Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
проект по музыке (подготовительная группа) на тему

Петелина Марина Васильевна

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

При правильно подобранных музыкально- ритмических упражнений у детей будут развиваться все виды музыкального слуха:

  1. звуковысотный
  2. метроритмический
  3. ладогармонический
  4. тембровый
  5. динамический

-У детей разовьётся слуховая память.

-Дети научатся понимать ритмическое строение музыкальных произведений.

-Дети будут чётко выполнять танцевальные движения, т.к. повысится двигательная  активность у детей.

-Развитие чувства ритма повлияет на развитие речевой активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvitie_chuvstva_ritma.doc70 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 80" Г. Пермь

            Музыкальный руководитель Петелина М. В.

Проект.

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

                                                        «Нельзя петь ритмично, если не умеешь

                                                          ритмично дышать и говорить»
                                                                                                                                                                             Э. Жак-Далькроз

Вид проекта.

-Информационно – творческий

-групповой

-долгосрочный (один год)

Актуальность:

 Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке. Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.  Так-как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма применяют все виды музыкальной деятельности : восприятие музыки, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, элементарное музицирование (игра на детских музыкальных инструментах).

Музыкальная деятельность невозможна без развитого чувства музыкального  ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей ребёнка.

При проведении диагностики, не все дети справились с заданием воспроизвести ритмический рисунок с помощью голоса, хлопков или танцевальных движений.

Необходимо развивать у детей чувство ритма с помощью специально подобранных упражнений.

Цель:

Формирование у детей осознанного отношения к ритму, как к  одному из средств   музыкальной выразительности.

Задачи:

-Учить детей слышать различные ритмические отношения в музыке,

умению  передавать их хлопками, голосом, движением.

-Развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, внимание.

-Развивать выразительность танцевальных движений.

-Добиваться чистого интонирования.

-Добиваться ритмичной  игры на музыкальных инструментах.

Участники проекта.

-Музыкальный руководитель

-Дети старшего дошкольного возраста

-Педагоги

Методологическая база.

-Методическая литература.

-Дидактические игры на чувство развития ритма.

-Интерет.

Подготовительный этап.

-Изучение методической литературы педагогов новаторов Т.Тютюнниковой,

   И. Новоскольцевой, И.Каплуновой «Этот удивительный ритм».

 -Разработка конспектов к занятиям.

- Подбор  игр и упражнений на развитие чувства ритма.

Основной этап.

• Знакомство детей с музыкальным ритмом:

 в стихах,

-в играх с палочками

-в играх с предметами

Использование ритмических карточек

•Развитие чувства ритма:

музыкально-ритмических движениях

-в играх на музыкальных инструментах

Завершающий этап.

-Обобщение результатов

-Анализ  деятельности

-открытое занятие « Ритм вокруг нас»

Ожидаемые результаты.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

При правильно подобранных музыкально- ритмических упражнений у детей будут развиваться все виды музыкального слуха:

  1. звуковысотный
  2. метроритмический
  3. ладогармонический
  4. тембровый
  5. динамический

-У детей разовьётся слуховая память.

-Дети научатся понимать ритмическое строение музыкальных произведений.

-Дети будут чётко выполнять танцевальные движения, т.к. повысится двигательная  активность у детей.

-Развитие чувства ритма повлияет на развитие речевой активности детей.

Механизмы реализации проекта:

Ритм в стихах

«Светит солнышко в окошко»

 «Весёлый зоосад»

  «Каблучки»

  «Облако»

  «Муха»

  «Ежик и барабан»

  «Дятел»

«Шумит оркестр».

Ритмические карточки

«Найди ,кто главный»

«Бай-бай-качи»

 «Плетень»

«Вовин барабан»

«Лиса по лесу ходила»

«Лесенка»

«Петушок»

«Ёлочка»

«Во поле берёза стояла»

Карточки с ритмическим рисунком

Игры с палочками

«Палочки»

«Палочка – выручалочка»

«Не зевай».

«Петушок»

«Машина»

«Рак»

«День рождения»

«Грибочки»

Игры с предметами

«Научи матрёшку танцевать»

Музыкально-ритмические движения

«Запретный номер»

«Замри»

«Стоп»

Музыкально-ритмические движения в стихах

Игра-упражнение на стульчиках.

Ритмический танец с платочками

«Упражнения с листочками»

«Платочки»

«Перевертушки»

«Одновременный поклон, хлопок в ладоши»

Игра на музыкальных инструментах

«Прогулка»

«Игра с колокольчиками и ложками»

«Сыграй, как я».

«Бубен»

«Фруктовый компот»

Конспект

 открытого занятия

« Ритм вокруг нас»

(Старший дошкольный возраст)

Цель занятия:

Развитие чувства ритма, тембрового слуха, ассоциативного мышления;

Задачи:

-ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа, речевых упражнениях, песенках, используя звучащие жесты, движение, шумовые инструменты;

-исполнять ритмы со слоговой поддержкой;

-исследовать способы игры на шумовых инструментах;

-импровизированно двигаться под музыку жанрового характера.

