"Встреча за круглым столом"
консультация (младшая группа)

Соболева Нина Александровна

Родительское собрание по обмену художественно-творческого развития ребенка раннего возраста в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_-_kopiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

«Встреча за круглым столом»

Родительское собрание по обмену опытом художественно-творческого развития ребенка  раннего возраста в семье

Пояснительная записка:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения.

Существовавший в работе детского сада подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражался в дистанцировании родителей от дошкольного учреждения и принятии ДОУ на себя проблем образования детей, не мог обеспечить повышение эффективности процесса воспитания.

Использование в педагогическом процессе детского сада уникального опыта семейного воспитания, приближение семьи и, как следствие, активность родителей приводит к улучшению содержания образования.

На протяжении многих лет практика работы с родителями через родительские собрания показала, что традиционное информационное содержание не является эффективной формой передачи педагогических знаний и не дает положительного результата в воспитании и обучении ребенка в домашних условиях. Положительный результат мог быть достигнут только при выявлении потребностей семей воспитанников.

 Выявленные запросы родителей определили формы совместной деятельности и общения. Удачно себя зарекомендовали родительские собрания в форме круглого стола, на которых родителями увлеченно обсуждалась волнующая их тема, желание поделиться собственным опытом, а это в свою очередь поможет выработать единые требования, предъявляемые к ребенку дома и в ДОУ.

Ожидаемые результаты:

Равнопартнерские  отношения педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе;

Педагогическое просвещение родителей;

 Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с семьей;

 Выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей;

 Заинтересованность родителей работой ДОУ;

 Повышение статуса ДОУ:

 Накопление опыта передачи информации эффективными формами работ.

План-конспект родительского собрания

Тема: Художественно-эстетическое  развитие ребенка раннего возраста в семье.

Форма проведения: круглый стол.

Место проведения: МДОУ ЦРР - детский сад №11»Жар-птица»,  музыкальный зал

Характеристика аудитории: педагоги города и специалисты ДОУ

Цель: Повышение педагогической культуры родителей и профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

ознакомление с программными задачами развития и воспитания детей раннего возраста в изобразительной деятельности;

предоставление родителям возможности поделиться собственным опытом укрепления семейных связей через совместное творчество;

повышение грамотности родителей в значимости влияния на развитие личности ребенка художественно-творческой деятельности;

удовлетворение потребности родителей в неформальном общении друг с другом.

 

Оформление (слайды): плакаты на тему «Ум детей на кончиках пальцев», выставка детских работ - рисунков, экспозиция творческих работ семей: картины в технике тестопластика.

Оборудование:

 мультимедийный проектор для показа презентации «Оборудование художественно-продуктивной зоны для ребенка раннего возраста в семье», демонстрационная доска, образцы для работ по лепке и рисованию, материал для тестопластики (тесто трёх цветов, стеки, рамки для картин, кисти, краски, бросовый материал для украшения работ и т.п.

Памятки для родителей:

 «Оборудованию уголка творчества дома»,

 «Материалы для домашних занятий рисованием и лепкой»,

  «Советы родителям».

Ход встречи за круглым столом:

1. Вступительное слово Гвоздковой Татьяны Сергеевны, зам.зав.по ВМР ДОУ:

Уважаемые родители, педагоги! Разрешите открыть нашу встречу по художественно-эстетическому  развитию ребенка в семье словами Надежды Семеновны Пантиной: «Достижения ребенка в рисовании на этапе раннего детства неустойчивы, подвержены … сиюминутным влияниям… Рисование маленького ребенка – это целый комплекс разных умений, которые складываются постепенно, поэтапно и, как всякий другой процесс, сопровождаются взлетами и «падениями».

Мы рады, что вы проявляете интерес к проблеме изобразительной деятельности. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.

Известно: ребенку раннего возраста интересны не только игрушки и предметы быта, но и материалы из которых можно что – то сделать, пластилин, краски, тесто, кубики и коробки и.т.д. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддержать интерес ребёнка и научить его рисовать, лепить, конструировать.

 В традиционной педагогике рисование, лепка, конструирование называются продуктивными видами деятельности: дети создают «продукт» - рисунок, мини-скульптуру.

Чрезвычайно высока роль продуктивной деятельности в интеллектуальном развитии ребенка - способствует развитию воображения, памяти, внимания, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослым, активизирует мелкую моторику рук, приучает ребенка к аккуратной работе за столом, дисциплинирует не только ребенка, но и родителей (убирать за собой после того, как работа закончена).

Можно с уверенностью сказать, что художественно-творческая деятельность имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка, ее истоки лежат в раннем детстве. Становлению изобразительной деятельности предшествует довольно длительный доизобразительный период.

