Проектная деятельность – один из методов педагогической поддержки участников образовательных отношений
статья по теме

Виноградова Людмила Ивановна

Актуальность проблемы создания партнерских отношений с семьями воспитанников ДОУ, направленных на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, связана с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования в части реализации программы детского сада. Поэтому воспитателю необходимы определенные технологии, которые, согласно ФГОС ДО, требуют не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним. Такой технологией может стать педагогика поддержки. Это деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.

В статье раскрывается понятие педагогической поддержки. Дана более подробная характеристика методу проектов, как одному из методов педагогической поддержки, перспективному в решении задач социализации и индивидуализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность – один из методов педагогической

поддержки участников образовательных

     Проблема взаимодействия семьи и ДУ всегда остается актуальной. Один из центральных моментов этого вопроса - поиск действенных способов сотрудничества, одинаково необходимых и педагогам, и родителям.

Родителям - для того, чтобы научиться понимать, что такое детство и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям.

      Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.

      В рамках требований ФГОС дошкольного образования важной задачей дошкольной организации при разработке образовательной программы должно быть выделение части программы, формируемой участниками образовательных отношений, которая «…должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей…»

     Для более успешного освоения детьми Основной образовательной программы ДУ, воспитателю необходимы определенные технологии, которые, согласно ФГОС ДО, требуют не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним. Такой технологией может стать педагогика поддержки. Это деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.    

     Понятие "педагогическая поддержка" носит комплексный характер и выступает частью образования как целого. Это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал ребенка, включающая помощь и детям, и родителям в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей.

     Педагогическая поддержка обеспечивает 2 разных направления в становлении личности ребенка: социализацию (формами которой являются обучение и воспитание – это процессы приобщения к общему и должному) и индивидуализацию личности (система средств, способствующая осознанию ребенком своего отличия от других).

     Осуществляя педагогическую поддержку, педагог помогает ребенку обрести уверенность, закрепить положительные качества и проявления, защищает от отрицательных воздействий из вне, способствует развитию личности ребенка, его индивидуальности.

     Вышесказанное можно представить, как систему педагогической поддержки и изобразить в виде схемы, где педагогическая поддержка носит комплексный характер и выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.

     Педагогическая поддержка не означает "просто погладить ребенка по голове", а выражается в позиции педагога по отношению к личности ребенка и предполагает использование различных методов. Например,

метод самонаблюдения за собственными действиями,

метод коллективного анализа деятельности,

метод поисковых вопросов и проблемных ситуаций,

метод побуждающих и направляющих диалогов,

метод социального моделирования.

Эти методы, согласно ФГОС ДО, требуют от воспитателя не воздействия на ребенка, а взаимодействие с ним.

     Отдельно хочется отметить метод проектов. Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Определяя тему, цель и способы реализации проекта, мы опираемся на индивидуальные особенности и возможности отдельного ребенка и группы в целом. Часто темы проектов рождаются из интересов детей. Актуальность темы дает детям возможность активно участвовать в проекте, экспериментировать, обобщать и применять полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Так как метод проектов основан на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению, он может быть использовании как один из методов педагогической поддержки.

    Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь хотелось бы отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно подключить родителей. Какова же роль родителей в проектной деятельности? Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:

      Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.

     Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно для сплочения детей и родителей, для улучшения внутрисемейного общения.

Привлекая родителей к проектной деятельности, мы таким образом организуем их сотрудничество и партнёрство с их ребёнком и нами, педагогами. А также оказываем им содействие в этом.

     Естественно, педагог является центральной фигурой, координирующей проектную деятельность, и оказывает педподдержку и ребенку, и его родителям в процессе реализации проекта. Если мы говорим об использовании педподдержки в отношении детей, то о методах было сказано ранее. Если говорить о педподдержке в отношении родителей, то хочется обратить внимание на проведенное исследование включенности семьи в проектную деятельность.

     Работа началась с изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей и установления контакта. Проанализировав полученные данные, мы определили качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить 4 группы родителей.

Родители-лидеры – активные участники педагогического процесса.

Родители-исполнители - заинтересованные в успешности своих детей.

Родители-критические наблюдатели – заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.

Родители равнодушные – не считающие нужным взаимодействовать с педагогом, ведущие себя отстраненно.

     Для привлечения родителей нами были выбраны формы сотрудничества, направленные на:

- на обогащение родителей знаниями о методе проектов,

- на прямое участие родителей в педагогическом процессе,

- на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях.

Для каждого родителя подбирались приемлемые формы взаимодействия. Если говорить о малоактивных по тем или иным причинам родителях, то чаще использовались индивидуальные формы: online консультации, общение по телефону, непосредственные беседы и т. д.

     Результаты реализации проектов свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Новые данные исследования показали положительный уровень включенности родителей в проектную деятельность.

     Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим.

      Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели. Дети получили недостающие знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, а работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей.

     Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что проектная деятельность является эффективным методом педагогической поддержки и перспективной в решении задач социализации и индивидуализации детей, при которой  семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. «Педагогика поддержки» Издательство – М.:МИРОС, 2001. – 208 с.

       Интернет – ресурсы:

  1. http://www.ozhegov.org/
  2. http://presentatio.ru/
  3. http://letopisi.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интерактивные методы как основа эффективного общения всех участников образовательных отношений»

В настоящее время важными результатами образования становятся: готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. О...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК РАВНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ».

Одной из основных задач до­школьного образовательного учреждения  №2 города Белгорода является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, развитие интеллектуал...

Метод проектной деятельности - один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, ...

Конспект итоговой образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений «Вкусные истории» "День рождение Дюймовочки"

Материал будет интересен для воспитателей работающих по программе кулинария в совместной деятельности с детьми. Образовательная деятельность проводится с целью научить детей использовать полученные зн...

Конспект образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений "Вкусные истории" "Фруктовый салат для бельчат"

Материал будет полезен для педагогов, работающих по программе "Кулинария". Занятие предназначено для детей 4-5 лет. Цель занятия закреплять понятия  «фрукты»;  учить ре...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье расмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации взаимодействия с участниками образовательных отношений, которые позволяют решать повседневные задачи, являющиеся залог...