Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством И.Данилова как средство расширение знаний о родном крае.
материал на тему

Бурцева Саина Андреевна

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Якутии – это средство образования в их создании знаний об окружающем мире, об окружающих людях. Эти знания необходимы для формирования миропонимания , отсуствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий, также этноцентризма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_kray.docx45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством И.Данилова как средство расширение знаний о родном крае.

                                                               Выполнила:

                                                               Бурцева Саина Андреевна

                                          Арылах.

Оглавление

                                                               

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. Теоритические основы формирование знаний о родном крае у детей дошкольного возраста

  1. Формирование знаний о родном крае у детей дошкольного возраста………………………………………………… 5
  2. Произведение И.Данилова как источник знаний о родном крае……………………………………………………... 8
  3. Методика формирование знаний о родном крае посредством ознакомление с художественной литературой……………………………………………. 10

ГЛАВА 2. Произведение И.Данилова в процессе формирования знаний о родном крае

  1. Особенности ознакомления с произведениями И.Данилова…………………………………………….. 15
  2. Перспективные планирование ознакомление детей с произведением И.Данилова…………………………..  17
  3. Диагностика уровня знаний детей о произведениях И.Данилова…………………………………………… .  21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………  23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………. 24

3

Введение

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представление об окружающем мире, формируются умение устанавивать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять поученные знания в доступной практической деятельности.

Окружающий мир многообразен. Это и семья, детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которым ребенок общается, мир предметов действительности.

Ознакомление с культурой народов на ранней, дошкольной ступени является надежным способом формирование интеллекта ребенка, развития его способностей, осознания собственного «я», активным средством социального воздействия, с помощью которого малыш овладевает необходимые для него обшественным опытом. В этот период интенсивно формируются познавательные способности детей, быстро и легко запоминаются различия и схожесть. Ознакомление с культурой народов позволяет подготовить ребенка к доброжелательному восприятию «чужой» культуры как близкой и понятной ему, влиять на формирование процессе постепенной идентификации своей и другой культуры, развивается в ребенке любопытство и любознательность как основу познавательной активности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Якутии – это средство образования в их создании знаний об окружающем мире, об окружающих людях. Эти знания необходимы для формирования миропонимания , отсуствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий, также этноцентризма.

Без ознакомление с окружающим миром нельзя решать задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста – умственного, эстетического, нравственного, физического, экологического, экономического.

Первые представление о родной стране, которое получает ребенок в детском саду, должны включать в себе сведения о природе , той местности, того края, где он живет, о разнообразной

4

природе, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны. Однако не всякие сведение такого характера в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств.

Знания о родной стране дети получают в основном на занятиях, которую можно условно разделить следующим образом:

 - занятия, имеющие целью дать детям конкретные представление о родной стране на основе непосредственного восприятия или опосредования.

 - занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей.

 - занятия, во время котором дети испоьзуют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям обшественной жизни.

Воспитатель должен организовать сообщение детям знаний о родном крае и родной страны, чтобы вызвать у них познавательную активность, развивать юбознательность. Набюдение окружающей жизни и усвоение знаний  способствуют развитию образного и логического мышления ребенка.

Следует воспитывать у детей и бережное отношение к обшественному добру, к природе родного края. Специальные беседы с детьми, чтение художественных литератур, включение ребят в практическую деятельность помогут им осознать необходимость бережно относиться к результатом человеческого труда, к природным богатством страны.

Детей дошкоьного возраста надо знакомить с произведениями И.Данилова , как источник знаний о родном крае.

Цель: раскрыть, изучить роль произвдений И.Данилова в формировании знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Изучение и анализ литературы по проблемам

5

1.1 Формирование знаний о родном крае у детей дошкольного возраста

Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства, и прежде всего с привития любви к родному краю. Любовь к Родине включае: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради нее самопожертвованию; верность Родине, гордость за социальные и культурные достижения своей страны. Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, селу, к окружающим людям, природе. Любая область, город, село имеют свои неповторимые черты. Неповторимо в каждом крае народные творчество. Каждый край и меет свои достопримечательности.

Родной край – часть нашей великой страны ,  и в нем наряду со спецевическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Однако в педагогике все еще не решен до конца вопрос о содержании воспитания патриотизма к детям дошкольного возроста, иеханизме и путях формирования его на разных возрастных этапах.

