Первые шаги в страну знаний
консультация (младшая группа) на тему

Ключникова Светлана Михайловна

Ваш малыш начал делать первые шаги,говорить первые слова,выполнять первыесвои действия .Как помочь ребёнку,что бы всё это приносило только радость?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Первые шаги в страну знаний 23.75 КБ

Предварительный просмотр:

         Первые шаги в страну знаний.

Ваш малыш начал делать первые шаги, говорить первые слова, выполнять

первые свои действия. Как помочь ребенку, чтобы все это приносило только радость? Успех малыша зависит от нескольких основных моментов. Прежде всего надо инструктировать ребенка относительно того, что он должен сделать, и обязательно поощрять  все его усилия.

При этом необходимо помнить и неукоснительно  выполнять всем взрослым основные правила:

   - указания произносить только тогда, когда ребенок смотрит на вас;

   - указание произносить медленно;

   - указание должно быть ясным\ использовать нужно только понятные для ребенка слова;

   - указание должно быть кратким\ то есть состоять из одного или двух

предложений;

   - указание необходимо сочетать с демонстрацией действия;

  - демонстрировать действие необходимо медленно с надлежащим

преувеличением;

   - выполнять задание обязательно нужно с ребенком.

После объяснения и показа необходимо взять своими руками руки ребенка и еще раз проделать вместе с ним все действия;

   - указание должно быть конкретным, например: «Возьми один

шарик», но нельзя говорить – «Не бери много шариков». « Много» -

это значит больше одного, но у ребенка в этом возрасте может быть свое мнение на этот счет.

  - все указания необходимо только в позитивном тоне, приведем примеры указаний позитивного и негативного тона:

 позитивные указания                  негативные указания

давай есть медленно                       не торопись во время еды

         говори тихо                                      не кричи громко

         Маша тоже хочет взять куклу        не вырывай из рук куклу

         рисуй на бумаге                               не рисуй на стене

         держи морскую свинку                  не задуши свинку

         осторожно

Помните, что сразу после выполнения действий ребенком, необходимо

поощрить все его усилия, даже, если они были и незначительными.

      Какие навыки и умения можно привить

           ребенку в возрасте с 1,5 до 2 лет.

  1. Помогают взрослым убирать вещи на место.

Обязательно включайте ребенка в совместную деятельность. Пусть малыш вам помогает, когда вы делаете уборку. Например, собираете и складываете на место разбросанные ребенком игрушки.

  1. На первых порах  начните убирать сами, а последнюю игрушку пусть принесет малыш. Обязательно похвалите его и скажите: «Молодец! Ты убрал игрушки!» Поощрите его. В следующий раз оставьте ему две игрушки, затем три, и т. д.
  2. Попросите малыша собрать и положить на место игрушки и другие разбросанные вещи. Когда ребенок уже взял вещь, не говорите  ему сразу же, куда ее нести, скажите: «Ты же знаешь, где ее место? Отнеси ее туда». Если  окажется, что ребенок не знает, объясните ему, и, если нужно, помогите. Обязательно поощрите малыша за участие в работе.

       2.По просьбе взрослого кладет предмет                        

                                      обратно наместо.

Всегда просите ребенка класть игрушки на место, когда он кончит играть с ними. Если малыш кладет игрушки не туда, куда нужно, поправьте его. Очень строгий порядок в положении игрушек на полке и в ящике может быть трудным для ребенка, не ругайте его -  надо, чтобы малыш испытывал от работы   УДОВОЛЬСТВИЕ.

        3. По просьбе взрослого достает домашние предметы с

                       предметы с постоянных мест.                                          

  Очень полезно, чтобы ребенок помогал взрослым в домашних делах. Например, приносил нужную вещь.

  1. Вещь должна быть хорошо знакома малышу и находиться в пределах досягаемости для него.
  2. Если ребенок возвратится без этой вещи, проявит неуверенность или смущение, объясните ему, где эта вещь, пойдите вместе с ним, чтобы найти ее.
  3. Пусть малыш возьмет эту вещь. И сам принесет туда, куда  вы просили. Обязательно выражайте удовольствие от того, что ребенок помог вам. Надо, чтобы у малыша росло стремление действовать вместе с вами и помогать вам.

                4.По просьбе взрослого достает предмет

                   с постоянного места в другой комнате.

Держите игрушки ребенка в определенном месте. Показывайте малышу, где что лежит, привлекайте его внимание, когда вы достаете какую – либо вещь и возвращаете ее на положенное место. Всегда говорите, что куда нужно положить.

