Проект «Сердце семьи».
проект (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Василенко Лариса Геннадьевна

Опыт внедрения  проекта "Сердце семьи" может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям для создания проектов, решающих проблемы семейного воспитания в дошкольном возрасте, взят за основу и дополнен. Главным в организации патриотического воспитания становится организация единого воспитательно - образовательного процесса для воспитанников, которое поддерживается в дошкольном учреждении и в семье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


 «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

А. С. Макаренко

Тип проекта: Творческий.
Участники: Дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф, родители.
Продолжительность: Долгосрочный (с октября по апрель).

Актуальность:
В настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности. Цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у многих детей младшего дошкольного возраста отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, где между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном не сформированы представления о семье как ценности. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Назрела
проблема: несмотря на интерес к своей родословной, к семейным традициям и обычаям, родители не владеют методами и приёмами, необходимыми для развития у своих детей интереса к ценностям семьи. А детский сад без согласованности с родителями не в состоянии плодотворно решить данную задачу. Именно поэтому был разработан проект «Сердце семьи».
Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.
4) Создать эмоционально благополучную атмосферу, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Планируемые результаты проекта: Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание условий для обобщения материала по формированию у дошкольников семейных ценностей.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Гипотезы исследования: мы предполагаем, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:
1. Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в дошкольном учреждении.
2. Воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
3. Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществлять систематически и планомерно. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
Новизна: 
Воспитательная работа строится на создании таких педагогических условий, которые реально способствовали бы возбуждению у ребёнка внутренних противоречий: между тем, какой он есть и тем, каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.» (из программы «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» К.А Самолдина.) «Сначала нужно помочь ребёнку ощутить соприЧАСТ(Ь)ность к другим людям, и от этого испытать сЧАСТЬе. Ребёнок сначала осознаёт свою сопричастность к семье, близким, друзьям, соседям. Он строит свой индивидуальный вариант отношения к тому месту, которое называют малой родиной. Если не складывается этого чувства сопричастности к близким, ребёнок остаётся один и находится в пустоте душевных отношений. Он становится малоДУШным, равно-ДУШным. Есть перспектива стать безДУШным…. Именно для такого познания характерно, что любовь первична, а знания лишь вторичны. Это новый стратегический подход по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях детского сада.  

 Проект актуален во всех возрастных группах. С учётом возрастных особенностей разработаны планы работы для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации: 
1 этап - организационно - диагностический (октябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Анкетирование родителей; Тест для детей (старшего дошкольного возраста) «Рисунок семьи» - Тейлор К. «Психологические тесты и упражнения для детей» - книга для родителей и воспитателей.
На первом этапе разработан паспорт проекта, определили его цель и основные задачи; определены участники проекта. Разработан перспективный план по работе с детьми, составлен план взаимодействия педагогов с родителями.
2 этап – основной (ноябрь-март).
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной работе по возрождению семейных традиций.
Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, работа проведена по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проведены занятия по программе
 «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» К.А Самолдиной. С чего начинается патриотическое воспитание? С любви к матери, к дому, к родным и близким, с гордости за свою малую Родину, за место, в котором живёшь, за страну, гражданином которой являешься, за людей, деяния которых прославляют наше Отечество.» Основа патриотического воспитания - это формирование положительных чувств малыша к окружающему миру. В программе логика рождения и развития этого чувства точно определена: от малого – к большому. С родителями воспитанников организована совместная и самостоятельная деятельность по ознакомлению с семейными ценностями.
Формы работы с детьми: 
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ;  дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечения; слушание рассказов и сказок о семье; видео- просмотры.
С родителями воспитанников организованны: родительское собрание «Роль семьи в воспитании детей», выставки совместных работ детей, родителей и педагогов: «Подарок для папы», «Чудеса из солёного теста». Оформлен альбом «Моя семья». Проведены беседы и консультации по теме проекта, цель которых: объяснить актуальность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать и сделать своими союзниками
 в работе. Организованы совместное участие в конкурсах.  
Методы и приемы: 
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения.
- элементарный анализ.
- метод моделирования и конструирования.
- метод проектной деятельности.
- метод  вопросов - постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
- беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

3 этап - обобщающий (март - апрель)
Цель: Презентация проекта, в форме развлечения с детьми «Солнечные лучики». Анализ и подведение итогов работы, презентация для показа педагогам ДОУ.