С.А.Козлова, характеризуя состояние нравственного воспитания дошкольников в современном мире, отмечает, что  в самые последние годы наука стала возвращаться к проблеме восстание патриотизма, любви к Родине, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (С.А.Козлова), краеведения как средства патроитического воспитания (Л.А.Кондрыкинская) и некоторые другие. Изменились ведущие методические подходы к данной проблеме. Появляются новый взгляд на «старые» проблемы. Если в преждние годы воспитания любви к родине рассматривалось через призму воспитания отношения к ценностям государства, обшественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеим К.Д.Ушинского – народность, приобщение к национальному как базе патриотического воспитания.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с дества? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек споминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостью о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, предствавление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, чрезвычайно важно для воспитания нравсвенных и патриотических чувств и активную позицию в этом процессе должны занять педагоги.

6

Замечательно и неповторимо народные творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев прославились искусством лаковой миниатюры, село Богородкое радует малышей деревянными игрушками.

Каждый край знаменит еще и тем, что здесь жили люди, которые стали известны всей стране, и даже всему миру.

Дошкольники должны иметь представление и о героях гражданской и Великой отечественной войне,  защищавщих их родной край.

В родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д.

Методика ознакомление детей с родным городом и воспитание любви к нему разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е наблюдения, прогулки, экскурсии, и демонстрация  иллюстративного метериала, и широкое использования художественных произведений, и беседы во время прогулок, и рассказы воспитателя об истории города и его людях.

В средней группе детям еще трудно представить себе город, потомучто их жизнь в основном ограничиваются тем микрорайонам, где они живут. Поэтому проводя, целевые прогулки, воспитатель прежде всего знакомит детей с близлежащими улицами. Он обращает внимание детей на то, что улиц много, каждая имеет свое название, у каждого дома есть свой номер.

В средней группе уже можно провести несколько занятий по знакомству с достопримечатеьностями родного города. Основная задача этих занятий – показать красату родного города и вызвать восхищение детей.

Цель занятий: познакомить детей с родным краем посредством произведений И.Данилова, как метод источник знаний о родном крае. Вызвать у детей интерес, любовь к родине, уважение к писателю.

Основная задача в работе по знакомству детей с родной страной – вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.

Основная задача ознакомление детей с произведениями

  1. Развивать умственные способности детей старшего дошкольного возраста
  2. Дать понятие родного края через произведения известного писателя И.Данилова

Методы ознакомление детей с произведениями

  1. Показ картин
  2. Рассказ воспитателя
  3. Беседа

Эффэктивному усвоению дошкольниками знаний о своей стране способствует тематическое планирование родном крае, тей местности, где они живут, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также, что чрезвычайно важно, способствует воспитанию чувств. Все предлагаемые в данной книге темы связаны между собой логически и вместе представляют целостный рассказ о стране.

Воспитатель составляет примерную программу знаний по каждому указанному в программе аспекту ознакомления с явлениями обшественной жизни.

Наиболее целесообразно планировать познавательный материал по темам, которые соответствуют основным частям программы. Темы могут быть различны по объему и по длительности изучения. Тематическое планирование позваляет намболее эффективно организовать процесс

усвоение детьми знаний о своей стране, родном крае, помогать устанавливать взаимосвязь событий.

Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитание начал патроитических чувств.

Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственное наблюдение в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышление ребенка.

В процессе работы по патроитическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетияеского воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, что нельзя непоследственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакома; оно развивает и воспитывает чувства.

Основной мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности. Воспринимается им как единственное в своем роде, как единичное. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действию, то и познаю.

Познавательная сфера ребенка 3-4 лет активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях и событиях ближайщего непосредственного окружения. Дети смотрят на предмет как бы с разных сторон; их интересуют внешние и внутренние характеристики. Они начинают устанавливать первые связи и зависимости осознавать роль и значение предмета в жизни человека.

Впечатление о родной природе, полученные в детстве, часто запоминаются на всю жизнь. Они пробуждают у детей первое чувство любви к своему родному краю, которое позднее становиться более осознанным и глубоким – любовью к Родине. Поэтому приобщение ребенка к окружающей сфере, обогащение его представлений и понятий на основе чувственного опыта – одна из важных задач дошкольного учреждения.

