Презентация опыта работы "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
опыты и эксперименты

Благодарова Светлана Николаевна

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффективных средств обучения и воспитания. На мой взгляд, одним из таких перспективных методов является детское экспериментирование. Поэтому приоритетное направление своей педагогической деятельности я определила в теме «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.docx29.17 КБ
Файл detskoe_eksperimentirovanie.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД  1

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателем в дошкольном детстве, являются определяющими в дальнейшем развитии общих способностей ребенка,  которые необходимы каждому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое  несет в себе дошкольное детство», - писал Л.А. Венгер. С введением федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость обновления качества дошкольного образования, а перед воспитателем встала задача с акцента знаний, умений и навыков перейти на развитие качеств, обеспечивающих социальную успешность каждого воспитанника.

СЛАЙД  2

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффективных средств обучения и воспитания. На мой взгляд, одним из таких перспективных методов является детское экспериментирование. Поэтому приоритетное направление своей педагогической деятельности я определила в теме «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». 

СЛАЙД  3

Учитывая практическую значимость экспериментальной деятельности  для всестороннего развития ребёнка определила цель и задачи.

 цель: развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование.

задачи:

  • Создавать условия для элементарного детского экспериментирования.
  • Расширять представление детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность.
  • Развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Приобщать родителей к совместной экспериментальной деятельности.

СЛАЙД  4

Моя  практика  показывает, что экспериментирование по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что оно пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Главным достоинством метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнивания и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать выводы стимулирует развитие речи.

СЛАЙД  5

В условиях детского сада я организую экспериментальную деятельность с учётом возрастных особенностей детей. В процессе опытов и экспериментов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия.

СЛАЙД  6

При организации экспериментальной деятельности я выступаю не в роли  учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

СЛАЙД  7

Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  1. Живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде.
  2. Неживая природа – воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.
  3. Человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов.

СЛАЙД  8

При выборе темы соблюдаю следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребенка. При условии выполнения данных правил у детей развивается любознательность, самостоятельность, умение находить пути решения проблемных ситуации.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  1. Постановка проблемы.
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проверка гипотез, предположений.
  4. Обсуждение увиденных полученных результатов.
  5. Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельному экспериментированию. Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы: новизна, тайна, сюрприз, мотив помощи.

СЛАЙД  9

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную экспериментальную деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлена мини-лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.  В этом уголке у нас живет пчелка Зная. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдение по разной тематике.

СЛАЙД  10

С целью выявления отношения родителей к экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей. По результатам анкетирования я сделала вывод, что их заинтересовала данная тема. Родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не придают особого значения значимости в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родитель отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовала в следующих формах:

  • разработаны и проведены родительские собрания,
  • оформлена серия наглядной информации для родителей,
  • проведены индивидуальные и групповые консультации,
  • использовала раздаточный материал в виде  памяток и рекомендаций.

СЛАЙД  11

В нашей группе появилась традиция «Семейные опыты». Дома родители вместе с детьми проводят опыт,

СЛАЙД  12

а когда дети приходят в детский сад то рассказывают об этом опыте, делятся впечатлениями, проводят опыт для сверстников.

СЛАЙД  13

Позитивным практическим опытом работы по данной теме считаю участие в профессиональных мероприятиях:

 – участник-финалист регионального этапа Всероссийского конкурса «Мой лучший урок – 2011».

– открытый показ занятия-эксперимента  с детьми подготовительной группы по теме «Как правильно хранить хлеб» на ГМО для старших воспитателей;

– победитель, 3 место Всероссийского педагогического конкурса Лучший конспект занятия (НОД) Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ».

– лауреат  Всероссийского педагогического конкурса Лучший конспект занятия  ДОР «Академия дошкольного образования».

– мастер-класс «Проект как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной организации» для студентов факультета «Дошкольное образование» Канского педагогического колледжа.

СЛАЙД  14

В результате  экспериментальной деятельности у детей отмечается положительная динамика, которая определяется в следующих позициях:

  1. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы, и их свойствах; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
  2. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать вывод.
  3. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремлённость.
  4. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

СЛАЙД  15

Свое выступление хотелось бы завершить китайской пословицей: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири» Благодарова Светлана Николаевна, воспитатель

Слайд 2

Задачи: создавать условия для элементарного детского экспериментирования; развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; приобщать родителей к совместной экспериментальной деятельности; расширять представление детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность.

Слайд 7

Постановка проблемы. Поиск путей решения проблемы. Проверка гипотез, предположений. Обсуждение увиденных полученных результатов. Формулировка выводов. Структура экспериментальной деятельности:

Слайд 8

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Слайд 9

родительские собрания ; серия наглядной информации для родителей; индивидуальные и групповые консультации; анкетирование, опрос; раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций. Формы работы с родителями:

Слайд 10

ОПЫТЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Слайд 12

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы, и их свойствах; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать вывод. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность , познавательная активность и целеустремлённость. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ОТМЕЧАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Слайд 13

Готова ответить на Ваши вопросы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь  предметом.  Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...

презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

В работе с детьми я стараюсь найти свой стиль,  индивидуальный «почерк». Воспринимая каждого малыша как личность, учу его мыслить, творить, создавать и гордиться своими достижениями....

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...

Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Выступление по теме: Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников», презентация, текст к презентац...