Как мы играем в экономику.
статья на тему

Рябова Людмила Александровна

В статье описывается опыт работы с детьми по экономическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_my_igraem_v_ekonomiku.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

КАК МЫ ИГРАЕМ В ЭКОНОМИКУ.

Чтобы вырастить человека деятельного, гармонично развитого, готового к реалиям современной жизни, есть смысл с самого раннего возраста заняться его экономическим воспитанием.

В детском саду разработана и успешно внедряется программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников”. Программа направлена на обучение детей основам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников А.А.Смоленцевой.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. У детей формируются деловые качества личности, что обеспечивает необходимость преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Экономическое воспитание является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже дошкольник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически - рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться.

На занятиях по экономике дошкольники получают первые представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Дети осознают зависимость благосостояния человека от уровня образования, от качества труда. Понимают, что деньги – это оценка результата труда людей.

Прежде чем приступить к работе, было принято решение выяснить отношение родителей к данной проблеме. Для этого предложили им ознакомиться  со статьей «Зачем дошкольнику экономическое воспитание?». Провели анкетирование на тему « Раннее экономическое образование».

Эта работа позволила сделать вывод, что все родители  были заинтересованы в экономическом воспитании детей, обосновывая это требованиями времени. 

Выделены основные направления экономического образования:

- ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира),

-трудовое воспитание (работа, ее результат, индивидуальный труд, цена, стоимость и главное – уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги и др.);

- игровая деятельность (закрепление знаний о жизни людей, их труде);
- воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, игрушкам, книгам, живой и неживой природе, ко всему, что окружает ребенка);

- формирование навыков разумного поведения и потребностей адекватных жизненных ситуаций (ребенок просит купить слишком дорогую вещь, надо немножко подождать).

В каждой группе детского сада созданы уголки экономического воспитания, в которых появились: игрушка «Гном Эконом»; лото «Кем быть», «Знаю все профессии», «Расскажи про свой город», развивающие игры «Профессии», «Магазин», «Что из чего сделано», «Все профессии важны», «Ай, да ярмарка» «Ателье», «Биржа», «Миллионер», обучающие карточки: «Профессии», «Мой город», «Мой дом», «Одежда», «Бытовая техника», альбом «Все работы хороши - выбирай на вкус», дидактические игры: «Кто что производит», «Кому, что нужно для работы» и мн.др.

Приобщение к миру экономики должно происходить естественно и непринуждённо. Помогают в этом игровые задания, которые понятны и интересны детям.

Играя в экономику, дети усваивают экономические понятия, их употребление, применение.

Различные сюжетно – дидактические, сюжетно – ролевые, дидактические игры способствуют развитию интереса к экономическим знаниям, в них моделируются реальные жизненные ситуации: купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции, закрепляются и уточняются представления о мире экономических явлений, специальных терминах, приобретаются новые знания, умения, навыки.

Кроме этого используем и такие формы, как занятия, развлечения, вечера досуга.

Определено место занятий экономикой в учебно – воспитательном процессе. Занятия проводятся в форме кружка «В гостях у гнома Эконома» один раз в неделю. Активно используются тетради творческих заданий для детей «Путешествие в поисках экономики». Новые знания, полученные детьми, закрепляются в повседневной деятельности.

Большой популярностью у детей пользуются настольные игры: «Супермаркет», «Базар», «Ярмарка», «Аукцион», где они могут пользоваться «настоящими» заработанными деньгами – Мальвинками и Буратинками (деньги МДОУ «Детский сад № 40»), соотносить имеющуюся у них сумму с ценой на товар, считать, пересчитывать, получать сдачу и т.д., «Рекламное агентство», где дети сами создают рекламу на кондитерские изделия, сувениры, сделанные своими руками.

Большой эмоциональный отклик получили такие мероприятия, как «Экономическая викторина», КВН, экономическая сказка на новый лад для родителей.

В ходе этих мероприятий дети решают логические задачи, разгадывают ребусы и кроссворды, разыгрывают экономические сценки, обсуждают проблемные ситуации. Для детей такие развлечения – это одновременно и веселая игра, и важная работа, требующая особого внимания и сосредоточенности.

Проанализировав уровень знаний детей, пришли к выводу о том, что дети старшего дошкольного возраста вполне могут освоить азы экономических знаний.

Наблюдения за детьми подтверждают необходимость работы в данном направлении, так как:

-У детей появился интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.

- Дети стали более общительными, ответственными, у них проявилось стремление доводить начатое дело до конца.

-Стали бережнее относиться к окружающим их предметам, продуктам питания, воде, свету.

-  Обогатился словарь детей  — чаще стали употреблять в речи экономические термины.

-У детей появился здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд - деньги”, понимание факта купли-продажи.

Путешествуя с взрослыми в удивительный и увлекательный мир экономики, дети понимают, какое место занимает она в окружающем мире, где и когда человек встречается с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Играем в экономику"

Консультация для воспитателей как правильно учить играть в экономику....

Дидактические игры "Играем в экономику".

Знакомство детей с профессиями, с продуктами труда. Воспитывать в детях уважение ко всем профессиям, показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества....

Презентация"Играем в экономику"

В современных условиях экономическое  воспитание является важным фактором экономического образования человека. Экономическое образование дошкольника направлено на удовлетворение его интересов, ра...

Обучающая игра по экономике по теме: "Юный бизнесмен"

Цель: закрепить знания детей ранее изученного материала; закрепить понятие "бартер", "рыночные отношения"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОНОМИКЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОНОМИКЕ...

Квест - игра с детьми 6 - 7 лет "Играем в экономику: семейный бюджет"

Данная квест - игра призвана в игровой форме вызвать интерес у воспитанников к новым знаниям в области экономики на примере семейного бюджета дружелюбного семейства гномов. Игра предназначена для дете...