Для того, чтобы чувственный опыт детей стал материалом для мышления, необходимо целенаправленное руководство воспитателя их набюдениями и восприятиями. Одновременно с восприятием наблюдаемых предметов и объектов природы, дети усваивают новые слова, обогощают свой словарь. Вот почему так важно знакомить детей дошкольного возраста с пребметами и явлениями природы в естественных условиях и в плане сезона.

Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству,

гордости за людей, трудами и талантами, которых славна Россия, чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.

Таким образом у детей складывается предсавление о России как о стране большой и красивой, о талантливом русском народе. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой город.

1.2 Произведение И.Данилова как источник знаний о родном крае

В послевоенные годы советские писатели, на которых был остро поставлен вопрос о необходимости оказывать детской литературе постоянное внимание и по-хозяйски заботиться об ее неуклонном развитии, значительно оживилась деятельность авторов, пищущих для детей не только на русском языке, но и якутском языке.

Известный детский писатель Иван Кононович Данилов родился в Хаданском наслеге Сунтарского района, в 1939 году окончил Якутский государственный учительский институт и до 1953 г. работал учителем на родине, в 1955 г. окончил Якутский пединститут и продолжал работу учителем. Творческий путь Ивана Данилова начался с собирания и освоения родного фольклора.

Первым опытом в этом жанре явилась книга «Сунтар» (1950) – коллективный труд учащихся школ Сунтарского района, составленный по инициативе и под руководством И.Данилова.

Материал книги богат, разнообразен по содержанию и форме. Здесь и дневниковые записи, и стихи ребят, и записи устных рассказов участников Великой Отечественной войны о героях-сунтарцах, записанные ребятами, и

исторические экскурсы в прошлое своего района для сравнения прошлого и настоящего, и эмоциональные рассказы ребят о своих наблюдениях за окружающим.

Детская непосредственность, искреннее увлечение своим делом, жизнерадостность и любознательность – все это наполняет книгу сунтарских школьников. Она написана сочным народным языком и является, безусловно, одним из достижений в развитии якутской детской литературы.

В 1953 г. И.Данилов издал еще одну книгу – «Юные исследователи родного края», где он сумел взглянуть на окружающий его близкий мир

глазами не только пытливого исследователя, но и незаурядного художника. В них автор, наряду с описанием конкретных фактов и событий, обильно использует воспоминания, исторические предания, легенды, поговорки, пословицы и загадки.

Страница за страницей раскрывается перед читателем увлекательная повесть о том, как много можно узнать, увидеть, разведать, открыть в своих родных краях, если внимательно и зорко смотреть, уметь читать книгу природы и организовать путешествия, походы. Автор хорошо показал, как важно не только хотеть все знать, но уметь добиваться этого, уметь готовиться к походу, проывить себя выдержанными, ловкими, умелыми, выносливыми, а главное – хорошими товарищами, на которых можно положиться при любых обсоятельствах.

Живой уголок, в котором юные натуралисты ведут наблюдения над своими питомцами, описание похода по родному краю с целью изучения его богатств, культуры, истории, этнографии, флоры и фауны, собирание фольклора – десятки интереснейших дел и приключений сунтарских ребят живо и подробно описаны в книге. Много полезного, практически необходимого узнают из нее юные читатели.

Такой же краеведческий уклон имеет и третья книга очерков И.Данилова «Песнь о Якутии». В ней повествуется о прошлом, настоящем и будущем родного края, его неиссякаемых природных богатствах, о замечательных людях Якутии, их труде.

В произведением научно-художественного жанра можно отнести и некоторые рассказы и очерки И.Данилова, вошедшие в его сборник «Приручение солнца».

В 1961 г. вышел сборник сказок «Светлый камень», привлекший внимание читателей и критики. Для его сказок харакерны богатая и красочная фантастика, разнообразия и обилие реалистических бытовых деталей, четкая социальная характеристика персонажей.

«Тропой отркытий» написана для детей среднего и старшего школьного возраста. В книге рассказывается о том, как ребята приобщаются к природе, к истории Якутии, как они идут тропой открытий, которая приносит им много знаний и радостей. Они поставили перед собой заманчивую цель: открывать красоту мира, закалить свое тело, обогатить

душу новыми знаниями. Поставленную цель ребята достигли во время похода. Дети путешествуют по родному краю, они узнают все более интереснее о своей родине. Повесть составлен из нескольких рассказов. Ребят манили красота и богатство родного края. Живое общение с природой и людми обогощает внутренний мир человека новыми чувствами и впечатлениями. Любовь к своей родине ребята доказали этими путешествиями. Вот поэтому книга называется «Тропой открытий».

