Консультации для воспитателей и родителей
консультация на тему

волкова елена валериевна

Консультации для воспитателей и родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка мастер-класса по теме:

«Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

(для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Музыкальный руководитель: Волкова Е.В.

  • Форма проведения: педагогическая мастерская. 
  • Участники: педагоги                                                         
    Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности   по использованию  логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
  • Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
  • Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения:

  1. Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
  2. Практическая часть:

- Игровой прием «Знакомство»;  

- Упражнение на координацию речи с движением «Игрушки» М. Картушина;

- Упражнение на развитие чувства ритма «Музыкальные палочки» И.Галянт;

- Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна;

- Упражнение на пластику «Рыбки»

3. Рефлексия.

Актуальность.

             В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Предлагаем вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

  Для профилактики нарушений речи в старшем возрасте проводятся интегрированные занятия (музыка – логоритмика). В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

  Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

  В планировании интегрированных занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры.

  Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность таких занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит,  помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

  Представленные интегрированные занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие  упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.

  В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий:

  • движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
  • танец (хоровод);
  • разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
  • песня, сопровождаемая жестами;
  • логопедическая гимнастика;
  • мимические упражнения;
  • массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
  • пальчиковая игра;
  • подвижная или коммуникативная игра.

  В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

  Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

  Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Предлагаю вам окунуться в музыкальный мир логоритмики.

Практическая часть:

Музыкальный руководитель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Мне кажется, что гостям интересно узнать, как зовут каждого из вас.

И сейчас мы познакомимся. Скажите вы любите чудеса? И сейчас с каждым из вас произойдет чудо, вы превратите свое имя в волшебные предметы. Но предметы вы должны назвать на тот, же звук, с которого начинается ваше имя.

Игра «Знакомство»

Музыкальный руководитель: (комментарии для педагогов) Вот такой эмоциональный настрой важен в работе с детьми. Такой прием организации детей я использую на музыкальных занятиях.

Музыкальный руководитель: Чудо произошло, но чего-то не хватает, как вы думаете чего? Без чего не обойтись на музыкальном занятии, празднике? Конечно же,  без музыки.

Музыка помогает нам изображать настроение, петь песни, танцевать.

При организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения,  дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений мы вам покажем.

Упражнение на координацию речи с движением «Игрушки» М. Картушина

Музыкальный руководитель: В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с палочками - увлекательное и полезное занятие  с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

                         Упражнение « Ножки» И. Галянт

Музыкальный руководитель: Фантазия (от греч.) – воображение. Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую мелодию. Такие задания развивают у детей способность к творчеству, воображение, умение ориентироваться в пространстве.

В своей практике, я использую работу по развитию творческих способностей в музыкально-ритмических движениях, для развития творческой активности не только дошкольников, но и педагогов, так как это предполагает тесное содружество детей и взрослых.

При помощи невербальных методов мы покажем, как можно передать танцевальную фантазию в соответствии с текстом.

Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна

Музыкальный руководитель: Ни одно занятие, праздник  не обходится без танца. А музыка особенно новая, современная, способна творить чудеса с нашими движениями.

Танец развивает внимание, чувство ритма, пластику движений.

Посмотрите, как могут быть использованы упражнения для развитие пластики.

Упражнение на пластику «Рыбки»

Музыкальный руководитель: Очень важно и правильно закончить занятие с детьми, т.е. правильно подобранные игровые упражнения, задания на творчество, танец, все это подчиняется одной сюжетной линией.

- Ребята, вам понравилось сегодня у нас? Хотите еще заниматься? Мы обязательно встретимся с вами на следующем занятии.

Вы увидели практические методы и приемы использования логоритмических упражнений на занятиях.

Приложение:

Упражнение «Игрушки»

Ать-два, левой-правой,

Вдоль плетней, заборов и оград,

Ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд.

Шаг  марша

Вот выходят в хоровод

Важные матрешки.

Им играет Васька-кот

На губной гармошке,

Топающий шаг, поддерживая левой ладошкой локоть правой руки, все пальцы правой руки, кроме указательного, сжаты в кулак, подставлены под подбородок, указательный палец прижат к щечке.

И копытами баран
Ударяет в барабан.

Приседают, ладони на колени; встают, руки в стороны с произнесением слова «Бам!».
Уши круглые, как блюдца, —
Ну нельзя не улыбнуться!
Поиграем, Чебурашка,
Нос, как черная букашка.

