"Пальчиковые игры и упражнения с ладошками" картотека
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Козлова Наталья Анатольевна

Поиграем в дождие, поиграем в часики, постираем платочки и даже простучим по себе с помощью наших ЛАДОШЕК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ПАЛЬЧИКОВЫЕ   ИГРЫ

УПРАЖНЕНИЕ   С   ЛАДОШКАМИ

«ПАЛЬЧИКИ»

Утром пальчики проснулись                                разжать кулачки

Потянулись и встряхнулись                                по тексту

Крепко-крепко обнялись

За работу принялись                                        «закатываем рукава»

Налепили куличей                                        лепят

Стали звать к себе гостей                                зовут

Заиграли на рояле                                        имитируют

И весь день протанцевали                                «танцуют».

«ДОЖДИК»

дождик, дождик, приходи, тебе рады малыши:

Дож-дик                        кап-кап-кап                по ладошке пальчиком

Пти-ца                        кар-кар-кар                        ладошки как крылья

Ве-тер                        фу-фу-фу                        хлопают в ладош

Но-ги                                шлеп-шлеп-шлеп                по коленям

Де-ти                                ха-ха-ха                        сжать-разжать кулачки

МА-ма                        ах-ах-ах                        к щечкам

Ту-ча                                бах-бах-бах                        притопы

ПАЛЬЧИКОВЫЕ   ИГРЫ

«ТИКИ – ТАК»

                                                                Пальцы в кулачке

Тики – так, тики – так,

Так ходики стучат.                                        Указательные пальцы вверх и                                                                                 покачивать        

Туки – так, туки – так,

Так колеса стучат.                                        Ладошка трется о ладошку

Туки – ток, туки – ток,

Так стучит молоток.                                        Стучат кулачками

«НАША  БАБУШКА»

Наша бабушка идет

И корзиночку несет                                        по тексту

Села тихо в уголочек                                        руки на колени

Вяжет деточкам чулочек.                                Имитация вязания

Вдруг котята пробежали                                

И клубочки подобрали.                                        По тексту

Где же, где ж мои клубочки                                руки в стороны, пожать плечами.

Как же мне вязать носочки?

ПАЛЬЧИКОВЫЕ   ИГРЫ

«МЫ   ПЛАТОЧКИ   ПОСТИРАЕМ»

Мы платочки постираем

Крепко – крепко их потрем                                трут кулачками

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмем.                                        По тексту

А теперь платки погладим

Мы погладим утюжком                                        по тексту

А теперь платочки сложим

И на полку их положим.                                По тексту.

«КОТ   МУРЛЫКА»

Вот  кот Мурлыка ходит

Он всё за мышкой бродит.                                Кистями имитируют движение

Мышка, мышка, берегись,

Смотри коту не попадись.                                Грозят

А-а-а-ам!                                                        Вытягивают растопыриные                                                                         пальцы и на окончание фразы                                                                 резко сжимают пальцы в                                                                         кулачок.

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«ХЛОПАЙ,   ХЛОП»

Одно упражнение делается до тех пор, пока большинство детей не будет выполнять его правильно.

- развитии  произвольного  внимания (учить  сознательно наблюдать за действиями педагога, контролирует свои действия),

- координировать  движения, моторику рук, двигательную память.

  • 4 раза по коленям обеими руками.
  • 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши.
  • 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
  • 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (повторить)
  • 1 раз по коленям, 3 раза в ладоши.
  • 4 раза в ладоши.
  • 3 раза в ладоши, 1 раз по коленям.
  • 2 раза в ладоши, 2 раза по коленям.
  • 1 раз в ладоши, 1 раз по коленям (повторить)
  • 1 раз в ладоши, 3 раза по коленям.
  • Поочерёдно правой и левой рукой по коленям.
  • 2 раза по одному колену, 2 раза по другому.
  • 3 раза по одному колену, 1 раз по другому.

Выполнять на одном занятии можно не более четырёх комбинаций, чтобы дети не уставали.

Чтобы снять напряжение и доставить детям несколько весёлых минут, можно пошутить с ними: на последнюю четверть сделать «рожки», «носик», «ушки», «крылышки» и т. д.