«Сказ о Якутии» написана для детей среднего и старшего школьного возраста. Красатой и сиянием самоцветов можно любоваться бесконечно. И

каждый кристалл так хорош сам по себе, что, кажется, красивей и быть невозможно. Но вот художник выкладывает их самоцветов мозаику. И возникает другая красота, новая сияние, новый образ. Эта книга состоит из отдельных рассказов. Каждый из них высвечивает одну из граней жизни якутского народа. Собранные вместе, как мозаика из самоцветов, они составляют единую повесть о Якутии, о ее прошлом, настоящем и будущум. Это мозаика даст вам почувствовать сказачную красату и богатство северной природы, трудолюбие и талант, мужество и благодарство якутского народа.

Большое значение для развития умственных способностей детей имеют набюдения за различными явлениями природы. Но дошкольники сами не умеют много подмечать в природе. Наша задача – вызвать у них интерес к природе, дать им правильные представления о ее явлениях.

Надо вызвать у детей интерес к окружающей природе, научить их замечать происходящие в ней изменения.

При ознакомления детей с природой необходимо формировать у них начала материаистическое миропонимания.

Надо стараться поощрать интерес детей к природным явлениям, вниматеьно выслушивать вопросы детей, вместе искать правильные ответы на них.

В процессе ознакомления дошкольников с природой, надо воспитывать у них доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес к окружающей природе, что очень важно для последующего обучения их к школе.

1.3 Методика формирование знаний о родном крае посредством ознакомления с художественной литературой

Большую роль в воспитании у детей любви к родному краю играет национальная художественная литература. В них расскрывается красота окружающего мира, духовное богатство людей. Дети юбят лирические стихи.

При использовании художественной литературы в образовательном процессе надо прежде всего иметь в виду самоценное значение произведений для развития и образования детей. Смысловой фон, окрашивающий другие формы совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

 Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогощая представление детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное масто. Приобщение книге – одна из основных задач художественно-

эстетического воспитания дошкольника. В результате приобщение к книге благораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум книга помогает овладеть речью-ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С.Я.Маршака – это формирования будущего большого «талантливого читателя» культурно образованного человека.

Задача и содержание ознакомление детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

                  Задачи:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
  • Формировать первоначальное представления об особенностях художественной литературы;
  • Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать

     музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность         рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

                   Правила выбора детских произведений:

  • Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории
  • Его принадлежность к длительному искусству
  • Художественных иллюстраций и их соответствия содержанию литературного произвеления

«Уметь читать, - писал Сухомлинский, - это значить быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тшательным оттенкам… Чтение это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Ребенок должен чувствовать удовлетворение и наслаждение от выразительного чтения.

Любовь к книге начинается, когда мама или бабушка рассказывает сказку, рассматривает вместа с ребенком иллюстрации.

Работа с книгой несет на себя печать общих негативных тенденций, свойственных дошкольной педагогике в настоящий момент.

Есть 3 момента, которые значительно снижают развивающе-образовательный потенциал художественных литератур в детском саду:

  1. регламентированный набор художественных текстов единый для всех
  2. регламентированные обучающие занятия по «ознакомлению с художественной литературой»
  3. изолированность програмного чтения от других форм образовательного процесса

Функции художественной литературы в развитиии детей столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно из можно разделить на познавательно-нравственную и эстетическую.

К познавательно-нравственной функции можно отнести развитие и актевизацию воображения, образовательного мышления; расширение представлений о мире, освоение таких средств восприятия мира, как временые и причинно-следственные связи событий; освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах; формирование эмоционально-целостных установок по отношению к разным аспектам действительности в сцепте с представлениями о них.

К эстетической функции относится приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошой разговорной речи, ориентация ребенка на собствееное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний.

В работе с книгой перед воспитателем стоят следующие задачи:

  • Подбирать художественные тексты, изходя из их развивающего потанциала и в соответствии с особенностями детей группы с тем, чтобы дети увидели в книге источник удовлетворения

     своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова.

  • Обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и принужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей  привычку к сосредоточенному слушанию книги.
  • Обращаться к художественным текстам при развертывании других форм совместной деятельности взрослого с детьми, используя тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, игры, проводя аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями, и собственной деятельности детей.

Важно, чтобы чтение не стало  принудительным занятием; книга должно развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.

         Методические требования:

  • Чтение художественной литературы должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы
  • Время для чтения должно быть определено в распорыдке дня. Ст/гр 15-20 мин.  Под/гр 20-25 мин.
  • Чтение должно проходить в непринужденном обстановке
  • Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания
  • Воспитатель сам выбирает подходящие для детей художественную литературу
  • Большие художественные произведение следует читать детям несколько дней подряд
  • В период чтение между двух больших художественных текстов используется короткие произведения
  • Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтение
  • В каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка

В подготовке произведения к выразительному чтению можно наметить  следующие этапы:

1. Анализ произведения

2. Определение задачи чтения

3. Разметка текста: деление на части, определение задачи чтения каждой из них, обозначение логических ударений, пауз, темпа, силы и высоты голоса.

4. Тренировочное чтение. При подготовке к чтению желательно предварительно прослушать грам-запис этого произведения в исполнении мастеров художественного слова.

Произведения читаемые детям старшего дошкольного возраста, как правило, сюжетны. Знания сюжета – системы событий, составляющих содержание, необходимо при подготовки к выразительному чтению.

Если произведение состоит из нескольких эпизодов, то при подготовке к выразительному чтению его следует разделить на части.

Анализируя каждую часть, следует определить его главную мысль, рассмотреть поведение действующих лиц, окружающую их обстановку, озоглавить каждую часть и наметить задачу чтения.

Рассказывание и чтнение содействуют нравственному воспитанию ребенка, развитию любви к родине – все это не путем рассуждений, а путем живых примеров, которые эмоционально захватывают ребенка. Рассказывание и чтение расширяют умственные горизонты ребенка.

Рассказывание развивает воображение детей, способность представлять себе, видеть «умственным взором». Хороший рассказ привлекает ребенка к книге, пробуждает интерес к ней, развивает любовь и интерес к литературе.

Во время рассказывания и чтения слух у детей создается общее настроение. Чтение и рассказывания сказывает большое влияние на развитие языка ребенка: увеличив запас слов, проявляется желание пересказать

прослушанное, рассказать эпизод из собственной жизни, поделиться впечатлениями.

Художественные тексты предоставляют много поводов и для интересной продуктивной деятельности. Это прежде всего отображение в рисунке драматических коллизий, происходящих с персонажами.

Принцип использование художественных произведений как смыслового фона и подсказки может быть применен и к развитию детской речи: место скучного многократного пересказа или составления одного и того же рассказа по картинкам на обучающих занятиях – словесное творчество детей.

Во-первых , полезным и увлекательным является инициированное взрослым воспроизведения и продолжение словесного эксперементирование персонажей.

Во-вторых, через художественные тексты можно открывать детям возможности творческого построения повествовательных последовательностей, развивать сюжетосложение как элемент словестного и игрового творчество.

Каждый месяц дети знакомятсяс новой сказкой и одним-двумя рассказами, заучивают стихотворение.

Ознакомление детей с небольшими по объему произведениями проходит как часть занятий. В остальных случаях новому художественному произведению посвещается все занятие целиком. Более того, перед чтением, рассказыванием должна быть проведена обязательная подготовительная работа.

После того как дети прослушают, произведение желательно провести беседу по ее содержанию. Поскольку програмные произведения значительны по объему, а возможности прочесть их вторично с целью более подробного анализа нет, разбор их должен быть целесообразным: минимум вопросов. Обеспечивающих понимание идеи произведения, его юмора, подчеркивающих своеобразия языка.

Во время чтения произведения воспитателю следует выделять, оттенять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием детской  речи, ноебходимо предостамить ребенку возможность произнести, проговорить их, что и предусмотрено методикой занятий.

После чтение дети обычно находятся под сиьным впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы почитали еще. За неимением достаточного количества времени воспитатель вынужден ограничиваться выборочным чтением.

2.1 Особенности ознакомления с произведениями И.Данилова

2.2 Перспективные планирование ознакомление детей с произведениями И.Данилова

Как всем известно, что И.Данилов якутский писатель. Многие его произведения были переведены на русский язык. Таким образом произведение И.Данилова можно познакомить детей старшего возраста.