Результаты: 
Внедрение проекта определило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возник интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Появилось желание рассказать о семье, показать семейные фотографии.
Обогатились педагогические знания и умения родителей, повысилась психолого-педагогическая культура родителей.
Развивались способности детей и родителей в совместной деятельности.
Появилась система занятий и совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
Рекомендации: Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям для создания проектов, решающих проблемы семейного воспитания в дошкольном возрасте, взят за основу и дополнен. Главным в организации патриотического воспитания становится организация единого воспитательно - образовательного процесса для воспитанников, которое поддерживается в дошкольном учреждении и в семье. Работа должна проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста.

Приложение 1.

  Пословицы о маме

 Маменька родимая – свеча неугасимая.

Без матушки родной и цветы не растут.

Всякой матери свое дитя.

Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

Сердце матери лучше солнца греет.

Материнская рука на ласку, что пух, мягка.

Материнская забота на дне моря спасет.

У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце.

Кто матери не слушает, тот в беду попадет.

Береги отца и мать – других не сыщешь.

Нет милее дружка, чем родима матушка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Все купишь, а отца и матери не купишь.

При солнышке светло, при матери добро.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка

Матушкин гнев – что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.

Природа-мать – начало всех начал.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.    

Приложение 2                                          

Словесные игры: «Как зовут твою маму»

Цель: Закреплять знания детей Ф.И.О. своей мамы.

Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют Ф.И.О. своей мамы («Мою маму зовут …»). Если ребенок затрудняется, то помогает воспитатель.

«Назови ласково»

Цель: Учить нежно обращаться к своей маме.

Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и произносят ласковые слова, которые они говорят своей мамочке.

«Профессия мамы»

Цель: Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.

Игровые правила: Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок называет, кем работает его мама и что она делает («Моя мама врач, она лечит людей»)

«Мамочка»

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!

Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!

Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!

Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!

Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!

                                                                                                 

                                                                                   

Приложение 3

Перспективный план в младшем дошкольном возрасте.


  Месяц Тема

НОД

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность с родителями

Консультативная информация для родителей

Ноябрь 2 неделя

Тема: «Мой дом, мое село».

Аппликация «Дом», заучивание стихотворения «Кремлёвские звёзды», конструктивная деятельность «Дома».

Беседы: «Прогулка по селу», «Почему важно знать свой адрес», «Что вы видели по дороге в детский сад?», «Моя Родина», «Какие опасности могут подстерегать дома», «Животные, которые носят свой дом с собой», «Мой детский сад».

 Чтение стихотворения В. Орловой «Здравствуй,Родина моя», М. Тахистовой «Мой дом», р. н. сказки «Как коза избушку построила».

Комплексы упражнений: «На скамеечке с друзьями», «Добеги до флажка»,

Целевая прогулка по территории детского сада, наблюдения за трудом взрослых. Игры: «Найди свой дом», «Магазин», «Кто в домике живёт?», «Поездка на автобусе», «Большие и маленькие дома». Театрализованная игра «Теремок». Трудовые поручения: смести сухие листья, подмести дорожку. Мультфильмы «Бабушкины сказки».

Анкетирование родителей. Рассказы детей по фотографиям: «Мой дом, моя семья».

«Как провести выходные дни с ребёнком».

4 неделя ноября Тема: «Я и моя семья».

Развитие речи «Семья куклы Кати», познавательное развитие «Наш семейный альбом», физкультурное «В гости к бабушке», конструирование мебели.

Беседы: «С кем ты живёшь?», «Моя семья», «Про девочек и мальчиков», «Как мы дружно живём». Чтение стихотворений « Почему один Егорка»,  С. Чёрного «Приставалка», « Если был бы я девчёнкой» Э. Успенского, фольклорной песенки «Мальчик-пальчик»; произведения К. Ушинского «Петушок с семьёй», р. н. сказок «Бычок – смоляной бочок», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Курочка – ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди». Игры «Готовим обед», «У матрёшки новоселье», пальчиковые игры. Комплекс упражнений «Дружная семья». Совместный труд: убрать игрушки, уход за комнатными растениями.

Оформление альбома «Моя семья».

«Семейные традиции.».

3 неделя февраля. Тема «Мой папа – защитник Отечества».

Аппликация «Самолёты летят», познавательное «Защитники Родины». Рисование «Флаг нашей Родины».

