Статьи, публикации
статья

Смелова Ольга Александровна

Как определить наличие музыкальных способностей ; танцевальное творчество дошкольников; отчетный концерт детских дошкольных учреждений;, осенний утренник

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчетный концерт дошкольных учреждений «В поисках меча-кладенца»» 2018 г

   Вот уже второй год творческий отчётный концерт самых маленьких жителей Когалыма – наших дошколят приобрёл форму сказочного представления, где дети встречаются со своими любимыми героями из современных мультфильмов. В прошлом году это были Маша и Медведь, а сейчас дети вместе с русским богатырём Алёшей Поповичем и его верным конём Юлием участвовали в поиске меча-кладенца. Дети очень любят этих смешных и добрых персонажей, и участвуют теперь в этом мероприятиии с удовольствием.  Такие мультфильмы прививают детям любовь к родной стране, воспитывают чувство патриотизма. Не зря же этот год объявлен Годом культуры.

    Ольга Александровна Смелова, организатор мероприятия: В этом году мы превзошли все  планки по количеству участников: почти 190 маленьких звёздочек  из всех детских садов побывали на сцене «Янтаря». И каждый из них  проявил свой талант по-своему. А в зрительном зале не было ни одного свободного места.

   Не успел начаться концерт, как сразу поднял настроение всему зрительному залу задорный танец «На завалинке», который станцевали дети из детского сада «Медвежонок». Не удивительно, если кому-то из присутствующих захотелось вскочить со своего места и отплясывать вместе с ребятами из группы «Сударушка». Так трогательно поёт маленькая Даша Ильющенко из детского сада «Улыбка», не оставляя равнодушным ни одного, даже самого серьёзного и строгого зрителя. Поразила всех своим почти недетским артистизмом Яна Бац из этого детского сада с песней «Ябеда». А глядя на будущих офицеров  Егора Морозова из «Сказки» и вокальной группы «Весёлые нотки» из детского сада «Чебурашка» с песней «Моя Армия», растёт уверенность в непобедимости нашей Российской Армии, в мирном и спокойном будущем. Чудесным тембром своего голоса очаровала всех в очередной раз Халима Абдуразакова из детского сада «Берёзка». Во время оригинального выступления группы «Веселинка» из «Почемучки» зрители как будто побывали на Ярмарке, повстречались с весёлыми скоморохами, повидали разного товара и даже покатались на карусели!

     Не забыли педагоги и дети из детского сада «Берёзка» и про родной Югорский край: выучили танец народов ханты и замечательно станцевали егона фоне настоящего чума, в котором горел настоящий костёр. А самая маленькая певица Яна Боровских из детского сада «Буратино» напомнила зрителям, что надо беречь нашу планету и сохранить  её для будущих поколений.

  Вова Тимошенко из детского сада «Родничок» проявил незаурядные способности: читал стихи, пел и подыгрывал себе на музыкальном инструменте – металлофоне, чем и завоевал любовь зрительного зала и членов строгого жюри.  А  маленькие ангелочки из детского сада «Маугли» вложили всю свою нежность и любовь к маме в танец «Мама».  Казалось, что они сами верили в то, что передают из рук в руки настоящего, живого ребёночка, а не куклу. Некоторые зрители даже плакали, до того тронул  глубины души  этот  чудесный танец.

  Когда видишь эти детские глаза, наполненные восторгом, радостью и счастьем, то понимаешь,  как необходимы эти мероприятия. Ведь только там, где присутствуют радость, удовольствие, любовь и доброта, там быстрее и эффективнее происходит рост и развитие детских способностей – творческих и не только. Ведь у детей развивается такое важное качество, как уверенность в себе, своих силах, собственная значимость.  А это очень важно для успеха в будущей взрослой жизни.  

             



Предварительный просмотр:

Смелова О.А.

Музыкальный руководитель МАДОУ «Буратино»

Музыка как средство эстетического воспитания дошкольников.

    Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремлени самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

      Эстетическое воспитание – воздействие на личность с целью его эстетического развития, т.е. формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувсв, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и искусстве, развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.

        Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

       Эстетическое воспитание усиливает эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок.

       Всё это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

     Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщённость образов, являясь искусством чувств (чайковский) Музыка должна включаться в разные вды деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка на зарядке активизирует жизненный тонус, повышает настроение. В тёплое сухое время года – песня на прогулках, экскурсиях, в хороводных играх. (общность переживания, приподнятость настроения)

Признаки музыкальности:

  • Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.
  • Способность вслушиваться, сравнивать. Оценивать, наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средвтва выразительности.
  • Проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественый образ, передавая его в пении. Игре или танце.