Прежде всего необходимо создать условия для занятия. Например в группе выделить уголок для иллюстраций, книг, картинок, портретов и т.д.

Сегодня воспитание понимается как целеноправленное созданий усовий для саморазвития, раскрытие потенциала растущего человека, ключевой идеей становится идея создания усовий для его развития.

Месяц

Тема занятий

Цель занятий

Сентябрь

1

2

Беседа о якутском известном писателе И.К.Данилова

Чтение произведения  

Знакомить детей с писателем, о его жизни, творчестве, работе и л произведениях. Вызвать у детей интерес и уважение к писателю.

Таким образом в конце дети ознакамливаются с родным краем посредством произведении известного якутского писателя И.Данилова. потомучто все его произведения написаны для родного края. Дети таким путем т.е. ознакомлением с родным краем посредством художественной литературы более осознают свой родной край. У детей развивается умственные способности, уважение к писателем и к их произведением.

2.3 Диагностика уровня знаний детей о произведениях И.Данилова

Все будущее человека постигает при помощи умственных способностей. На развитию воображения и способности оказывают влияния все виды деятельности дошкольника, и в особенности чтение художественных произведений.

В конце года у д развиваются умственные способности, воспитывается интерес к художественной литературе. Дети учатся

передавать свое отношение к содержанию, к поступкам героев. Учатся пересказывать произведение.

Анализ детей оценивается по 10-бальном системе.

На низком уровне

Дети не понимают произведение, они просто слушают его. Дети не могут пересказать произведение по частям, ответить на вопросы, дать краткую характеристику героев.

На среднем уровне

Дети понимают произведение , но не могут пересказать его по частям, отвечают на вопросы.

На высоком уровне

Дети пересказывают произведение, дают характеристику героев, отвечают на заданные вопросы и запоминают произведение.

Несомненно , воспитатель который занимаетя с детьми должен знать все.

Например: результат проверки детей к произведением И.Данилова

Фамилия и имя

Запоминание произв.

Пересказ произв.

вопросы

Характеристика героев

Общий уровень знаний детей

Таким образом умственные способности детей развивается в течение года. Дети более эмоционально воспринимают и высказывают свое мнение к произведениям.

В начале года дети не знают свой родной край. Они знают то, что видят, слышат и говорят.

К концу года, если познакомить детей с родным краем посредством художественной литературы, дети узнают более интереснее, которые никогда раньше не слышали, не видели. Они больше будут уважать и ценить свое Родину.

Заключение

Знание родного края – это как вид художественной деятельности. Она должна носить эмоциональный, творческий характер. Воспитатель должен создавать для этого все условия: он должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представление, развивать образное мышление и воображения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие личности ребенка, на творческие отражение впечатлений от окружающего мира, произведений художественной литературы.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о рдном крае, пространственного расположение предмета окружающеге мира.

Обучение родному краю невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение , обобщение, синтез.

Значение занятий заключаются в том, что процессе этих занятий у детей воспитывается уважение и любовь к Родине.

С помощью наглядных материалов воспитатель может заинтересовать детей. Поэтому во всех занятиях должен быть наглядный материал. Например: портрет писателя, рисунки из произведений.

Воспитателю следует обратить внимание на содержания произведения. Он должен анализировать, дать характеристику персонажей и героев.

Надо узнать на сколько дети усвоили эту произведению. Например, задавать вопросы, пересказывать, а еще лучше рисовать природу родного края.

Внимание педагога должно быть обращено и на содержание вопросов детей. Вопросы свидетельствуют о юбознатеьности, осведомленности детей, об уровне развития их чувств и эмоций, о том, как идет усвоение познаватеьного материала.

Интерес детей к родному краю может выражаться в желании слушать, читать книги, рисовать, рассказывать товарищам.

