольников в   ДОУ.
  2. Созданы необходимые условия по ознакомлению детей с цветовой  гаммой в группах и изобразительной студии.

Дидактические игры, направленные на развитие у детей цветовосприятия

«Тепло - холодно»

Цель: 

развивать цветовосприятие детей, эмоциональное восприятие цветовой гаммы; закреплять знание холодной и тёмной гаммы цветов.

Ход игры: I Вариант:

Воспитатель показывает карточки с изображениями картинок в теплых или холодных тонах и просит подобрать к ним карточки подходящей цветовой гаммы.

II Вариант:

Воспитатель предлагает детям нарисовать картинку теплыми или холодными цветами и подобрать к ним подходящие цветовые карточки.

«Настроение и цвет»

Цель:

закреплять знания об основных и составных цветах, развивать связную речь, эмоциональное отношение к цвету.

Ход игры::

Воспитатель рассказывает:

- В разноцветной стране живет человечек (показывает фигурки). Однажды он пошёл по волшебной цветной дорожке и его настроение стало меняться. Расскажи, куда он попал и что почувствовал. (белая дорожка – чистая, лёгкая, воздушная, праздничная, светлая, нарядная).

 Серая – грустная, унылая, скучная, тоскливая, тихая, невесёлая) и т.п.

                                                    «Собери букет»

Цель: закреплять знания детей о цветовой гамме; развивать художественный вкус; учить составлять натюрморт, используя разные цветосочетания, располагая цветы так, чтобы они не закрывали друг друга.

Ход игры: Воспитатель говорит, что купила в магазине красивые букеты цветов. Рассматривает их вместе с детьми, обращая внимания на цвет бутонов и длину стеблей. После этого предлагает рассматривать букеты в вазы, показывает по две вазы для каждого букета (широкую и узкую или длинную и низкую одного цвета; или две одинаковые по форме вазы разных цветов). Обращает внимание детей на то, в какой вазе будет красиво смотреться букет определенного цвета (желтые цветы в желтой вазе будут плохо видны, красиво будут  выглядеть контрастные цветосочетания).  Воспитатель объясняет, что располагать букеты надо так, чтобы крупные цветы и листья не закрывали мелкие.

 «Узнай картину по палитре»

Цели: 

закреплять знания детей о холодной и тёплой цветовой гамме, простых и составных цветах; учить находить картину по предложенной красочной палитре; развивать наблюдательность, внимание, цветоведение.

Варианты игры:

  1. Детям раздаётся по цветовой палитре, они должны выбрать из ряда картин подходящую, объяснить выбор; назвать цветовую гамму и вид живописи.
  2. «Найди на палитре лишний цвет», не относящийся к цветовой гамме картины.
  3. «Найди палитру с красками – «родственниками»» Выбрать ту картину, где краски имеют общий оттенок.

«Азбука цвета»

Цель:

развивать знания об основных и составных цветах, упражнять в составлении оттенков для получения нового цвета развивать связную речь.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с двумя пустыми кармашками и основным местом, на котором  изображены различные оттенки (бледно – зелёный, нежно – розовый, серый, сиреневый, бледно – коричневый, ярко – зелёный, тёмно – красный и т. д.) Дети должны подобрать правильные по цвету карточки и вложить их в кармашки так, чтобы при их сочетании получился цвет, изображенный на основном месте (белый и синий = голубой и т.п.).

«Настроение в картине»

Цели: формировать интерес к изобразительному искусству, вызвать эмоциональный отклик на произведения живописи разных жанров, помочь детям понять настроение цвета. 

Ход игры:

Воспитатель проводит беседу: - От чего зависит выбор цвета художником? (от времени суток, погоды, вдохновения, настроения художника). Детям предлагается выбрать цветной фон для картины в соответствии с заданием:

1. Какой фон подойдёт для описания  жаркого солнечного дня, таинственного леса, тревожного настроения, сильного ветра, метели, бури на море и т.д.

2. В соответствии с предложенным стихотворением.

3. В соответствии с предложенным музыкальным произведением (весёлым, грустным, тревожным, загадочным).

                                                    «Говорящие» цвета» 

Цели: Обогащать и активизировать речь детей словами, обозначающими различные оттенки, которые можно найти в природе, по аналогии с фруктами и вощами. Развивать цветовосприятие.

Ход игры:

 Воспитатель говорит: - Рассмотри картинки и попробуй назвать их по имени и цвету. Малина малиновая, фиалка - ... (фиолетовая), салат - ... (салатовый), вишня -  (вишневая), роза - ... (розовая), лимон - ... (лимонный). Подбери «говорящие» пары. Назови все цвета в окошках (справа) по порядку сначала сверху вниз, а потом снизу вверх. Покажи фиолетовый цвет – морковный (малиновый,   вишневый...).   Как ты  думаешь,  слово  «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон  - желтый или лимонный? А как точнее?  Какие еще «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»?

                                                     «Вкусная» палитра

 Цели: Обогащать и активизировать речь детей словами, обозначающими различные оттенки, которые можно найти в природе, по аналогии с фруктами и вощами. Развивать цветовосприятие.

 Ход игры:

Воспитатель говорит: - Назови каждую картинку и найди на палитре ее цвет. Подбери все пары: Лимонный - лимон...(и т.д.)

 А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому  - морковный.

 Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Малиновый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов.

  Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.)

 Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

«Дидактические игры из нетрадиционного ма-териала как средство развития цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста»

Цветовосприятие является высшей психологической функцией. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. По словам Я.А.Каменского «Интерес к цвету формируется у детей ...

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры

Развитие монологической речи с помощью дидактических игр...

Развитие цветовосприятия детей 4-5 лет на занятиях по рисованию

Отчет по методической теме "Развитие цветовосприятия детей 4-5 лет на занятиях по рисованию"...

Консультация для родителей на тему: " Дидактические игры и их влияние на развитие цветовосприятия детей раннего возраста"

Консультация для родителей: "Дидактические игры и их влияние на развитие цветовосприятия детей раннего возраста"...