Мастер - класс "Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал на тему

Газизова Лэйсан Рауфовна

Мастер - класс для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Башкирский детский сад общеразвивающего вида № 25 «Теремок» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

                                                           

                                                              Подготовила : Музыкальный руководитель

Газизова  Л.Р.

Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи:

• Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.

Форма проведения: практическое занятие с педагогами.

Материально-техническая база:  кубики, детские музыкальные шумовые инструменты.

Продолжительность проведения: 30 минут.

Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ (воспитателей, музыкальных руководителей,) по использованию различных приемов для развития метроритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Участники: мастер-класс рассчитан на музыкальных руководителей ДОУ, воспитателей ДОУ.

Структура мастер-класса:

   • Вступительное слово по теме: «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

   • Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма

 

Ожидаемый результат: участники получат опыт использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Вступительное слово

Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое музыкальный ритмРитм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Если чувство ритма несовершенно - у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях. Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Часто к этому добавляется звучащий жест

Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа.

Звучащие жесты –это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира.

Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Практическая часть.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро! 

Речевая игра “Доброе утро”: Рано утром мы приходим в детский сад (2 щелчка)

Очень рады видеть здесь своих ребят (2 хлопка)

И с улыбки это утро мы начнем (2 прихлопа по  коленям)

Всем здоровья пожелаем и споем:

“Здравствуйте ,(разводим руки направо)

Здравствуйте, (Разводим руки налево)

Здравствуйте! ”(протягивают руки вперед ладошками вверх)

Муз. рук. Ну как настроение улучшилось? Вот что может сделать слово! А давайте поделимся нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь! Согласны? (ответ). Тогда отправляемся в лес, подарим зверюшкам наше хорошее настроение! Вставайте в круг, никто не отстает.

Упражнение «Большие и маленькие ноги» Муз. Агофонникова

Муз. рук. ! Балалар ҡарағыҙ әле, беҙ һеҙҙең менән йылғаға килеп еттек. Ҡайҙандыр тәлмәрйен килеп сыҡты, беҙгә төҫлө таштар һәм ниндәйҙер хат алып килгән.Ҡайҙа уҡыйым әле, хатында нимә тип яҙылған икән: “Ташты ташҡа һуғып зыңлатам,

Ритмды һеҙҙән дә уйнатам.”

Уйын “Ритмды ҡабатла”.

Балалар:

Йылға буйында уйнаныҡ, уйнаныҡ

Төҫлө таш эҙләп туйманыҡ, туйманыҡ.

Алып барыусы:

Ташты ташҡа һуғып зыңлатам,

Ритмды һеҙҙән дә уйнатам.

(Йыр тамамланыуға,алып барыусы кубиктар менән ҡатмарлы булмаған ритм күрһәтә, ә балалар ҡабатлай.)

Муз.рук.А сейчас простучу ритм знакомой песни, а вы попробуйте без музыкалных звуков отгадать, какая же эта песня? (Антошка)

Муз. рук. Играть с камушками  весело, но нам пора продолжить наш путь.

                Музыкально- ритмические движения «Так ходят…»

Муз. рук. Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же лисонька!

Самомассаж «Лисонька»

Утром Лисонька проснулась.

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась!

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока,

Вот какая красота.

А потом ладошкой

Пошлепала немножко,

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица Лиса! До чего же хороша!

(Выполнять все движения по тексту)

Муз. рук. А кто же еще был на полянке? Да это же зайчишки!

Физкульминутка «Ҡуяндар».

 Йыйылғандар  ҡуяндар

Ҙур яланда теҙелеп. (ҡул менән ҡуяндың ҡолағын күрһәтеу)

Бына шулай, бына шулай

Ҡолаҡтарын һелкетеп. (ҡолаҡтарҙы һелкетеу)

Сүгәләй, баҫа  (кәуҙәне сүгеу, турайыу)

Шунан тағы ултыра. (аяҡ осона ултырау)

Тик ултырып, тик ултырып

Өшөй башлай ҡуяндар. (һыуыҡ тигәнгә хас хәрәкәттәр яһайҙар)

Ҡулдарҙы беҙ ыуайыҡ, (ҡулдарын ыуалар)

Сәпәкәйләп алайыҡ,  (сәпәкәйләйҙәр)

Бына шулай, бына шулай

Шунан өрөп алайыҡ. (устарына тын өрәләр )

Йылыныр өсөн тиҙерәк

Һикереп алырға кәрәк.

