Педагогическая концепция: «Развитие эмоциональной активности детей посредством интеграции музыкальной, театрализованной, игровой и творческой деятельности»
материал на тему

Шапкина Марина Михайловна

Педагогическая концепция, представленная на конкурс "Воспитатель года", музыкального руководителя ВКК , МКДОУ ЦРР - детский сад № 21 город Россошь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya-2017.docx27.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция: «Развитие эмоциональной активности детей посредством интеграции музыкальной, театрализованной, игровой и творческой деятельности».

«Я глубоко убежден, дорогие родители и учителя:

 человек начинается с того,

что он принимает близко к сердцу заботы и печали,

 тревоги и волнения другого человека,

 — говорил он.

 — С того, что боль сердца другого человека

 становится болью его сердца».

Василий Александрович Сухомлинский.

Бывают в жизни моменты, когда понимаешь, что все в жизни не случайно. Не случайно, то где ты родился и живешь, не случайны встречи с людьми, которые становятся твоими друзьями и помощниками. Не случаен и выбор профессии, которой отдаешь всю свою жизнь.

Музыка вошла в мою жизнь очень рано, и в пять лет моей любимой игрушкой стало небольшое игрушечное фортепьяно. А дальше музыкальная школа и в выборе будущей профессии уже никто не сомневался. Музыка, творчество, дети – это моя жизнь, моя любимая профессия!

Почему я взяла именно эту тему и считаю ее актуальной, потому что мы живем в пестром и разнообразном мире, занимаясь разными видами деятельности, перечислять которые даже не имеет смысла. Самое главное то, какое настроение, какие чувства и какие эмоции мы испытываем при этом.

 А давайте разберемся, что же  есть эмоция? Эмоция – это эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям, она главная составляющая сила  создающая настроение, а вследствие, и  характер. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребенка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…

И поэтому, я развиваю и укрепляю эмоциональную сферу ребенка, которая является одной из актуальных проблем воспитания и образования детей дошкольного возраста, фундаментом становления успешного и счастливого человека. Об этом говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который в качестве одного из приоритетов выделяет эмоциональные составляющие развития дошкольника. Ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Проблема социализации детей дошкольного возраста представляется сегодня все более актуально.

 Быстрая динамика развития, технологизация жизни, ведущая к обесчувствованию (замыкание на телевизорах, компьютерах) в дальнейшем приведет к уменьшению общения со взрослыми и сверстниками.  Поэтому у детей наблюдается понижение настроения, общего тонуса.

Таким образом, мы видим: феномен «засушенное сердце», о котором писал Л. С. Выготский, не потерял актуальности в наше время.

В современной психологии эмоциями занимаются А. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Ф.Е. Василюк, В.А. Иванников, К.Э. Изард и др.

«Если маленький человек не оставил частицу своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, в нежном беззащитном цветке, деревце, в любимой книге – для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности» - говорил В.А. Сухомлинский.

Только найдя правильный подход  к ребенку, он может тебе довериться и  открыть путь к своему внутреннему потенциалу, к задаткам, способностям, которые я, как музыкальный руководитель, могу дальше развивать, облагораживать и способствовать их дальнейшему развитию.

В связи с этим существует проблема. В ходе своей работы с детьми и родителями я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развивать эмоциональную активность детей посредством интеграции музыкальной, театрализованной, игровой и творческой деятельности, так как именно расширение эмоциональной сферы является одним из направлений работы по развитию творческих способностей детей.

Очень часто дети бывают «зажаты», скованы, понижена самооценка. Ведь вполне понятно, что при недостаточно развитой эмоциональной окраске, созданные ребенком художественные и музыкальные образы будут невыразительны, а значит, инсценировки, миниатюры, спектакли - не интересны. В работе над эмоциями я использовала игры, этюды и  упражнения М. И. Чистяковой - «Слушай звуки!», «Канон для малышей», «Повтори за мной», «Запомни движения», используя диски из библиотеки программы «Ладушки» - «Хи-хи-хи  да ха-ха-ха!», комплект дисков «Праздник каждый день», творчество русского фольклора - распевки, попевки, песни и пляски, интернет ресурсы, дидактические игры.

Были проведены упражнения для развития выразительности мимики: «Ем лимон», «Соленый чай», «Рассердились на драчуна», «Обиделись» и др.