   С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретаютсвоеобразную эстетическую окрашенность.

   Одно из важных задач эст. воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения к искусству, а значит. И ко всему окружающему – природе, быту, труду.

    Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети перенося и в собственную художественную деятельность -  на их основе формируются художественные интересы, склонности. Способности. Формируется эстетический вкус.

  Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости. Грусти. Нежности. Доброты, педагог воспитывает такое же отношение к образам реальной природы. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на всё прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого в природе и искусстве. Формирование этих качеств в большей степени зависит от обучения. Большую роль в этом играет педагог, помогающий ребёнку эстетически воспринимать ми оценивать окружающий мир через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая э моциональное отношение к художественным образам природы, воплощёнными средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребёнка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей.

   Важно учитывать взаимосвязи между природными явлениями и и их художественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а также возможности влияния музыки на эстетические качества. Прежде всегт развивают способности:

  • Воспринимать
  • Различать эмоциональное содержание и характер муз. произведений.

Музыка отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенность природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц. Вой ветра и т.д.), человеческих переживаний.

Вывод: Музыка – самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребёнка, формируют представление о доброте, краоте, духовных ценностях.

  Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности. И в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются:

  • Приобщение детей к деятельности в области искусства,
  • Развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение,
  • Воспитание любви к музыке.
  • Развитие музыкальных способностей,
  • Формирование музыкального вкуса,
  • Воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно творческих способностей детей.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, т.е. от качества используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ:

  1. Ранний возраст – развивать первые эмоциональные реакции на музыку, слуховое внимание.
  2. 1 младшая – развивать эмоциональный отклик на музыку, умение вслушиваться в неё, узнавать отдельные произведения. Различать звуки по высоте, тихое и громкое звучание.
  3. 2 младшая – обогащать музыкальные впечатления, воспитывать желание слушать музыку, прислушиваться к изменениям в её звучании. Различать звуки по высоте, разный ритм (шаг и бег).
  4. Средняя – воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, обогащать музыкальные впечатления, развивать музыкально-сенсорные способности.
  5. Старшая – расширять мзыкальные впечатления, воспитывать средствами музыки нравственно-эстетические чувства, вызывать отзывчивочть на музыку различного характера. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
  6. Подготовительная – воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, эстетическое отношение к окружающему, родной природе средствами музыки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ:

  1. Ранний возраст – развивать первоначальные предпосылки пения и движений под музыку.
  2. 1 младшая – развивать певческие интонации и ритмичность движения, умение согласовывать их с музыкой.
  3. 2 младшая – развивать певческое звучание голоса, элементарную выразительность и ритмичность движений под музыку
  4. Средняя – развивать певческий голос, выразительность и ритмичность движений под музыку, начинать учить игре на металлофоне.
  5. Старшая – развивать певческий голос, чувство ритма, учить играть на металлофоне, поощрять творческую активность. Импровизацию плясовых движений, интонирование попевок, песен.
  6. Подготовительная – развивать стремление совместного исполнения песен, плясок, радоваться общему успеху. Развивать певческий голос, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на различныхмузыкальных инструментах. Развивать творческие способности в пении, играх, танцах.

Задача педколлектива – по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важносформировать у юной личности самостоятельность к эстетической оценке действительности.

   Развитие детей раннего возраста – подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений). Ребёнок радостно реагирует на отдельные яркие качества: музыкальные звуки, ритмические движения, яркие. Чистые цветовые тона, лицо матери, улыбку. Ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, либо в звонком радостном смехе.

Весь первый год жизни активно совершенствуется сенсорно-эмоциональная восприимчивость.

На втором году: совершенствование восприятия. Ребёнок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные свойства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искуства: весёлую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д.

Развивается подражание в различных видах простейшей художественой и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от  процесса деятельности, но и от достижения определённого результата. Развитие речи приводит к усвоению названий всё большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, весёлый – грустный… дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (муз, изобр, выр.слову и т.д.)