Күңеллерәк бына шулай

Юғары һикер, дуҫҡай. (урындарында һикерәләр)

Бына шулай, бына шулай

Йүгереп тә ал дуҫҡай. (урындарында  йүгерәләр)

Муз. рук. Согрелся наш зайка.

Ой, напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!

Песня «У оленя дом большой» Французская народная мелодия

(пение с движениями по тексту) 
— У оленя дом большой.— складываем руками над головой крышу дома.
— Он глядит в свое окно.— показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.
— Заяц по лесу бежит.— изображаем бег на месте.
— В дверь к нему стучит.— изображаем стук кулаком в дверь.
— Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.
— Дверь открой! — открываем дверь.
— Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.
— Охотник злой! — изображаем руками ружье.
— Быстро двери открывай,— делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе.
— Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.


— Быстро дверь олень открыл,— открываем дверь.
— зайку в дом к себе впустил,— делаем приглашающий жест.
— зайка, зайка забегай — бег на месте.
— лапу мне давай — выставляем руку вперед ладонью наружу.
— ой, ой, страшно мне, — закрываем ладонями глаза.
— что-то мне не по-себе,— обхватываем руками голову и качаем ею из стороны в сторону.
— сердце в пятки всё ушло — правую ладонь кладем на сердце

-и не отошло.


— Не дрожи зайчишка мой, — обнимаем себя
— я смотрел в своё окошко,— показываем руками перед собой квадратное окно
— убежал охотник злой, — бег на месте
— посиди немножко — чуть присядьте или сядьте на стул.
— Да, да посижу,
— я уж больше не дрожу, — встаем и распрямляемся во весь рост.
— у меня прошёл испуг,
— ты хороший друг. — выставляем руку вперед ладонью наружу или машем на прощание.

Муз. рук. Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем! Обрадовались звери, вышли снова все на полянку, прихватили с собой музыкальные инструменты: зайчишка взял барабан, а лисичка  взяла молоточек, даже мишка вылез из берлоги с бубном.

Хороводная игра с использованием

детских музыкальных шумовых инструментов

«На лесной полянке»

1.Утром рано на лесной полянке( Идут хороводным шагом по кругу)

Громко, громко зайчик барабанит.

Тра-та-та, тра-та-та, (Имитируют игру на барабане, а «зайчик» играет на настоящем)

Зайчик барабанит.

2.Из берлоги вылез медвежонок, (Идут как медвежата)

Начал в бубен он играть спросонок.

Бум-бум-бум, бум-бум-бум, (Притопывают ногами поочередно, )«медвежонок» играет на бубне

Бум-бум-бум, бум-бум-бум.

3.И лисичка очень рано встала, (Выполняют пружинки с поворотами вправо-влево, руки держать как лапки у лисички)

Молоточком звонко застучала

Тук-тук-тук, тук-тук-тук (Стучать кулачком правой руки по левой ладошке,) «Лисичка»стучит молоточком

Звонко застучали.

4.Лягушата Делают зарядку

Пляшут, пляшут весело вприсядку.(делают полуприседания с выставлением вперед то правую то левую ногу)

Ква –ква –ква,ква - ква – ква.(“Лягушка играет на ”)

5.Стало тихо сразу на поляне, (Идут хороводом)

Звонко, звонко дождик барабанит.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,( Кап-кап-кап, кап-кап-кап. (Играют на треугольниках)

Муз.рук. Молодцы, какие!


Рефлексия -Уважаемые коллеги! Наше путешествие на этом  закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия.

 Используемая литература:

  1. Арсеневская О.Н. «Музыкальные занятия» , Волгоград: Учитель: 2014.
  2. Гершова Ф.З. «Мы ираем и поем». - Уфа, «Китап»,1998.
  3. Интернет ресурсы
  4. Мухамедзянова Р.К.,Янкина Д.Р.,«Музыка в детском саду».- Уфа, «Китап», 1998.
  5. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в мн...

Роль развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, ...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-двигательной деятельности

Введение Актуальность проблемы. Ритм, как определенное чередование долгих и коротких длительностей – один из первоисточников, первоэлементов музыки, и одно из основных ее выразительных средств. В...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

В данной статье представлен мой опыт работы по данной теме.Цель работы - помочь  детям  активно  войти  в  мир  музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических сп...

Мастер класс для родителей «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»

способствовать повышению компетенции родителей в создании условий для творческого развития детей....