Для опознания эмоций и умения их называть рекомендую этюды М. И. Чистяковой: «Маленький скульптор», «Скульптурная группа», «В магазине зеркал».

На музыкальных занятиях я использую следующие приемы позволяющие развить у детей умение выражать основные эмоции:

 Пиктограммы (карточки-настроения, цвет и эмоция и т.д.)

К пиктограммам настроения подбирать соответствующие музыкальные произведения, и наоборот (например, к пьесе П. И. Чайковского «Баба-Яга» из «Детского альбома»- пиктограмму с сердитым выражением на темно-фиолетовом фоне).

Мимические и пантомимические этюды и этюды-импровизации: «Клоуны», «Котята».

Ритмопластика и логоритмика. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»: «Веселые путешественники», «Рыбачек», «Чебурашка», «Плюшевый медвежонок», «Куклы – неваляшки», «Разноцветная игра»; М. Ю. Картушина «Логоритмические упражнения»: «Мишка косолапый», «Зайка серенький», «Ладошки» и др.

комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направлены на развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретают ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Культура и техника речи и игра-драматизация.

Любой вид детской деятельности не возможен без игры. Исходя из способностей, возможностей и проявлений можно обозначить классификацию игровых позиций детей.

1. Ребенок - “режиссер”- имеет хорошо развитую память и воображение, 2. Ребенок - “актер” - наделен коммуникативными способностями, 3. Ребенок - “зритель” - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, 4. Ребенок - “декоратор” - наделен способностями образной интерпретации. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – «спрятаться» за маску, тем самым преодолеть неуверенность в себе, создавая чувство удовлетворения собой, радости, успешности.

Результат проделанной работы:

- раскрытие личностных качеств: дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки, любовь к животным;

- повышение уровня эмоциональной выразительности детей старшего дошкольного возраста;

- показ театрализованных постановок для детей младшего дошкольного возраста;

-участие в конкурсах.

Любое музыкальное занятие – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Духовное богатство нашей культуры – русские народные сказки, песни, игры многое другое. Все это наследие можно передать детям через музыкально-театрализованную деятельность, которая является одним из эффективных средств, активно будящая эмоции и  воображение. Это такая деятельность, которая требует от ребенка перевоплощения в образ изображаемого персонажа, веры в правдоподобность, разыгрываемого в действии содержания сказки.

Музыкально-театрализованная деятельность при созданных педагогических условиях имеет большую эмоциональную привлекательность для детей, оказывает влияние на творческое развитие ребенка, что является одним из ведущих показателей результативности обучения и воспитания детей дошкольного возраста в развитие эмоциональной активности детей посредством интеграции музыкальной, театрализованной, игровой и творческой деятельности».

Обобщая значимость и используя опыт работы таких уважаемых педагогов как, «Ритмопластика» А.Бурениной, «Театр всевозможного» А.И. Бурениной, методика  О.Радынова, программа «Гармония» К.В.Тарасовой, «Театр танца» О.Усовой, «Выразительность движений», «Учимся танцевать», «Путь к творчеству» Е.Горшковой, «Коррекция движений и речи» О.Боромыкиной, я добилась значительных результатов, подтверждающих правильность и актуальность выбранного мною направления работы.

Начиная с младшей группы, я подружила детей с музыкой, дети с удовольствием участвуют во всех  праздничных мероприятиях, городских и районных конкурсах. Награждена дипломом за активное участие в подготовке фестиваля «Детский сад артистам рад», благодарностью за участие в Юбилейном концерте, посвященному МКДОУ ЦРР детский сад № 21 с музыкально-танцевальной композицией «А я солнышко люблю». На открытом городском  фестивале-конкурсе «Русская метелица»  с танцем «Гармонист Тимошка» получили  диплом II степени, с музыкальной композицией «Разноцветные краски» - диплом II степени,  на III открытом городском фестивале-конкурсе детского творчества «Весёлые карапузики» представили музыкально-театрализованную композицию «Закаты алые», получив наивысшую оценку жюри – Гран-при.  В районном мини-фестивале  «Домисолька» с танцем  «Клоунята» - грамота, «Ангел летит» - получили диплом, а также принимаем активное участие с концертными номерами для выступления на конкурсе «Воспитатель года», за что награждены  благодарственным письмом.

