Статьи публикаций
статья по музыке

Харина Елена Анатольевна

материал для ознакомления

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Современные технологии музыкального воспитания в ДОУ  и их использование".

 

Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» — писала Н.А. Ветлугина.

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узкоспециальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание  профессионально-ориентированного любителя музыки

Программа воспитания и обучения в детском саду  предусматривает в процессе различных видов деятельности развитие музыкального слуха,  певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.

Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

- создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

- творческое развитие природной музыкальности ребенка;

- высвобождение первичной  креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

- помощь в формировании внутреннего мира и самопознания

(эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Сегодня музыкально-творческое воспитание человека, развитие его    природной музыкальности – это не только путь к эстетическому  образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко,  Т.Тютюнниковой, О.Радыновой,  М.Картушиной, постоянное чтение и изучение  профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение,  ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. 

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических  движений, музыкально-дидактических игр.

Во все виды музыкальной деятельности возможны включения средства  новых информационных технологий.

Восприятие музыки:  демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео. С помощью ИКТ дети виртуально попадают в концертный зал, изучают творчество    композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами  искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только  иллюстрации, но и видео – ролики.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать  музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие  изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать   излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

Эвритмия

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия. В нашем ДОУ я тоже применяю такую технологию.
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и  музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие  способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей. Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста. 

Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в  образы различных растений и животных, проживают явления природы,  имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы. В музыкальной эвритмии дети учатся двигаться в характере музыки, учатся  чувствовать движение других. Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

          Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе  внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных. 
Эвритмия включает в себя: 
- ритмические игры; 
- упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики; 
(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы); 
- пространственная ориентация; 
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным  сопровождением; 
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях; 
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений. 

Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной  образовательной организации. 

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками,  позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными  неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.

                                                          Мастер – класс на тему

                                                   «Эвритмическая гимнастика»

Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.

  Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:

  • формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
  • развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
  • коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;
  • улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
  • расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
  • формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей. 

  В самом начале занятия дети двигаются свободно, но стараясь не сталкиваться друг с другом. Для концентрации внимания и собраннности слушают биение своего сердца или музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без движения), по предложению педагога изображают, как бьется сердце, как выдох чередуется со вздохом.

 Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол. Каждый по очереди называет свое имя, повторяет его еще раз, акцентируя слоги, пытаясь его прохлопать. Выбрав несколько имен, дети прохлопывают их: тихо, громко, маленькими группами. Следующее задание – прохлопать ритм имени, состоящего из двух-трех слогов, и догадаться, какое это имя.

  Другой вариант: вместо имени на фоне равномерных хлопков произносится рифмовка. Дети сначала выполняют задание вместе с педагогом, затем самостоятельно – педагог обозначает только начало каждой части.

   Разминку выполняют одновременно все дети.  

    При выборе темпа и ритма музыкального сопровождения обязательно учитывать характер упражнений, их специфику. Для старших дошкольников желательно выбирать веселую музыку, жизнерадостные мелодии. Следует помнить: с возрастом вкусы меняются, соответственно меняется и излюбленный репертуар. В музыкальном сопровождении следует учитывать временные интервалы занятия.

  В основной части на первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит следующим образом:

после прослушивания музыкального отрывка дети вместе с педагогом определяют характер музыки (темп, настроение, жанр), пытаются воспроизвести его ритм (прохлопать, протопать); 

затем выполняют движения, характерные для данного произведения (педагог показывает некоторые па изучаемого танца, обращая внимание на их сочетание по стилю и по характеру с музыкальным произведением); 

на дальнейших занятиях педагог предлагает детям самостоятельно найти движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки. 

    Аэробику (комбинации базовых шагов) вводим через месяц после начала занятий. Когда дети освоят основы ритмической гимнастики и аэробики даются задания на фантазию.

   После разучивания гимнастических упражнений, танцевальных композиций детям предлагают свободное фантазирование на заданную тему (например, передача характера движений животного) или произвольное движение под музыку. Ритмическая импровизация дает ощущение свободы. Импровизируя, ребенок получает возможность выразить свою особенность, неповторимость, что важно для самоуважения, внутренней устойчивости, последовательности в действиях.

   Для расслабления и восстановления используются игры на внимание и игры-превращения: «куклы-марионетки», «тряпичные руки», «деревянные руки», или «стоп-упражнения». Для развития мелкой моторики применяется пальчиковая гимнастика и жестовые игры. К таким заданиям относятся следующие: «сделать когти», «вымыть руки», «надеть перчатки», «человек-оркестр», «танец рук», «слушать свой ритм» и ритм биения сердца друг друга.

    По желанию детей предлагается задание на дом: подобрать музыку и придумать движения под нее, выучить стихотворение или песню и подобрать к ним простые движения.

  Общеразвивающие упражнения в эвритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах. Каждый комплекс состоит из подготовительной и основной частей. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения этой части выполняются с небольшой амплитудой. В основной части предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются они с таким расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела.

   В начале все упражнения выполняются стоя. Затем идут бег и серия прыжков самых различных видов. Хорошо использовать танцевальные связки. Самое главное, чтобы интенсивность этой части была намного выше подготовительной. После одного-двух дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить силы, основная часть комплекса продолжается сидя и лежа на полу. Такое положение очень удобно для выполнения упражнений, укрепляющих мышцы живота, ног, туловища, рук. При этом уменьшается вертикальная нагрузка на позвоночник и ноги. Каждый комплекс заканчивается упражнениями на дыхание, расслабление, выполняемыми в медленном темпе. Во время гимнастики необходимо все время напоминать детям об осанке и дыхании. И не забывать, что нашими спутниками должны быть улыбка и доброжелательные замечания.

   Учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка, педагог должен так подобрать приемы обучения и воспитания, чтобы занятия эвритмической гимнастикой приносили положительный результат.

   Занятие должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить безопасность детей и дать каждому возможность слышать и видеть преподавателя.

    На занятиях желательно создать ситуацию успеха для подкрепления положительной мотивации к занятиям эвритмической гимнастикой.

    Содержание занятий должно быть приближено к тем природным явлениям, которые окружают ребенка в данный день: зима – бег по скользким дорожкам, ходьба по сугробам т.д.; весна – перепрыгивание через ручейки; осень – сбор урожая; лето – бег по траве, дыхательные упражнения и т.д.

    Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников.

  Примерное содержание занятия эвритмической гимнастикой.

                                                                            Ход

Дети двигаются свободно по залу, под умеренную музыку, но стараясь не сталкиваться друг с другом.

-Ребята давайте послушаем как бьется наше сердце (для концентрации внимания и собранности слушают биение своего сердца. По предложению педагога изображают, как бьется сердце, как выдох чередуется со вздохом.)

-Ребята, мы послушали как бьется наше сердце, как ритмично оно работает, становитесь в круг будем выполнять разминку –рифмовку «Продолжи».

-Я буду отстукивать вместе с вами куплет песни, а вы будете продолжать припев, но уже без меня.

( «Песенка про осень» Вихарева)

А еще ритмикой очень любит заниматься пес-Бобик, давайте выполним ритмику для Бобика.

-Повернулись направо, раз, два. Шагом марш! (дети идут по залу и отстукивают ритм) Через центр зала тройками марш. Кругом, прыжком раз.

Игровой тематический цикл «Ритмика для Бобика»

1 проигрыш – разминание стоп носочки, пяточки, носочки.

1 куплет: приставной шаг вправо, влево.

поочередное поднимание рук: на пояс, плечи, вверх;

опускание рук: на плечи, на пояс, вниз.

Припев: Прыжок, ноги на ширине плеч, руки вверху, вращение кистями.

Руки в стороны, движение с ноги на ногу, изображаем «качку».

Поворот вправо, влево, сгибаем ногу в колене, руки вдоль туловища, кисти

смотрят вниз (пингвин).

2 куплет: Ноги вместе при наклоне в стороны изображаем зайца, вернувшись в и.п.

приседаем.

Изображаем попугая, поворот туловища в стороны, руки согнуты в локтях, кисти

с растопыренными пальцами.

«Пиджачок» руки на ногах, развернули плечи, свернули плечи.

Растирание ладошек сверху вниз, ноги вместе, переминание с ноги на ногу.

3 куплет: «Распашонка» нога в сторону на пятку, одна рука на поясе, другая вытянута в

сторону.

«Гармошка» ноги вместе, руки на поясе, движение из стороны в сторону сначала

носки, потом пятки и обратно.

Переминание с ноги на ногу, руки поднимаются через стороны вверх, вращение

кистей.

Хлопки из стороны в сторону: вверху, посередине, внизу.

Проигрыш: Покажем хвостик движение тазом из стороны присели в сторону.

Добавляем голову смотрим на хвостик.

Наклоны головы из стороны в сторону вместе с пружинкой.

-Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отгадку говорить нельзя, а можно только показать.

1.Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка, важная походка

Раньше всех встает

Голосисто поет. (Петушок)

2. Прыг-скок,

Прыг-скок

Длиноушко белый бок. (Заяц)

3. Хвост пушистый, шерсть ярка,

И коварна, и хитра

Знают звери все в лесу

Ярко – рыжую … (Лису)

4. Он в дупло засунул лапу

И давай рычать, реветь.

Ох, какой же ты сластена

Косолапенький …. (Медведь)

5. Летом на болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка

Кто это ? (Лягушка)

В небе, в небе синева

(руки вверх)

Мы шагаем раз и два

(отстукивание ритма в ладоши)

Солнце выше, выше, выше

(поднимание рук вверх)

А ребята тише, тише

(присели)

Вдох, выдох, вдох, выдох

(встали, руки вверх и вниз)

В небе, небе синева

В группу нам идти пора.

(отстукивание ритма в ладоши).

-Повернулись направо, за направляющим в обход по залу марш. (дети идут по залу и отстукивают ритм в ладоши и уходят в группу.)

                 Муницыпальное казёное общеобразовательное учреждение  

                                   «Большегалкинская сош» дошкольная группа

"Современные технологии музыкального воспитания в ДОУ  и их   использование".

 

                                                                                                            Подготовила : Харина

                                                                                                                       Елена Анатольевна

                                                                                                           Музыкальный руководитель

                                                           с. Большая Галка

                                                                     2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьи, публикации о Педагогическом совете ДОУ

   Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педаг...

Статья-публикация "Значение музыкального воспитания в семье"

В статье освещаются вопросы: задачи музыкального воспитания, влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка, особенности развития восприятия  музыки у детей в период раннего, ...

Статьи, публикации

Как определить наличие музыкальных способностей ; танцевальное творчество дошкольников; отчетный концерт детских дошкольных учреждений;, осенний утренник...

Статьи, публикации, конспекты

Материал для ознакомления...

Статья публикации "Инновации в дошкольной образовательной организации"

Инновации в дошкольной образовательной организации...

Статьи публикаций

материал для ознакомления...

Статьи публикаций

материал для ознакомления...