Положить ладони на голову, локоточки — в стороны. Выполнять наклоны корпуса вправо-влево.
Смотри, я — Джек-в-коробке,

На корточках сижу,

Темно и очень тесно мне,

И я не выхожу.

Присесть, сгруппировавшись в «клубочек».

Но стоит крышку приоткрыть,

Разводят ладошки в стороны.

Пружинку завести —

Собирают пальцы правой руки вместе, прижимают их к ладони левой и делают вращательные движения («заводят пружину»).

Я потихоньку подымусь,

Начну расти, расти.

Медленно поднимаются, постепенно выпрямляясь.

Я поднимаюсь изнутри,

Тяну я руки вверх,

И прыгаю я — раз, два, три —      

Быстрее, выше всех!

Прыжки, ноги в стороны — ноги вместе, подняв руки вверх.

                    Игра с палочками «НОЖКИ»

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали!
- ритмичные удары палочками по полу

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! -
ритмичные удары в темпе бега

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали!
- удары свободными концом палочки об пол

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали!
- удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! -
удары лежащих палочек друг о друга

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхал! -
поглаживание руками лежащих палочек

И опять всё начинали! -
ритмичные удары по полу

                           Танцевальная фантазия « Пигмалион»

Много лет тому назад в древнем государстве жил знаменитый скульптор. Он умел творить чудеса: из больших и красивых камней он высекал статуи. Скульптор вкладывал в них всю свою душу, любовь и мастерство.

Статуи были все разные, непохожие друг, на друга. Скульптор ходил между ними и любовался творением своих рук. Они стояли неподвижные, их мраморные лица ничего не выражали: они были холодные и надменные, но, несмотря на это, очень-очень красивые. Творцу захотелось, чтобы все они ожили и радовались жизни. Он стал ходить между статуями и нежным взглядом и теплым прикосновением рук вдыхал в них жизнь. Каменные фигуры оживали, медленно поворачиваясь и разглядывая друг друга, а потом начинали плавно, неторопливо двигаться. Первые их движения были неуклюжие, ведь они еще не умели ходить, не умели танцевать, даже не умели улыбаться! Но произошло чудо: их движения становились все выразительнее, красивее, грациознее. Они начали танцевать. Казалось, для них ничего в мире не существует, кроме музыки и танца.

…Но вот наступала ночь, и все они опять застывали в своих

позах и , засыпая, думали о том, что с наступлением следующего дня они опять будут танцевать под звуки прекрасной, нежной музыки.

Упражнение «Рыбки- подружки» И.п. Дети стоят по кругу, обе руки за спиной.

Педагог: Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку /кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой/. Поплыла в одну сторону, поплыла в другую  /кисть двигается то в одну, то в другую сторону/. Поплыла вверх, поплыла вниз /кисть двигается то верх кончиками пальцев, то вниз/. Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик/рука, плавно изгибаясь, отводится за спину/, удивляясь и сердито бормоча себе под нос:

Речевое упражнение «Рыбка разговаривает»

Ход: дети тихо и быстро произносят «П-П-П-П…

Рыбки играли и танцевали.

Плавали вместе,

И вместе устали                    положить обе ладошки рук к себе на грудь

                                                         

            Полежали, отдохнули,

Хвостиком вильнули,

Уплыли к себе домой

И дома заснули.                    обе руки плавно возвращаются за спину


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей и родителей

театрализованная деятельность...

Консультация для воспитателей и родителей

Голос– вот самый древний и самый совершенный музыкальный инструмент.Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Человек пользовался им с давних пор. Голос матери, поющий колыбельную – эт...

Консультация для воспитателей и родителей. Тема: «Моральное поведение дошкольника»

Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения....

Консультации для воспитателей и родителей

Использование игр на ориентировку в звуковом и буквенном составе словаВ литературе о дошкольном воспитании опубликовано много разнообразных игр. Знание их, умение использовать в ...

Консультация для воспитателей и родителей: «Ознакомление воспитателей и родителей с играми по развитию речи»

Очень важно познакомить воспитателей и родителейс играми, в которые они могут поиграть с ребенком по дороге в детский сад, по дороге домой. Игры направлены на развитие разговорной речи, на развитие ар...