 Дети регулярно занимают призовые места, их выступления отличает качество, изящность исполнения, пластика движений, эстетичность и зрелищность, детализация костюмов и атрибутов, продуманность декораций, массовость и взаимозаменяемость артистов.        

 Очень радует активность и отзывчивость коллектива на мои задумки. В прошлом году (2015-2016 учебном году) были представлены театрализовано-музыкальные композиции «Звездная россыпь» и «Весеннее пробуждение», где участвовали воспитанники вместе с  танцевальным коллективом воспитателей «Мозаика».

Взаимодействие с родителями воспитанников:

1. «Домашний театр» (консультация для родителей).

2. Родительский клуб на темы: «Вспомним наше детство».

3. «Дни открытых дверей».

4. Творческая встреча «В гостях у сказки».

5. Консультация в формате круглого стола: «Особенности формирования музыкального репертуара, с учетом педагогических задач возрастных особенностей дошкольников».

6. Открытое занятие по ПДД в старшей группе в форме музыкально-театрализованной  сказки: «День рождения у мышки».

 7. Совместный, театрализованный проект с педагогами, родителями и детьми: «Осенняя ярмарка».

8. Было проведено анкетирование родителей по темам: «Эмоциональное  развитие ребенка», «Роль семьи в развитии театрализованной деятельности детей».

9. Взаимодействие с педагогами.

  В целом, результаты работы позволяют говорить о высокой эффективности направления моей темы концепции: «Развитие эмоциональной активности детей посредством интеграции музыкальной, театральной, игровой и творческой деятельности».

Благодаря использованию ИКТ мои воспитанники научились с легкостью включаться в творческий и игровой процесс. Они видят, как на экране живет персонаж. Подражая ему, но привносят свое видение, они быстро подбегают к столам для костюмирования, выбирают понравившийся наряд. На ширме, по типу «Брикс», дети быстро находят нужную декорацию, и вот перед нами настоящее  представление. Авторская инновационная многофункциональная ширма по типу «Брикс» была изготовлена по моей идее и служит незаменимым атрибутом развивающей среды всех театрализованных, праздничных представлений, а также очень мобильна и удобна в переноске на музыкальном занятиях для быстрого преобразования развивающей среды. Листая ее, как книгу, можно мгновенно попасть в другое время года, другую сказку, пригодиться на рядовых музыкальных занятиях. Съемные зажимы придуманы так, что поменяв декорации можно задействовать ширму под любую другую развивающую среду, соответствующую идее спектакля или концерта (дом, дворец, корзина, автобус и т.д.)  Придумать эту ширму меня подтолкнула мысль использовать «предметы-заменители» в создании сказок «на новый лад». При инсценировки русских народных сказок, этюдов, произведений дети брали предметы, находящиеся в кабинете – «шарф, это речка», «коробка, это-печка» и т.д. Создать настроение и пробудить положительные эмоции у детей помогает окружающая среда, в которую попадает ребенок, окунаясь в царство музыки. Среда музыкального зала обновляется очень часто: со сменой времен года,  государственных праздников, развлечений. Ведь трудно не выразить восторг, улыбку, хорошее настроение, эмоциональный подъем при виде царства снежной королевы, зимней аллеи с теплым светом фонаря, осенние пейзажи, картин и цветов ко дню 8 марта, лесных джунглей, торжественного зала ко дню Победы.

  С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе с дошкольниками в развитии эмоциональной активности детей посредством интеграции музыкальной, театрализованной, игровой и творческой деятельности».

Пока я вижу восторг и радостные эмоции в глазах своих воспитанников, я буду знать, что сделала правильный выбор и все, что я делаю не напрасно!

Список литературы:

1. Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

2. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980 г.

3. Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985 г.

4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.

5. «Поиграем, потанцуем» Г. П. Федорова С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.

6. «Логоритмика» О. А. Новиковская С-Пб «Корона принт» 2005год.

7. «Ритмическая пластика для дошкольников» А. И. Буренина С-Пб. 1994год.

4. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.

5. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей посредством театрализованной деятельности

Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя....

доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»

доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»...

Сообщение из опыта работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством театрализованной деятельности»

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся боле...

Представление педагогического опыта «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей детского организма.Двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Фундамент ...

Творческий отчет «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель моей работы: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать у...

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...