После того, как ребенок научился выполнять ваши просьбы, когда вы и он находитесь в той комнате, где находится нужная вещь, уйдите с ребенком в другую комнату. Скажите ему: «Принеси мне….»,  не называя теперь места, где взять эту вещь. Если ребенок не выполнит вашей просьбы, пойдите вместе с ним в ту комнату, где лежит та вещь. Потом в этот же день проверьте, запомнил  ли это ребенок. Просьба достать или принести что – то является частью обычной домашней жизни. Надо только проверить, насколько хорошо ребенок помнит местоположение вещей.

              5. Начинает заниматься исследовательской

                                    деятельностью.

  После принятия ряда мер, делающих дом безопасным для ребенка можно привлекать  малыша к исследовательской деятельности. Поместите игрушки в незнакомые места, углы, на стол и под стол, в ящики шкафа, куда ребенок может заглянуть без особых затруднений.

Сначала  покажите ребенку, куда вы кладете игрушки, потом спрячьте игрушки так, чтобы их было чуть – чуть видно. Пусть ребенок их ищет.

         6. Начинает выполнять сложные инструкции

                                           взрослого.

Включая ребенка в деятельность, необходимо постепенно усложнять инструкции.

  1. Если ребенок приносит или дает один предмет по просьбе взрослого,

    то он выполняет команду из одной части, относящейся к одному  

    объекту.

  1. Постепенно необходимо переходить к более сложным командам, а

     именно – к командам, состоящим из двух частей. Например: «Возьми

     куклу и положи на диван». Или: «Сними шапку и принеси ее мне.

  1. Если малыш выполняет команды из двух частей, можно переходить

к командам из трёх частей.

    - 1 действие 3 объекта: «Принеси мне куклу, зеркало, расческу».

    - 3 действия и 1 объект: «Возьми ложку, отнеси на кухню и положи на стол».

     - 3 объекта,  связанные  действием: «Возьми носки, майку и положи в стиральную машину».

Всегда нужно помогать ребенку, чтобы он смог выполнить поручение, например, заранее открыть машинку, вещи  называть такие до которых  малышу легко дотянуться, при необходимости указывать на объекты и т. д. Не забывайте выражать восторг от любых успехов ребенка.

        7. Начинает  имитировать поведение

                           взрослых с вещами.

Взрослому необходимо усвоить привычку говорить малышу о том, что он делает. И дать ребенку возможность попробовать это сделать. Если вы подметаете, покажите ребенку кучу мусора и как вы ее убираете. Дайте маленькую щетку, чтобы он смог вам помочь – замести эту кучу на совок.

Можно дать ребенку тряпку и вместе с ним вытирать пыль, положив свои руки на руки ребенка. Попробуйте понаблюдать за игрой ребенка: будет ли он в своей игре имитировать домашние дела? Если малыш этого не делает или делает, но очень редко, покажите ребенку что – то из этих дел, привлекайте его к совместной работе. Ребенку еще понадобятся игрушечные  копии обычных домашних вещей для игры с куклой в домашнюю жизнь.

              8. Начинает самостоятельно пить                                                        

                               из чашки.

Для того, чтобы научить малыша этому навыку, необходимо, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держит взрослый.  Возьмите пластмассовую чашку без ручки или стакан, достаточно узкий для того, чтобы ребенок смог обхватить его руками. Наполните чашку любимым напитком вашего малыша. Сначала надо этому навыку обучать тогда, когда, по вашему мнению, малыш должен испытывать жажду, а вы не очень заняты. Усадите ребенка на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время питья комфорт. Необходимо помнить, что напиток  для  ребенка сам по себе должен стать достаточным  вознагра-

ждением, разумеется, наряду с похвалой.

На протяжение всего действия взрослому необходимо стоять за спиной ребенка. Обхватите его руками  чашку, а сверху поместите свои руки.

Проделайте один за другим следующие действия:

  1. Поднесите чашку ко рту малыша.
  2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.
  3. Поставьте чашку на стол.
  4. Уберите свои и его руки. Скажите малышу: «Молодец! Ты пьешь из чашки».

Повторяйте эти действия до тех пор, пока ребенок не выпьет все  содер-

жимоечашки. Следите за тем, чтобы ваша помощь не была чрезмерной и чтобы ребенок тоже принимал участие в работе.

  1. Направьте руки ребенка к чашке в тот момент, когда чашка вот – вот

должна будет оказаться на столе. Убедитесь в том, что малыш научился крепко держать чашку в руках.

  1. В этот момент уберите свои руки и позвольте малышу самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это будет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.
  2.  В следующий раз уберите свои руки после того, как вы наклоните чашку и ребенок сделает глоток.
  3.  В следующий раз уберите свои руки после того, поднесете чашку

ко рту малыша.

Самое главное – необходимо убедиться, что предыдущая зада освоена ребенком полностью. Продолжайте все меньше и меньше помогать ему,

Пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

                   9.Начинает самостоятельно

                                    мыть руки.