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«ПОДСКАЖИ   СЛОВЕЧКО»

Я сегодня утром рано
Умывался из-под ...                                 (крана)

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ...                                         (лисица)

Уронила белка шишку,
Шишка стукнула ...                                 (зайчишку)

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему ...                                         (штанишки)

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из ...                                 (лейки)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ...                                 (машине)

Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на ...                                 (стуле)

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе ...                                         (живот)

Верещунья, белобока,
И зовут ее ...                                         (сорока)

В реке большая драка -
Поссорились два ...                                 (рака)

Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо ...                                 (речка)

Между гор издалека
Течет бурная ...                                         (река)

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ...                                         (карандаш)

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«ТЮШКИ,   ТЮТЮШКИ»

Тюшки, тютюшки, сделаем:

        Хлопушки                        хлопают

        Шлепушки                        шлепают

        Топотушки                        топают

        Щескушки                        щескают

        Бомбушки                        постукивают кулачками по груди

                                        Соединяют по два приема игры:

                                        (Четыре + три) на мелодию Польки.

«У   МЕНЯ   ЖИВЕТ   КОЗА»

У меня живет коза                        за-за   за-за-за

Погулять веду козу                        зу-зу  зу-зу-зу

Я нарвал травы козе                        зе-зе   зе-зе-зе

Стало скушно без козы                        зы-зы  зы-зы-зы

Я привел домой козу                        зу-зу  зу-зу-зу

У меня живет коза                        за-за   за-за-за

«ЗА   ОКОШКОМ»

Ой, ребята, слышите                тук-тук-тук

За окошком кто шалит?        Тук-тук-тук

Кто по стеклышку стучит?        Тук-тук-тук

Может это мышки?                Нет-нет-нет

Может ребятишки?                Нет-нет-нет

Может капельки дождя?        Да-да-да.

«ШУМИТ   ОРКЕСТР»


Кыш – кыш                                                (свободное движение рук) 
Хлоп - хлоп                                         (в ладоши) 
Шлеп - шлеп                                         (по коленям) 
Топ - топ                                                 (ноги поочередно) 

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«ОЧАРОВАННЫЙ    ЛЕС»

Коль в ворота вы пройдете,

Сразу в сказку попадете.

Здравствуй, лес, осенний лес,

Мы хотим твоих чудес:

Будем слушать  леса звуки?                        Да-да-да

Помогать нам будут руки?                        Да-да-да

Помогать нам будут ножки?                        Топ-топ-топ

А пошлепаем немножко?                        Шлеп-шлеп-шлеп

Шишки с дерева упали                                бух-бух-бух                по ковру                                                                                                 ладонями

Хрустнет ветка под ногами                        щелк-щелк-щелк

Ежик в листиках шуршит                        шик-шик-шик                ладонь о ладонь

Филин с дерева кричит                                ух-ух-ух                        руки-крылья

В свое логово идет…                                волк-волк-волк                руки-зубы

                                        

«ВОТ ТАКАЯ ПЕТРУШКА!»

Заиграла погремушка                                 хлоп-хлоп-хлоп

И затопала Валюшка                                топ-топ-топ

И заквакала лягушка                                ква-ква-ква

Ей ответила болтушка?                                Да-да-да

Застучала колотушка                                тук-тук-тук

И запела вдруг кукушка                        кук-кук-кук

Запалила громко пушка                        бах-бах-бах

И заахала старушка                                ах-ах-ах.

Замычала тут телушка                                му-му-му

Завизжала с нею хрюшка                        хрю-хрю-хрю

Зазвенела побрякушка                                бряк-бряк-бряк

Заскакала попрыгушка                                прыг-прыг-прыг.

Замычала, завизжала, зазвенела, заскакала,

Вот такая вот петрушка!                        Всё!

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче.

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.                                                                      

3/4  ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

«ВОПРОС   ОТВЕТ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном  инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«СОЛНЫШКО   И   ДОЖДИК»

Капли, капли, что поете?                                хлопают                                

Кап-кап-кап, хи-хи                                        играют на металлофоне

Спать сосулькам не даете                                хлопки

Кап-кап-кап, хи-хи                                        игра на металлофоне

Солнце в небе так хохочек,

Щечки-носики щекочек                                хлопают

Кап-кап-кап, хи-хи                                        игра на металлофоне

И апчхи!                                                        Глиссандо



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ПАЛЬЧИКОВЫЕ   ИГРЫ

УПРАЖНЕНИЕ   С   ЛАДОШКАМИ

«ПАЛЬЧИКИ»

Утром пальчики проснулись                                разжать кулачки

Потянулись и встряхнулись                                по тексту

Крепко-крепко обнялись

За работу принялись                                        «закатываем рукава»

Налепили куличей                                        лепят

Стали звать к себе гостей                                зовут

Заиграли на рояле                                        имитируют

И весь день протанцевали                                «танцуют».