Беседы «Мой папа – защитник», рассматривание армейских фотографий пап, иллюстраций -военная техника, военные профессии. Слушание и разучивание песен о папе, муз.- ритмич. движения: марш, ползание построение. Упражнения с флажками. Игры: «Больница», «Полиция», «Пожарные».

Участие в выставке работ «Подарок для папы».

«Особенности воспитания детей папой и мамой».

1 неделя марта. Тема «Мамин праздник».

Лепка «Прянички для мамочки», открытое занятие «Букет для мамы», речевое развитие «Мамины помощники».

Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама», слушание муз произведений: колыбельные, о маме. разучивание песен. Просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка», Игры: «Собери бусы», «К нам гости пришли», «Поможем кукле убрать в квартире».

Участие в выставке работ «Чудеса из солёного теста».

Совместное развлечение «Солнечные лучики».

Перспективный план в старшем дошкольном возрасте.


   Месяц Тема

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность с родителями

Консультативная информация для родителей

Ноябрь.

диагностика детей

 

Анкетирование родителей  

 

1 и 2 неделя ноября
Моя семья

1. Познавательный час «Моя семья».
2. Рисование «А у нас дружная семья!».
3. Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье»

Беседа на тему: «Мои близкие», «Традиции нашей семьи».
Чтение сказок
«Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».
Рисование: «Моя семья»
Рассматривание картин:
Т. Сорокина «Семья»
Ю.Кугач «В субботу»
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»

Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй»

Собрание «Роль семьи в воспитании детей».

3 и 4 неделя ноября
Члены моей семьи

1. Познавательный час «Что я знаю о себе»
2. Познавательный час «Кто живёт со мной»

Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».
Чтение произведений:
Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».
Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери»
Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Мама, почему» Г. Виеру, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина.

Формирование фотоальбома своей семьи для класса.

Презентация «История возникновения праздника «День матери»

Декабрь. Наши имена и фамилии

1. Познавательный час «Наши имена»
2. Окружающий мир «Наши фамилии»

Творческая речевая деятельность:
Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев».
Дидактическая игра: «Придумай фамилию»

Мини - проект:    «Генеалогическое древо моей семьи».

Личные консультации «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»

Январь. Родительский дом – начало начал

1. Рисование «Мой дом»
2. Познавательный час «Береги свой дом»

Беседа на тему: «История моего дома»,
«Мой дом - моя крепость»
Рассматривание иллюстраций: «Семья дома»
Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире».
Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка».
Пальчиковая игра: «Строим дом»

Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба»

Консультация «Как дети создают конфликты между родителями»

Февраль.
Мой папа
Защитник Отечества

 

1. Познавательный час «Защитники Отечества»
2. Лепка «Портрет моего папы»

 

Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества
«Мой папа солдат»
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой
Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях
Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики».

 

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома
Беседа с папой или дедушкой «Как я служил в армии»

Презентация «23 февраля»

 

Март.
Моя мама.

1. Ознакомление с художественной литературой «Как аукнется, так и откликнется»
2. Рисование «Портрет мамы»

 

Беседа на тему: «Что любит моя мама»
Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»
Творческая речевая деятельность:
Описательный рассказ - «Моя мама красавица»

Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта 

Индивидуальные консультации: «Когда родительская любовь заходит слишком далеко»

Апрель. Профессии моих родителей

 

Рисование «Все работы хороши, выбирай на вкус»

 

Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»
Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»
Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия»
Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поезд».
Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»

Мини - проект: «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии

Индивидуальные консультации: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком»

Май.

 

Оформление выставки рисунков «Моя семья»
Оформление фотоальбома «Сердце семьи»

Открытое занятие для родителей «Сердце семьи»

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании детей»

Приложение 4

Консультация для родителей.

Что такое традиция?

Понятие «традиция» с латыни traditio означает «передавать». То есть с древних времен люди из поколения в поколение передавали что-либо друг другу. И это не всегда что-то материальное, типа семейное поместье, но и какие-то навыки, умения. Традиции олицетворяют некое постоянство и неизменность. Некоторых людей именно это отталкивает, что собственно можно понять. Потому что некоторые обычаи не всегда ложатся нам на душу в том виде, в котором они к нам пришли. Однозначного ответа нет. У каждого есть свое отношение к этому вопросу. Однако позвольте мне поделиться с вами своим видением. Я считаю, что традиции, хоть и являются чем-то постоянным, но в определенной степени в них должна присутствовать гибкость. То есть традиции должны быть приятны и желанны всеми членами семьи. Времена меняются, меняются взгляды на жизнь, появляются новые принципы. Важно это учитывать и двигаться вперед.