2. «Особенности формирования зачатков творческой деятельности у детей раннего возраста»:

           В раннем детстве ребенок учится наносить карандашом штрихи на бумаге. Ребенок манипулирует карандашом и бумагой, которые дают ребенку взрослые. Подражая взрослым и проводя карандашом по бумаге, дети начинают замечать остающиеся на ней следы. Каракули, которые появляются из-под карандаша, представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные, с одинаковым слабым нажимом линии.

На третьем году жизни ребенок имеет представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, пластилином лепят, способен различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый), правильно называть их, рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, заборчику. Движения ребенка становятся более точными, и разнообразными. Более разнообразными становятся и наносимые на бумагу каракули. Он начинает предпочитать одни каракули другим и повторять некоторые из них многократно. Он чертит каракули и остается этим доволен.

 Перелом наступает тогда, когда ребенок начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом, называет их палкой, дядей. Однако намеренное изображение предмета возникает не сразу. Вначале он высказывает намерение что-нибудь изобразить («Нарисую дядю, солнышко, зайчика»), он имеет в виду знакомый ему графический образ – сочетание линий. Графическим образом многих предметов становиться замкнутая закругленная линия.

Ребенок способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет: человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий, задумываться над тем, что он нарисовал, на что это похоже.

Реализация сколько-нибудь сложного графического образа связана для ребенка с немалыми усилиями. Определение цели, ее исполнение, контроль за собственными действиями – трудная задача для ребенка. Он утомляется и отказывается продолжать начатое изображение: «Я устал. Не хочу больше».

Но стремление ребенка к изображению предметов и явлений внешнего мира так велико, что все трудности постепенно преодолеваются. Для формирования графических образов необходимо систематическое влияние взрослых, иначе ребенок надолго задержится на стадии узнавания каракуль.

Ребенок раннего возраста не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка, лепки. Следует тактично относиться к его замыслу попытаться помочь ему выразить содержимое. Необходимо рассматривать рисунок, лепку совместно с ребенком, при этом не анализировать, то есть не делать критических замечаний («Что за мазню ты нарисовал»), дать ребенку возможность получить удовольствие и от процесса рисования, лепки, и от того, что получилось, при этом спрашивать («Куда едет машина?», «А кому ты подаришь красивые цветы?»).

 Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке, пока еще весьма просты по форме выражения: дети радуются яркому пятну. Но этот процесс важен: ребенка все больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, персонажа.

В детском саду проводим анализ детских работ, опираясь на принцип «Каждый имеет право на ошибку!». В любой работе ребенка есть что-то необычное, интересное и это стараемся обязательно выделить и подчеркнуть. Не ошибается тот, кто ничего не делает, - ребенок должен осознать эту мудрость, потому что страх ошибки или неудачи - одно из главных препятствий в творческой работе.

Такой подход вызывает у детей желание самостоятельно повторить действия с карандашом, кистью на бумаге.

С учетом специфики рисования детей этого возраста внимание воспитателей в детском саду и родителей в семье должно быть направлено на обучение изобразительным навыкам и умениям, развитию воображения, целенаправленного восприятия, умения «читать» изображения.

Художественно-творческое развитие ребенка раннего возраста во многом зависит от овладения им изобразительными умениями. В детском саду программой предусмотрены приемы обучения детей навыкам рисования, лепки, конструирования, которые можно использовать для занятий изобразительной деятельностью с ребенком дома.

3. Выступление воспитателя Соболевой Н.А. по теме: «Практическое освоение эффективных приемов обучения детей основам художественно-творческой деятельности»

Обучение детей изобразительной деятельностью лучше начинать с лепки из глины или пластилина. Почему рекомендуют лепить из глины, во-первых, вылепленные и высушенные изделия из глины можно раскрасить и использовать для игры. Занятия лепкой должны проходить раньше, чем занятия рисованием, так как именно в лепке дети чувствуют движение каждого пальца (когда вдавливают, отрывают кусочки), а также кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком).

А сейчас вам будут показаны основные приемы рисования, лепки, которые вы можете использовать дома:

Вот так это делаем!

отламывать кусочки пластилина от большого куска;

лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;

соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечки, бараночки, колесо);

раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода);

сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники);

делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце);

соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка, грибок), два шарика (неваляшка);

карандаш и кисть держать свободно: карандаш тремя пальцами, выше отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника;

набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку;

снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Среди приемов действия с графическими материалами определенное место занимает показ, когда сам процесс возникновения линий, формы, служит ориентиром действий с этими материалами.

Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятный для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для нее подходящие условия.

Усвоение практических умений и навыков лепки, рисования. Установление тесного, доверительно-делового контакта с родителями через рассказ о личных достижениях своего ребенка.

4. Презентация видеоматериала семьи Николаевых по теме «Оборудование художественно-продуктивной зоны для ребенка раннего возраста в семье» с речевым сопровождением.