«ДОЖДИК»

дождик, дождик, приходи, тебе рады малыши:

Дож-дик                        кап-кап-кап                по ладошке пальчиком

Пти-ца                        кар-кар-кар                        ладошки как крылья

Ве-тер                        фу-фу-фу                        хлопают в ладош

Но-ги                                шлеп-шлеп-шлеп                по коленям

Де-ти                                ха-ха-ха                        сжать-разжать кулачки

МА-ма                        ах-ах-ах                        к щечкам

Ту-ча                                бах-бах-бах                        притопы

ПАЛЬЧИКОВЫЕ   ИГРЫ

«ТИКИ – ТАК»

                                                                Пальцы в кулачке

Тики – так, тики – так,

Так ходики стучат.                                        Указательные пальцы вверх и                                                                                 покачивать        

Туки – так, туки – так,

Так колеса стучат.                                        Ладошка трется о ладошку

Туки – ток, туки – ток,

Так стучит молоток.                                        Стучат кулачками

«НАША  БАБУШКА»

Наша бабушка идет

И корзиночку несет                                        по тексту

Села тихо в уголочек                                        руки на колени

Вяжет деточкам чулочек.                                Имитация вязания

Вдруг котята пробежали                                

И клубочки подобрали.                                        По тексту

Где же, где ж мои клубочки                                руки в стороны, пожать плечами.

Как же мне вязать носочки?

ПАЛЬЧИКОВЫЕ   ИГРЫ

«МЫ   ПЛАТОЧКИ   ПОСТИРАЕМ»

Мы платочки постираем

Крепко – крепко их потрем                                трут кулачками

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмем.                                        По тексту

А теперь платки погладим

Мы погладим утюжком                                        по тексту

А теперь платочки сложим

И на полку их положим.                                По тексту.

«КОТ   МУРЛЫКА»

Вот  кот Мурлыка ходит

Он всё за мышкой бродит.                                Кистями имитируют движение

Мышка, мышка, берегись,

Смотри коту не попадись.                                Грозят

А-а-а-ам!                                                        Вытягивают растопыриные                                                                         пальцы и на окончание фразы                                                                 резко сжимают пальцы в                                                                         кулачок.

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«ХЛОПАЙ,   ХЛОП»

Одно упражнение делается до тех пор, пока большинство детей не будет выполнять его правильно.

- развитии  произвольного  внимания (учить  сознательно наблюдать за действиями педагога, контролирует свои действия),

- координировать  движения, моторику рук, двигательную память.

  • 4 раза по коленям обеими руками.
  • 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши.
  • 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
  • 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (повторить)
  • 1 раз по коленям, 3 раза в ладоши.
  • 4 раза в ладоши.
  • 3 раза в ладоши, 1 раз по коленям.
  • 2 раза в ладоши, 2 раза по коленям.
  • 1 раз в ладоши, 1 раз по коленям (повторить)
  • 1 раз в ладоши, 3 раза по коленям.
  • Поочерёдно правой и левой рукой по коленям.
  • 2 раза по одному колену, 2 раза по другому.
  • 3 раза по одному колену, 1 раз по другому.

Выполнять на одном занятии можно не более четырёх комбинаций, чтобы дети не уставали.

Чтобы снять напряжение и доставить детям несколько весёлых минут, можно пошутить с ними: на последнюю четверть сделать «рожки», «носик», «ушки», «крылышки» и т. д.

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«ПОДСКАЖИ   СЛОВЕЧКО»

Я сегодня утром рано
Умывался из-под ...                                 (крана)

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ...                                         (лисица)

Уронила белка шишку,
Шишка стукнула ...                                 (зайчишку)

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему ...                                         (штанишки)

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из ...                                 (лейки)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ...                                 (машине)

Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на ...                                 (стуле)

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе ...                                         (живот)

Верещунья, белобока,
И зовут ее ...                                         (сорока)

В реке большая драка -
Поссорились два ...                                 (рака)

Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо ...                                 (речка)

Между гор издалека
Течет бурная ...                                         (река)

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ...                                         (карандаш)

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«ТЮШКИ,   ТЮТЮШКИ»

Тюшки, тютюшки, сделаем:

        Хлопушки                        хлопают

        Шлепушки                        шлепают

        Топотушки                        топают

        Щескушки                        щескают

        Бомбушки                        постукивают кулачками по груди

                                        Соединяют по два приема игры:

                                        (Четыре + три) на мелодию Польки.