Что я имею ввиду. Задача традиций сохранять и передавать из поколения в поколение некие ценности. Бесспорно, это важно. Роль и важность семейных традиций вообще сложно переоценить. Ведь именно они позволяют прочувствовать нам некую общность, почувствовать себя частью чего-то большего, частью семьи, рода, нации. В некотором смысле соблюдение семейных обычаев – это существенная часть воспитания, когда родители делятся с детьми своими ценностями, принципами.

Кроме того, традиции в семье очень сближают. Особенно в случае появления нового члена семьи. Именно семейные обычаи помогают новичку быстрее влиться в новую семью и найти со всеми взаимопонимание.

Так вот, те традиции хороши, которые отвечают своей задаче. А не являются отбыванием повинности, принося только муки.

Например, у нас в семье был в некотором роде авторитарный режим. По обычаю, решения принимали только взрослые. А нас с сестрой в основном лишь ставили перед фактом. Сейчас я понимаю важность приобщения детей к принятию решений, касающихся всей семьи. И поэтому у нас с Олегом появился обычай «Семейный совет», на который собираются все члены семьи, все имеют возможность высказаться и все точки зрения рассматриваются. Можно решать абсолютно разные вопросы, от того, где провести выходные, до решения каких-то конфликтов.

Как их создавать?

Если присмотреться, в семье каждого есть некоторые обычаи и правила. Например, все съезжаются, чтобы отметить семейные праздники, все кушают вместе за одним столом, каждое лето ездят отдыхать на одно и тоже место и так далее. Мужчина и женщина, создавая семью, приносят каждый свой багаж семейных традиций, в которых они выросли. И здесь может возникнуть много разногласий из-за отличия в ценностях. Помочь в этом может только умение договариваться. А также создание своих собственных обычаев и ценностей, которые будут приятны обоим. В целом создать традицию можно из ничего. Каждый поход в магазин, можно превратить в интересный процесс. Например, мы ввели обычай, когда Вика сама выбирала, какой десерт сегодня будет у нас на ужин. А после магазина мы шли кормить голубей, специально купленной для них булочкой. Так Вика стала чувствовать свою важность, ответственно выполняя порученное ей дело по выбору десерта. А кормить голубей всем вместе – это весело!

Какими бывают семейные традиции, примеры:

Настольные игры. Каждое утро после завтрака в выходные дни мы играем в настольные игры.                                    

Совместная трапеза. По возможности мы стараемся всегда есть всей семьей, обмениваясь новостями за столом.    

Банка радости. Мы разукрасили обычную банку и в течении года складываем туда записки с какими-то радостными событиями и впечатлениями, а под новый год достаем и читаем вслух, вспоминая сколько хорошего было в уходящем году.

Праздник ошибок. Для праздника ошибок мы выбрали вечер пятницы. Чаще всего это вечер пиццы. Суть праздника в том, чтобы каждый поделился своими ошибками и какой опыт он оттуда вынес. Так мы учимся видеть позитивные стороны ошибок.

Вечер поддержки, где можно отмечать новые достижения друг друга.

Дежурство по дому. Составляется график с перечнем задач. У дежурного есть знак отличия – бейдж, повязка. Дежурный может делать замечания, которых нужно слушаться. Детям это особенно нравится. Иногда покомандовать. Они чувствуют равноправие. И тогда, когда взрослые дежурят, малыши тоже слушаются, главное с удовольствием.

Конверты любви. Например, на холодильник вешаются разукрашенные конверты с именами членов семьи. Друг другу пишутся записки с благодарностью, пожеланиями, выражением любви. А когда становится грустно – почитаешь такие записки – и на душе легчает. Кроме того, такая игровая форма, сильно стимулирует малышей учится читать и писать.

Семейный кинотеатр. Совместный просмотр фильмов. Мы, например, любим смотреть научные и исторические фильмы ВВС.