Ребёнок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки то успокаиваясь и притихая, то оживляясь и радуясь. В зависимости отхарактера музыки. Охотно включается в пение, подражая взрослым. Первые речевые реакции – гуление, лепет, рождается речь, первые попытки подражать певческим интонациям. Ребёнок способен довольно долго сосредоточиваться на рассматривании ярких игрушек. Так несомненно его стремление ответить на весёлую плясовую музыку сначала оживлением, затем и более оформившимся движением. Если детей приобщают к музыке – у них развиваются слуховые ощущения, отмечается раннее проявление эмоциональной отзывчивости на музыку. Затем появляются стихи – яркие. Сильно воздействующие и доступные детям средства художественного воспитания на самом раннем этапе развития. По мере формирования различных психических функций, интенсивного развития речи, мышления возникают и более сознательные художественные переживания. Песня, инструментальная пьеса. Картинка, стихи имеют жизненное содержание. Поэтому вначале слушание музыки, стихов часто сопровождается показом игрушек. Это поясняет детясм содержание музыки. Стихов. Но дети постепенно начинают понимать, что можно только спеть, только сплясать. Детям доставляет удовольствие сам процесс пения и движений.

    К 3-м годам ребёнок проходит огромный путь развития. Посредством глаз, рук, слуха он утверждается во многих видах в том числе и художественной деятельности. У ребёнка появляются предпочтения: яркие игрушки, посуда, картинки, начинает ориентироваться в тех соловах, которые помогают ему в практической деятельности: музыка. Пляска, картинка вызывают у него определённый настрой,желание двигаться. Все эти ранние проявления могут и не возникнуть. Если не будет соответствующего и активного руководства со стороны взрослого. Если ребёнок начинает рисовать в 1,5 – 2 года. К 3-м годам проходит как бы подготовительный к изображению период. В движениях появляется намеренность. Особенно видно, когда ребёнок пытается повторить движения взрослого при лепке и рисунке. Проявляется и активный интерес к стихам и сказкам, выражающийся в просьбе их исполнить, в желании выразительно проговаривать или пропевать последние строчки. На 4 году появляются первые попытки простейших обобщений. Дети привыкают к выразительному пению, чтению, движению, высказывают желание спеть, сплясать, прочитать стихи. Должно быть правильное, чистое пение, выразительная речь – так мелодический и поэтический слух лучше развивается. Благодаря систематичности муз. воспитания дети привыкают прислушиваться к музыке, когда двигаются. Это способствует развитию чувства ритма. (это проявляется и в рисовании – подборе последовательности узора) возникают попытки также проявить самостоятельность и в музыкально-игровой деятельности, в лепке и рисовании. Но имеющиеся навыки носят непостоянный и поверхностный характер.     

    Музыка, которую слушает будущая мать, влияет на самочувствие ребёнка. Формирует его вкусы ипредпочтения.

     В процессе музыкального воспитания  получение знаний, умений, навыков явилось не самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей – то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

    Только развива эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить его основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическоке сознание, то это не пройдёт бесследно для  последующего развития человека, его духовного  становления.

     Дошкольники имеют небольшой опыт  представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Приобщаясь к  культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты,  присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства  постепенно ориентирует человека в  выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

    Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения. Чувства, переданные в музыке.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших  музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

     Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие,но и посильное детям исполнительство,  основанное на опыте восприятия – пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью этих видов деятельности можно развивать другую музыкальную способность -  умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков  мелодии. Развитие этой способености предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом, влияет на общее развитие ребёнка.

   Чувство ритма (третья музыкальная способность)  формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку,  смену её характера, как бы пропустить её через себя. Эти занятия требуют концентрации памяти,  внимания, состредоточенности, эмоций, что также важно не только в музыкальной деятельности, нои  общего развития ребёнка.

    В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, своих силах.

(из материалов курсов повышения квалификации музыкальных руководителей  «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста с учётом ФГОС», Омск, Институт новых технологий в образованиии, январь 2015г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьи, публикации о Педагогическом совете ДОУ

   Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педаг...

Статья-публикация "Значение музыкального воспитания в семье"

В статье освещаются вопросы: задачи музыкального воспитания, влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка, особенности развития восприятия  музыки у детей в период раннего, ...

Статьи, публикации, конспекты

Материал для ознакомления...

Статья публикации "Инновации в дошкольной образовательной организации"

Инновации в дошкольной образовательной организации...

Статьи публикаций

материал для ознакомления...

Статьи публикаций

материал для ознакомления...

Статьи публикаций

материал для ознакомления...