Комплексный подход в развитии речевой коммуникации у детей с тяжёлым поражением зрительных функций.
статья на тему

Комплексный подход в развитии речевой коммуникации у детей с тяжёлым поражением зрительных функций.

 

учитель-логопеад Т.С. Егорова

Роль зрения в жизнедеятельности человека крайне значительна. В процессе физиологического развития, человек формируется как “существо оптическое” (С.Л. Рубинштейн). Что обусловлено значимым для существования жизни на Земле, а также рядом факторов, которые выделяют человека из животного мира.

Зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. В связи с этим, исключительные знания особенностей, значений и характеристик нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях. Разумеется, зрение не является единственной важной структурной единицей чувственного познания, правильно отражающей окружающий мир, однако, как писал С.Л. Рубинштейн, “зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее отдифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия - наиболее “опредмеченные”, объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия”. (С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии. - М., 1989. С. 227.) [1]

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексный подход в развитии речевой коммуникации у детей с тяжёлым поражением зрительных функций.

Т.С. Егорова

Роль зрения в жизнедеятельности человека крайне значительна. В процессе физиологического развития, человек формируется как “существо оптическое” (С.Л. Рубинштейн). Что обусловлено значимым для существования жизни на Земле, а также рядом факторов, которые выделяют человека из животного мира.

Зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. В связи с этим, исключительные знания особенностей, значений и характеристик нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях. Разумеется, зрение не является единственной важной структурной единицей чувственного познания, правильно отражающей окружающий мир, однако, как писал С.Л. Рубинштейн, “зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее отдифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия - наиболее “опредмеченные”, объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия”. (С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии. - М., 1989. С. 227.) [1]

Понятие «дети с тяжелым поражением зрительных функций» трактуется рядом авторов (В.М. Акимушкин, В. А. Глебов, А. Г. Литвак, И.С. Моргулис, М. Н. Наумов, Ю. И. Петров, В. С. Сверлов, А. П.Садчиков, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др.). В современной педагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых («blind») и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих («low vision»). Нарушения зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Основной контингент детских садов специального назначения составляют дети с амблиопией и косоглазием. Нередки и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизм. [3]

У преобладающего большинства детей с тяжёлым поражением зрительных функций, указанные нарушение - врожденные. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий центральной нервной системы, обусловленных травмами мозга, антенатальной интоксикацией, последствиями перенесенных органических заболеваний центральной нервной системы. Характерной особенностью детей со зрительной неполноценностью являются - вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. [1]

Проблеме индивидуализации, дифференциации и комплексного процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А.Кирсанова, Г.Ф.Суворовой, С.Д.Шевченко и других авторов. Индивидуализация и комплексность обучения является одним из основных принципов в организации учебно-воспитательного процесса в любом типе образовательного учреждения (Ю.К.Бабанский, М.И. Кондаков). Однако полноценные результаты обучения могут быть получены только на основании индивидуального обращения к личности детей, гуманистического по своей сути. Такие способы комплексной коммуникации разрабатывались как зарубежными (X.Джинотта, Я.Корчак, А.Маслоу, У.Перки), так и отечественными (В.А.Сухомлинский, Л.А.Петровская, А.С.Спиваковская) психологами и педагогами.

Отечественные психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и ряд зарубежных авторов X.Джинотта, Я.Корчак, А.Маслоу, У.Перки подчеркивают, необходимость обогащения детей знаниями и опытом, а также развивать их психические процессы и функции. Применительно к детям со зрительной недостаточностью указание на необходимость целенаправленного умственного и физического развития, начатого с самого раннего возраста, приобретает особое значение.

Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны Л.С.Выготским, Т.А.Власовой, М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагиным, Л.Г.Литваком, В.И.Лубовским, И.С.Моргулисом, Л.И.Солнцевой, Л.И.Плаксиной. [4]

Нарушения развития речевой коммуникации у детей с поражением зрительных функций встречаются значительно чаще, чем у детей с нормальным зрением. В совокупности с поражением зрительных функций это является причиной неподготовленности детей к дальнейшему обучению грамоте в последствии чего может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам. Работа логопеда с детьми имеющий поражения зрительных функций, включает в себя групповые и индивидуальные занятия, логопедизацию учебного процесса и режимных моментов, методическую и пропагандистскую работу с учителями, воспитателями и родителями детей. Все это должно способствовать формированию у детей фонетически и грамматически правильной речи, оказывать помощь в обучении грамоте, повышении качества чтения, письма, развития речевой коммуникации в целом. [3]

Важным моментом в организации логопедической работы непосредственно является само выявление детей с проблемами развития речевой коммуникации. Уже в начале работы с ребенком логопед устанавливает связь с воспитателями, учителями и родителями, так как важным направлением работы является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса, способствующая активизации коррекции и развития речи детей. [4]

Таким образом, нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей с тяжёлым поражением зрительных функций. В дефектологии уже сложилось учение о первичном дефекте и вторичных отклонениях у детей с нарушением в развитии (Л.С.Выготский). Отсюда следует, что речь ребенка имеющего поражения зрительных функций фактически не отличается от речи нормально видящего, так как имеет ту же семантическую и смысловую основу. Благодаря этим знаниям можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода в развитии речевой коммуникации у детей с тяжёлым поражением зрительных функций.

Список литературы.

  1. Болдинова О.Г. Педагогические условия социализации детей с нарушениями зрения в условия дошкольного образовательного учреждения // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. // Научно-педагогический журнал. – 2008. - №9.
  2. Волковой Л.С.., Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред., С.Н. Шаховской.  - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.- СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
  4. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд.  Речевая патолог...

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Сам...

Практикум для молодых специалистов Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей «Методика выполнения дифференцированной артикуляционной гимнастики»

Дифференцированная артикуляционная гимнастика направлена на развитие определенной группы недостаточно или неправильно работающих мышц, а также их целостный двигательный комплекс. Это гимнастика создае...

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частич...

Роль комплексного подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: в данной статье комплексный подход рассматривается как эффективный метод профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

"Комплексный подход к развитию моторно - двигательных навыков детей со зрительной патологией"

В статье рассказывается о методах и работе по развитию мелкой моторики детей....