Всевозможный четверг. День, когда можно то, что обычно ограничивается: ложится поздно, не убирать постель, много телевизора и так далее. Когда ребенок знает, что у него есть такой волшебный день, его законный день, то в течении всего остального времени ему легче справляться со своими обязанностями и капризов становится гораздо меньше.

День, когда меняемся ролями с детьми. Дети сами составляют меню, готовят с нашей помощью, следят за временем отбоя и так далее. Опять же такая игровая форма, помогает им научится ответственности.

День кулинарного шедевра. Находим необычный рецепт и готовим вместе. 

Семейное блюдо. Готовим вместе. К примеру, традиционные блюда на Новый год. Чистка овощей на салаты, всегда за папой с детьми. Дети придумывают украшение торта.

Готовим подарки вместе. Какие-то поделки, рисунки или блюда, смешные фотографии для бабушек, дедушек и других членов семьи

День нового опыта. Попробовать что-то впервые. Например, научится кататься на роликах.

Совместные походы куда-либо: парки, катки, детские центры и так далее. 

Блог Олега и Симоны Любимовых.

Интересные семейные традиции.

Шляпа именинника. Найдите шляпу, которая хорошо подойдет всем членам семьи и сделайте ее официальной шляпой именинника. Идея в том, чтобы каждый в свой день рождения сидел в этой шляпе за праздничным столом хотя бы некоторое время.

Кухни народов мира. Если в вашей семье любят готовить, это отличный способ проявить свои кулинарные способности. Просто два раза в месяц, или чаще, выбирайте страну и устраивайте вечера национальной кухни. Один ужин может быть мексиканским, другой — итальянским или индийским. Можно привлечь к этой традиции других родственников или друзей и устраивать такие вечера по очереди.

  Приятные слова. А вот еще один хороший пример интересной семейной традиции. Можно писать короткие записки с приятными словами и класть их близким в контейнер или пакет с обедом. Это могут быть признания, напоминания или комплименты. Вашим родным будет приятно находить такие заметки во время перекуса на работе или в школе.

Следы Деда Мороза. Пока дети не выросли и верят в то, что подарки под елкой оставляет Дед Мороз, отличной идеей будет оставлять его следы по всей квартире. Наутро дети с интересом обнаружат, что Дед мороз заглянул к ним в комнату, в холодильник и даже помылся в ванной с дороги. Следы можно сделать блестками через трафарет или вырезать из бумаги.

Шар желаний. Интересной семейной традицией может стать запуск в небо воздушного шара с желанием в День рождения. Дети могут запускать шарик с цифрой, обозначающей сколько лет им исполнилось.

Особенные украшения на елку. Например, из пластика с отпечатком дочкиной ладошки. Такие новогодние украшения останутся в семье навсегда, их приятно будет доставать каждый год, сравнивать, вспоминать и умиляться.

Зубная фея. Зубную фею придумал испанский писатель Луис Колома. Она пришла из сказки для маленького короля Испании. Теперь во многих странах выпавшие молочные зубы прячут под подушку для зубной феи. Утром вместо зуба дети находят монетки или маленькие подарки.

Таинственные поездки. Раз в год можно выбирать тайный пункт назначения и везти туда всю семью. Это может быть пикник у реки или близлежащий город. Самое приятное – смотреть как домочадцы выглядывают из окна, пытаясь угадать, куда вы отправляетесь.

Именины. В Греции есть традиция празднования именин. Их отмечают в день святого, имя которого носит человек. Именинника поздравляют и дарят подарки. Отличная идея иметь несколько дней рождения в году!

Новогодний календарь. Это специальный календарь, который показывает сколько дней осталось до Рождества или Нового года. Обычно, это мешочки с конфетами, которые вы открываете каждый день, чтобы почувствовать приближение праздника.

Обратный отсчет дней до Дня рождения. Особенно понравится детям, которые всегда с нетерпением его ждут. Некоторые взрослые тоже очень любят этот день. К тому же многие малыши любят знать, когда наступит День рождения родителей. А вообще такой календарь сработает для любого важного события семьи.

Первый класс. В Германии в свой первый школьный день детям дарят кульки в форме конфет. Такие упаковки дети обычно клеят и разрисовывают сами, а родители наполняют их приятными мелочами: школьными принадлежностями, сладостями и игрушками.

Охота за пасхальными яйцами. Эта традиция соблюдается в разных странах. Родители прячут в разных местах шоколадные яйца, которые принес пасхальный кролик. А дети должны их найти. Выигрывает тот, кто нашел больше яиц.

