Развитие цветовосприятия детей 4-5 лет на занятиях по рисованию
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа) по теме

Черезова Наталия Евгеньевна

Отчет по методической теме "Развитие цветовосприятия детей 4-5 лет на занятиях по рисованию"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvet.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие цветовосприятия детей 4-5 лет на занятиях по рисованию

Цвет - главное выразительное средство в живописи. Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу. Он помогает выявить основные свойства предметов, даёт возможность каждому проявить свою индивидуальность.

В первые годы становления системы дошкольного воспитания в России основная роль в методике обучения рисованию отводилась рисованию по памяти, представлению и воображению, считалось необходимым создавать условия для свободного, а не принудительного выражения детьми своих впечатлений и эмоций, категорически отвергалась вероятность использования в младшей и средней группах предметно - урочной системы. (А. В. Бакушинский, Л. С. Выготский, Е. И. Тихеева и др.). Однако в настоящее время практикуются методики и приёмы, направленные на усвоение детьми одинаковых знаний, умений и навыков, а ведущим методом является копирование образцов. По мнению учёных, художников, педагогов (Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина, Д. Н. Кардовский и др.), отрицательно влияет на развитие эстетического восприятия и способностей к рисованию. И знакомство с локальным цветом не должно стать итогом в процессе развития и обучения дошкольника.

Поэтому мы определили проблему  исследования: каковы педагогические условия развития цветовосприятия детей 4-5 лет на занятиях по рисованию.

Целью нашего исследования является выявление педагогических условий развития цветовосприятия детей пятого  года жизни на занятиях по рисованию.

Объект исследования - процесс развития цветовосприятия детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования - педагогические  условия развития цветовосприятия у детей 4-5 лет  на занятиях по рисованию.

Гипотеза: процесс развития цветовосприятия детей 4-5 лет на занятиях по рисованию будет успешным при соблюдении следующих условий: усвоение сенсорных эталонов; наблюдение за предметами в окружающей действительности; умение детьми экспериментировать с цветом; самостоятельность детей в действиях с материалами; использование разнообразных методических  приемов.

В связи с этим были поставлены следующие задачи: уточнить определение «цветовосприятие»; изучить особенности цветовосприятия детей среднего дошкольного возраста; разработать и апробировать серию занятий по рисованию, направленных на развитие цветовосприятия детей пятого года жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических условий развития цветовосприятия у детей 4-5 лет на занятиях  рисования.

Практическая значимость: разработка серии занятий по развитию цветовосприятия детей среднего дошкольного возраста.

Анализ исследований Е.А. Флериной, В.С. Мухиной, Р.Г. Казаковой, Т.С. Дороновой показал, что особенностями восприятия цвета в рисунках детей 4- 5 лет являются: во-первых, цвет как передача окраски изображаемого предмета или явления; во-вторых, использование цвета в качестве украшения рисунка, независимо от реальности окраски предмета или явления.

Итак, цветовосприятием называется способность зрительной системы различать цвета объектов изображения в целом.

На основе выводов полученных в ходе анализа литературы нами проведен эксперимент, который включает в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный, Эксперимент проводился в ДОУ №4 г. Белая Холуница. В нем участвовало 20 детей в возрасте 4-5 лет.

Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня развития  цветовосприятия у детей данного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента: выявить уровни использования цвета детьми 4-5 лет; уточнить методы и приемы, используемые педагогами для развития цветовосприятия детей 4 – 5 лет;

Для выявления уровня развития восприятия цвета у детей 4-5 лет в графической деятельности за основу была взята диагностика, предложенная Р.Г. Казаковой, Л.Г. Беляковой. Они предлагают фиксировать результаты диагностики по следующим проявлениям:

- Исходный уровень – ребенок не понимает задание и просто начинает рисовать, используя краски для закрашивания изображений предметов характерным для них цветом (трава зеленная, солнце желтое и другое).

- Нормативный уровень – ребенок «экспериментирует», «пробует» как получается цвет, повторяет это много раз, «фантазирует» цветом. Проанализировав детские работы можно сделать вывод: в рисунках используются локальные цвета, незначительно используются оттенки цветов, выполнение работ старательно, но без  «фантазийного» творчества.

В ходе диагностики было выявлено,7 детей (35%) находится на нормативном уровне и 13 детей (65%) – на исходном.

Исходя из констатирующего эксперимента, мы разработали серию занятий по рисованию, направленную на развитие цветовосприятия  детей 4-5 лет. Целью формирующего эксперимента является проведение серии занятий по развитию цветовосприятия;

В ходе занятий мы использовали разнообразные методы: наглядные, словесные, практические и игровые.

Занятия  расположенны по 4 блокам. В зависимости от времени года,  каждом блоке имеет по три занятия:  сообщение новых знаний; упражнение в применении этих знаний; творческое, на котором дети свободны в разработке и реализации своих замыслов.

После проведения разработанной серии занятий по развитию цветовосприятия детей им были предложены три задания («Азбука красок», «Разноцветные колокольчики», «Раскрась картинку»), использованных на этапе констатирующего эксперимента.

Анализ полученных результатов показал, что на «исходном» уровне развития цветовосприятия находятся 6 человек (30%), на «нормативном» уровне – 14 человек (70%).

Разработанная серия занятий способствовала развитию цветовосприятия детей. Дети научились правильно называть цвета, их оттенки, материалы, способы смешивания, технику выполнения, что способствует их речевому и умственному развитию. Желание детей среднего возраста придумывать новое, необычное находит  отражение в изобразительной деятельности. Перспективы своей работы мы видим в изучении особенностей организации кружковой работы по развитию цветовосприятия одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры из нетрадиционного ма-териала как средство развития цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста»

Цветовосприятие является высшей психологической функцией. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. По словам Я.А.Каменского «Интерес к цвету формируется у детей ...

Проект по развитию цветовосприятия детей

Проект помогает знакомить детей с основными и составными цветами и оттенками...

Консультация для родителей: «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию»

Детство -самое важное время, когда формируется личность со всеми его задатками и проблемами взрослого человека, и очень важно не упустить этот ответственный момент. Именно в детстве, как никогда, важн...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы (с использованием нетрадиционных методов рисования) « Что такое зима?»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684517","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Задачи: Учить детей техническим навыкам рисования, используя знакомые приёмы и различные не...

Консультация для родителей на тему: " Дидактические игры и их влияние на развитие цветовосприятия детей раннего возраста"

Консультация для родителей: "Дидактические игры и их влияние на развитие цветовосприятия детей раннего возраста"...