 Мама Ксении рассказала о том, как правильно оборудовать в квартире или в комнате ребенка зоны для его художественного творчества. У Ксении имеется все необходимое. Комната разбита на зоны: зона для конструирования, зона для развития речи: полка с детскими книжками, зона для рисования и лепки, где яркий удобный стол со стульчиком, которые легко моются, много разнообразного материала, маркерная доска, разнообразные виды пластилина, бумага, зона для свободной игровой деятельности: машинки, кубики, конструкторы.

Семья Николаевых не единственная ведет работу по развитию художественно-творческой деятельности дома, поэтому предлагаю посмотреть еще один видео ролик (Видео).

Наши родители любят с детьми не только рисовать, но и лепить. Причем.

Многие дети отдают предпочтение лепке именно из соленого теста, а не из пластилина. Дети выбирают тесто, потому что оно на ощупь приятнее любой пластической массы — тесто «живое». А также, потому что поделку, созданную из такого материала, можно хранить годами и раскрасить на свое усмотрение. Также хочется отметить, что соленое тесто является экологически чистым, безопасным материалом, в котором отсутствуют химические добавки и который не вызывает никаких аллергических реакций. Что в наше время очень актуально. А как это можно сделать вы сами сейчас попробуете с Бегебой Ириной Анатольевной:

6. Мастер-класс Бегебы И.А. «Тестопластика с малышом» (развитие умения лепить с ребенком дома)

Очень важно, чтобы занятие по тестопластике для малышей имело эмоционально- положительное речевое сопровождение.

 Для начального этапа работы можно предложить детям ознакомиться с тестом через игру: месим тесто (дети очень любят подражать);

достаем предмет из теста (прячем какой-то предмет в кусок теста, а ребенок щупает, находит). В целях безопасности это должен быть крупный предмет;

готовим зернышки для курочки (маленькие отщипывания, а потом попросить ребенка собрать все в целый комочек обратно).

Для игры все должно быть приготовлено заранее, в силу своей незрелости нервной системы, ребенок не может долго ждать, пока взрослый приготовит тесто.

Основные приемы лепки:

скатывание (в шар);

раскатывание (жгутики);

сплющивание (лепешечки);

вдавливание (вмятинки);

прищипывание;

оттягивание.

Если ребенок попросил слепить из теста самолет, то он должен быть примитивный (два жгутика крест на крест, иначе ребенку будет сложно слепить самолет с «наворотами»).

Приложение 1. Памятка по оборудованию уголка творчества и подбору необходимых изобразительных материалов для домашних занятий рисованием и лепкой (предлагается каждому родителю).

Приложение 2. Памятка для родителей «Особенности хранения, использования и ухода за художественными материалами для домашних занятий художественно-творческой деятельностью» (предлагается каждому родителю).

8. Заключительная часть. Слово Гвоздковой Татьяне Сергеевне – зам.зав.по ВМР:

 Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что знания, полученные в процессе обмена семейного опыта по организации занятий с детьми лепкой, рисованием и конструированием дома, помогут сформировать у детей потребность в творчестве. Начните заниматься с ребенком в раннем возрасте и не прекращайте занятий в дальнейшем. Это поможет ему приобрести ценные знания и навыки, необходимые в жизни, и настроит на успех.

 Значение обучения детей рисованию с раннего возраста заключается не в том, чтобы сделать их художниками, а в том, чтобы предоставить им возможность включиться в деятельность, которая позволит им расширить горизонты своего опыта, научиться управлять своими эмоциями, переживаниями.

Способности ребенка необходимо развивать с раннего возраста. Нельзя забывать о том, что для проявления способностей ребенка необходимы определенные условия, и среди них главное - человек, который смог бы увидеть эту одаренность, оценить ее должным образом помочь ее раскрытию, и это особенно важно в самом раннем возрасте. Если эти способности сдерживаются и не поощряются, то чаще всего эти ранние проявления не развиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями второй младшей группы. Кризис трехлетнего возраста. Встреча за круглым столом.

Родительское собрание на тему "Кризис трехлетнего возраста" для родителей второй младшей группы с приглашением специалистов - психолога и логопеда.МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школаВос...

Встреча за круглым столом: «Как сказка поможет развить способности ребенка»

Встреча за круглым столом: «Как сказка поможет развить способности ребенка»Цель: повысить уровень педагогической культуры родителейдать родителям информацию о значении сказки в развитии ребенка;как ну...

Встреча за круглым столом "Скоро в школу"

Встреча с родителями «Скоро в школу»Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:Познакомить родителей с критериями готовност...

Встреча за круглым столом

Родительское собрание по обмену опытом художественно-творческому развитию детей в семье...

Сценарий встречи за круглым столом с родителями на тему: "Я все умею"

Цель: ·        Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков;·        З...

Встреча за круглым столом Работа с родителями детей второй младшей группы.

Цели: установить с родителями доверительные отношения;расширить представления родителей о проявлениях кризиса трех лет;оказать родителям практическую помощь в вопросах развития речи ребенка и преодоле...