Перед тем как научить ребенка мыть руки, взрослые должны ему помочь усвоить навык вытирания рук. Сделайте так, чтобы  ребенку было удобно вытирать руки: возьмите большое полотенце, повесьте его, перекинув через перекладину. И, чтобы оно не упало, скрепите английской булавкой вблизи у перекладины. Убедитесь, что перекладина расположена достаточно низко для того, чтобы малыш мог легко дотянуться до полотенца. Похвалите, поощрите его. Положив свои руки на руки ребе-нка, пройдите с ним следующие шаги:

  1. Поместите одну руку ребенка на противоположную от вас часть  полотенца, то есть нижнюю часть.
  2. Вытрите ладонь его руки.
  3. Поверните кисть и вытрите тыльную часть ладони.
  4. Уберите сухую руку ребенка за полотенце.
  5. Вытрите ладонь другой руки.
  6. Переверните ее и вытрите тыльную сторону кисти. Скажите: «Молодец! Ты вытер руки!» Поощрите его.

 Во время умывания малыша ,нужно продолжить  обучение. Необходимо к раковине подставить табурет, чтобы ребенок свободно дотягивался до воды и мыла, размер мыла должен соответствовать размеру  ладони малыша, так как иначе ему будет трудно удержать мыло. Для того, чтобы

мыло не падало на пол, воспользуйтесь мыльницей, мокрой тряпкой или

мокрым бумажным полотенцем. Перед началом обучения отрегулируйте температуру воды. Встаньте позади ребенка, и, взяв своими руками руки малыша, проделайте следующие действия.

  1. Включите воду.
  2. Подставьте обе руки ребенка под воду и скажите: « Вымой руки!»
  3. Помогите ему взять мыло одной рукой или двумя в зависимости от того, как ему удобнее.
  4. Потрите мыло между его ладонями. Лучше всего это может быть сделано, если сначала попросите его одной рукой держать мыло, а другую потереть о него. Потом поменять.
  5. Снова положить мыло в мыльницу.
  6. Потрите тыльную сторону одной ладони ребенка о другую, мыльную ладонь.
  7. То же самое сделайте с тыльной стороной другой ладони.
  8. Подставьте под воду обе руки и начните ополаскивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена. Скажите малышу: «Молодец! Ты вымыл руки! Теперь давай закроем кран.»

  Помогите выключить воду. Когда ваш малыш научиться мыть руки с вашей помощью, начните шаг за шагом учить его делать это самостоятельно.

                    10. Начинает снимать штаны

                                   самостоятельно.

Этот навык лучше начинать с коротких штанишек или трусиков на резиночке, так как их снимать легче всего. Сначала  учите ребенка снимать штанишки, когда он разут, если штанишки застегиваются на пуговицы, кнопки или молнию, расстегните их сами. Пусть малыш сначала будет стоять, так как штаны спускать легче стоя, чем сидя. Затем начинайте обучать снимать штаны ребенка сидя, на чем бы он не захотел – на полу, на кровати или на стуле. Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая малышу все меньше и меньше, до тех пор, пока он успешно не справится без помощи взрослого, затем переходите к следующему шагу.

  1. Когда ваш  малыш стоит, спустите его штаны до лодыжек. Попросите

его сесть и снимите одну штанину. Скажите: «Сними штанишки!»

Поместите его руки на штанину и, положив свои руки на его, помогите стянуть ее со второй ноги и дать вам. Затем скажите: «Молодец! Ты снял штаны!»

  1. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до колен и поместите его руки с двух сторон на пояс штанишек большими пальцами внутрь,

скажите: «Сними  штанишки!», затем положите свои руки наего и помогите спустить до лодыжек. Побудите его сесть. Теперь он сам может снять штанишки  и дать вам. Поощрите малыша.

  1. После того как ребенок научился самостоятельно снимать штанишки,

когда они спущены до колен, начните помогать снимать ему штанишки от середины бедер, затем от бедер, и наконец, от талии. Будьте с вашим малышом терпеливыми, чаще хвалите его и поощряйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги в страну знаний

Как помочь ребенку в первые дни посещения детского сада-консультация для родителей....

Родительское собрание в средней группе (первое) «Путешествие в страну Знаний продолжается, или только Вперёд!»

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, уходят в прошлое и теряют свое значение из-за малой эффективности, нед...

Основная образовательная программа "Первые шаги в мир знаний"

                                         1.1. Цели и задачи реализации Программы Це...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей 2й младшей группы: «Первые шаги в страну Экономики»

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями,...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы " Первые шаги в стране МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ"

Ребята подготовительной группы полгода осваивали азы мультипликации. В течение первого полугодия происходило оборудование собственного простейшего мультстанка из старого стула, состоялось знакомство и...