Баночка достижений. Идея этой семейной традиции заключается в том, чтобы записывать и складывать в баночку свои достижения. Это очень мотивирует и помогает справиться с трудностями. А в конце года можно легко подвести итоги. Такую баночку можно завести как для каждого, так и для достижений семьи в целом.

 Однажды в субботу. Вся семья пишет на небольших бумажках идеи того, что они хотели бы попробовать в выходные. Каждую субботу достается одна бумажка с идеей, которую нужно непременно реализовать.

Новогодняя анкета. Каждый год члены семьи заполняют анкету с вопросами. Вопросы могут быть разные — от целей на год до любимых подарков. Это поможет лучше узнать и помочь друг другу в реализации планов. А родители так смогут выяснить, что можно подарить ребенку.

Цветы от папы. Отличной традицией станут цветы от папы на важные для дочки праздники. Ведь девочки тоже мечтают получать цветы на День рождения и 8 марта.

Семейные рецепты с фото. Когда вы с детьми или близкими готовите любимые блюда, фотографируйте процесс. Когда фото и блюд наберется много, составьте фото-книгу с рецептами и включите в нее сделанные снимки. Такая вещь станет настоящей семейной реликвией, которую можно передавать из поколения в поколение

Цитата недели. Каждую неделю вы с семьей можете выбирать мотивирующие слова, которые будут задавать тон и настроение на следующие 7 дней. Цитату можно записывать на листочке и магнитить на холодильник или повесить для этой цели меловую доску.

Капсула времени. Каждый год можно анализировать, как вы его провели, что важного произошло, чего достигли. Все это можно погрузить в небольшую баночку, добавить туда детские рисунки и какие-то мелочи и закопать «будущим поколениям». Это помогает детям учиться анализировать, подводить итоги и строить планы. А если удастся раскопать такую капсулу времени через несколько лет – будет очень весело вспоминать и сравнивать жизнь и интересы семьи тогда и сейчас. Примеров интересных семейных традиций очень много. Какие-то из них соблюдаются в разных странах, какие-то родились в отдельных семьях. Создание чувства единства, теплоты и близости – бесценно. Нет универсальных правил, которые говорят, как соблюдать семейные традиции. Пробуйте, творите жизнь, которую любите!      

                                                                                                      Автор: Мария Азбель.

Консультацию подготовила Василенко Л. Г. – воспитатель МКДОУ Кочковский детский сад «Солнышко».

Приложение 5

Вопросник для детей № 1

1.        Назови полное имя и отчество твоей мамы?

2.        Где работает твоя мама?

3.        Кем она работает?

4.        Чем занимается мама дома?

5.        Назови, пожалуйста, любимое мамино занятие.

6.        Как ты думаешь: трудно быть мамой?

7.        А ты хочешь быть мамой, когда вырастишь?  (вопрос только для девочек).

Вопросник для детей № 2

1.        Ты любишь свою маму?

2.         За что ты любишь свою маму?

3.         Как ты проявляешь свою любовь?

4.         Как ты поступаешь, если:

•        Мама устала;

•        Маме нездоровится;

•        Пришли гости, а в доме беспорядок?

5.        Что будешь делать, если ты играешь в очень интересную игру, а мама просит ей помочь?

6.        Можешь ли ты понять, какое настроение у мамы?

7.        Как ты это определяешь?

8.        Хочешь ли ты быть похожей на маму?  (вопрос для девочек)

9.        Составление устного портрета мамы.

10.         «Представьте себе, что я никогда не видела твоей мамы. Расскажи, какая она, чтобы я смогла сразу её узнать при встрече.  

 


 

       

 

 

       

   

 



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Сердце семьи".

Конспект интегрированной организованной деятельности « познание + социализация» в старшей группе "Сердце семьи"   Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в...

Проект "Сердце семьи!"

Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи....

Проект "Сердце семьи!"

Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи....

"Мама – сердце семьи"

"Мама – сердце семьи" - это развлечение ко Дню матери...

«Сердце семьи»

Семья должна учить любить,Жалеть и вежливыми быть.Когда семья такою станет,Другая сразу жизнь настанет!Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье....

Проект "Сердце семьи"

Проект для воспитателей старшей и подготовительной группы....

Проект "Сердце семьи"

Проект "Сердце семьи"...