Таким образом в конце года дети узнают свой родной край ближе, они больше будут уважать родного края, его природу, знаменитых людеq/

24

Использованная литература

  1. Алексеева-Яшина. Методика развития речи - М., 1997. 345с.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим //Родной город – М., 2000. 6 с.
  3. Дианова Л.В. Цикл наблюдений за живой и неживой природой на прогулках в старшей группе детского сада  - Я., 2006. 3с.
  4. Писатели земли олонхо. Библиографический справочник – Я., 2000.
  5. Бизина А. Воспитание любви к родному краю // Дошкольное воспитание №5 // 1984.
  6. Боброва С. Воспитание любви к родному краю. // Дошкольное воспитание №5 //  1985.
  7. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг //Дети – о народных промыслах – М., 1993. 123с.
  8. Волкова О. Воспитание любви к родному краю. // Дошкольное воспитание № 4 // 1980.
  9. Гербова В.В. Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада // Ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой – М., 1984. 3с,27с.
  10. Гризик Т. Познаю мир .// Дошкольное воспитание №5 1999.6с.
  11. Данилов И.К. «Уйгулаана» - Я., 1995.
  12. Данилов И.К. «Сказ о Якутии» - Я., 1982.
  13. Данилов И.К. «Тропой открытий» - Я., 1984.
  14. Дмитриева В. Доошкольное воспитание №1 //Работа воспитателя над текстом для подготовки его к чтению – М., 1983.
  15. Егорова С.П. Истории дошкольной педагогики в России //К.Д.Ушинский «Родное слово» - М., 1999. 197с.
  16. Ершова А. Воспитывание любви к родному краю. // Дошкольное воспитание №8 // 1981.
  17. Захарова А.Е. Якутская детская литература // И.Данилов – Я., 1981.
  18. Зелинский К.Л. Очерк истории якутской советской литературы // И.Данилов – М., 1970.
  19. Зернова Л. Воспитание любви и уважение к книге. // Дошкольное воспитание №5 //  1982.
  20. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание №5 8 //  2001.
  21. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомление с окружающим миром // Воспитание патриотических чувств – М., 1978. 78с.
  22. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание № 9 //  2001. 98с.
  23. Козлова С.А, Жуковская Р.И, Виноградова Н.Ф. Родной край // Особенности ознакомление с родным краем – М., 1990. 3с.
  24. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольника – М., 2002.
  25. Козлова С.А. Как знакомят детей с родным краем. // Дошкольное воспитание № 9 //  1981.
  26. Кузменкова, Рысена. Воспитание будущего читателя. // Дошкоьное воспитание №4 //  2005.
  27.  Манева Л. Умственное воспитание детей в процессе ознакомление с природой. // Дошкольное воспитание № 6 //  1985. 9с.
  28. Миронова Н. Как научить ребенка любить литературу. // Дошкольное воспитание №5 //  2005.
  29. Мокрецова Н. Воспитание юбви к родному краю . // Дошкольное воспитание №11// 1984.
  30. Науменко Л. Здесь начинается Родина . // дошкольное воспитание №9 //  2005.
  31. Нечнева В.Г, Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду // Задачи, содержания и методы нравственного воспитания в детском саду – М., 1978. 7с.
  32. Протодяконов В. Писатели Якутии // И.Данилов – Я., 1972.
  33. Синявина Н. Воспитывать любовь к книге . // Дошкольное воспитание № 8 //  1989.
  34. Соболева И. Любить малую Родину. // Дошкольное воспитание №10 //   2005.
  35. Тюнников Ю, Мазниченко М. Воспитывать дошкольника как читателя и зрителя . // Дошкольное воспитание №9 // 2005.
  36. Ушакова Т.И. Знакомство дошкольников с городом Якутском // Якутск – столица Российской Федерации – Я., 2003.
  37. Фадеевская В.М. Что и как рассказывать и читать дошкольникам – М.,
  38. Шаранюк В. Ознакомление с книгой и устным народным творчеством . // Дошкольное воспитание № 3 // 1985.
  39. Ямпольская, Петров. Краткий очерк развитии якутской детской литературы (50-60гг) // И.Данилов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устного фольклера"

Консультация для педагогов детский садов и преподавателей по изобразительной деятельности " Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устног...

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания

Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно ...

«Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы воспитателя  с детьми по теме:"Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

План работы с родителями по теме: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы с родителями по теме : "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края" в отчете подробно расписаны цели и задачи на весь учебный год кото...

Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности по средствам дидактической игры.

Дидактические игры по ОБЖ помогают научить детей думать о своем здоровье, заботиться о нем, применять все полученные знания в повседневной жизни....

проект "Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством Агнии Барто"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30571143","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]проект "Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством Агнии Барто"...