«У   МЕНЯ   ЖИВЕТ   КОЗА»

У меня живет коза                        за-за   за-за-за

Погулять веду козу                        зу-зу  зу-зу-зу

Я нарвал травы козе                        зе-зе   зе-зе-зе

Стало скушно без козы                        зы-зы  зы-зы-зы

Я привел домой козу                        зу-зу  зу-зу-зу

У меня живет коза                        за-за   за-за-за

«ЗА   ОКОШКОМ»

Ой, ребята, слышите                тук-тук-тук

За окошком кто шалит?        Тук-тук-тук

Кто по стеклышку стучит?        Тук-тук-тук

Может это мышки?                Нет-нет-нет

Может ребятишки?                Нет-нет-нет

Может капельки дождя?        Да-да-да.

«ШУМИТ   ОРКЕСТР»


Кыш – кыш                                                (свободное движение рук) 
Хлоп - хлоп                                         (в ладоши) 
Шлеп - шлеп                                         (по коленям) 
Топ - топ                                                 (ноги поочередно) 

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«ОЧАРОВАННЫЙ    ЛЕС»

Коль в ворота вы пройдете,

Сразу в сказку попадете.

Здравствуй, лес, осенний лес,

Мы хотим твоих чудес:

Будем слушать  леса звуки?                        Да-да-да

Помогать нам будут руки?                        Да-да-да

Помогать нам будут ножки?                        Топ-топ-топ

А пошлепаем немножко?                        Шлеп-шлеп-шлеп

Шишки с дерева упали                                бух-бух-бух                по ковру                                                                                                 ладонями

Хрустнет ветка под ногами                        щелк-щелк-щелк

Ежик в листиках шуршит                        шик-шик-шик                ладонь о ладонь

Филин с дерева кричит                                ух-ух-ух                        руки-крылья

В свое логово идет…                                волк-волк-волк                руки-зубы

                                        

«ВОТ ТАКАЯ ПЕТРУШКА!»

Заиграла погремушка                                 хлоп-хлоп-хлоп

И затопала Валюшка                                топ-топ-топ

И заквакала лягушка                                ква-ква-ква

Ей ответила болтушка?                                Да-да-да

Застучала колотушка                                тук-тук-тук

И запела вдруг кукушка                        кук-кук-кук

Запалила громко пушка                        бах-бах-бах

И заахала старушка                                ах-ах-ах.

Замычала тут телушка                                му-му-му

Завизжала с нею хрюшка                        хрю-хрю-хрю

Зазвенела побрякушка                                бряк-бряк-бряк

Заскакала попрыгушка                                прыг-прыг-прыг.

Замычала, завизжала, зазвенела, заскакала,

Вот такая вот петрушка!                        Всё!

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче.

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.                                                                      

3/4  ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

«ВОПРОС   ОТВЕТ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном  инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

РИТМИЧЕСКОЕ   ОСВОЕНИЕ   СЛОВ

«СОЛНЫШКО   И   ДОЖДИК»

Капли, капли, что поете?                                хлопают                                

Кап-кап-кап, хи-хи                                        играют на металлофоне

Спать сосулькам не даете                                хлопки

Кап-кап-кап, хи-хи                                        игра на металлофоне

Солнце в небе так хохочек,

Щечки-носики щекочек                                хлопают

Кап-кап-кап, хи-хи                                        игра на металлофоне

И апчхи!                                                        Глиссандо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторские пальчиковые игры и упражнения в коррекции фонематических компонентов речи у старших дошкольников"

Данный вид авторских пальчиковых игр и упражнений заинтересовывает детей, побуждает их проявлять такие качества как: самостоятельность, активность, упорство, творчество. Благодаря этим играм и у...

доклад на тему: "пальчиковые игры и упражнения-как средство развития речи"

наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи детей.дети с плохо развитой ручной моторикой не могут держать ложку, застёгивать пуговицы,шнуровать и т.д...

Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами

Здесь представлены эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Но это не совсем обычный массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – кар...

Пальчиковые игры и упражнения по развитию мелкой моторики.

Пальчиковые игры - "учение и развлечение". Они не только увлекательны, но и очень полезны: помогают развивать мелкую моторику - точность и ловкость движений, а также способствуют развитию памяти и вни...

Конспект развлечения «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий (пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное музицирование К.Орф, танец с ложками, с бубнами,сказка про капусту,Иннов

Конспект развлечения  «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий(пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное му...