Пособия:

барабан, маракас, бубны, треугольники, бубенчики;

султанчики, погремушки.

Ход занятия:

Дети входят в зал,и под музыку идут по кругу. Выполняют различные виды бега (лёгкий бег, подскоки, боковой галоп).

Упражнение "Змейка с хлопками" - дети бегут "змейкой" по залу и по окончании каждой музыкальной фразы останавливаются и делают хлопок в ладоши. Меняем ведущего: "хвост" становится "головой".

 Речевые ритмические игры.

1"Топ-топ, топотушки»

 Дети по очереди или все   вместе прохлопывают ритм стихотворений или изображают происходящее в нём другими звучащими жестами. Стихотворения проговариваются вслух.

  "Топ-топ, топотушки,  (топаем, отмечая метрический пульс)

  Скачет зайка на опушке, (прохлопываем фразы по очереди)

  Скачет ёжик на пеньке,

  Скачет чижик на сучке,

  Скачет пёсик на крылечке,

  Скачет котик возле печки,

  Скачет мышка возле норки,

  Скачет козочка на горке,

  Скачет утка на реке,

  Черепаха на песке!

  Топ-топ, топотушки, (топаем вместе)

  Пляшут лапки, пляшут ушки, (хлопаем)

  Пляшут рожки и хвосты...

  Что стоишь? Пляши и ты!" (разводим в стороны руки)

2. "Шла весёлая собака»

  Шла весёлая собака, чики-брики-гав! (прохлопываем ритм)

  А за ней бежали гуси, головы задрав, (скользящие движения ладоней в ритме)

 А за ними поросёнок, чики-брики-хрю! (шлепки по передней части бёдер)

Чики-брики, повтори-ка, что я говорю!" (Протопываем ритмический рисунок)

Дети садятся в круг на ковёр.

Речевая ритмическая игра "Сапожник". 

( Во время пения куплета дети прохлопывают метрический пульс, а в припеве, похлопывая по коленям, исполняют ритм слов.)

        "Я - сапожник, и народ целый день ко мне  идёт,

         Туфли, тапочки, ботинки на починку мне несёт.

Припев: Молоток мне друг, тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

          Не устанет никак - туки-туки-туки-так!"

(Предложить детям исполнить по очереди свою "песенку молоточка", чтобы она не была похожа ни на чью другую.)

Игра-приветствие  на музыку К. Делиба "Пиццикато".

(На  первую часть музыки дети бегают врассыпную и на окончание каждой музыкальной фразы останавливаются, здороваясь и приседая на "пружинке": "привет!".На вторую часть свободно танцуют.)

Музыкально-ритмические движения.

 Дети встают парами на "Ирландскую польку" (со сменой пар)

  ( Дети встают полукругом)

Метрическая пульсация в музыке

"Представься по имени" 

(Каждый по цепочке прохлопывает и пропевает своё имя, соблюдая ритмический рисунок заданной мелодии на большую терцию вниз. Вся группа следом пропевает это имя ласково, сопровождая пение шлепками по передней части бёдер: "Ро-ма - Ро-моч-ка, Ка-тя - Ка-тень-ка  ...").  

Игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкально-ритмическая игра "Маракас играет..."

(Используется  три шумовых  инструмента - маракас, барабан и бубен. Каждый куплет песни дети поют и прохлапывают в ладоши,а на проигрыш обладатель инструмента придумывает свой ритм.)

1.        Маракас играет, весело звенит,

        Песню начинает, мягко он шуршит.

2.        Барабан хохочет, всюду "бам" да "бом",

        Песню продолжает очень громко он.

3.        Бубен наш играет: "рон-тон-пати-тон",

        Песню украшает серебристый звон.

          Подвижная игра

 «Игра с шуршунчиками и колокольчиками»

Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу. У тех, что стоят лицом в круг, - колокольчики, спиной - шуршунчики .

Дети с колокольчиками, чуть наклонившись вперёд, звенят на ушко соседям. На ответную фразу дети с шуршунчиками шуршат партнёрам на ушко в ответ (по 2 раза).

На повторение музыки оба ребёнка в паре постукивают по чуть согнутой в колене правой ноге музыкальными инструментами. На ответную фразу "шуршунчики" кружатся на месте один раз, а "колокольчики" перебегают к следующей по ходу танца паре.

Дети под музыку идут в группу.

                Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, ...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-двигательной деятельности

Введение Актуальность проблемы. Ритм, как определенное чередование долгих и коротких длительностей – один из первоисточников, первоэлементов музыки, и одно из основных ее выразительных средств. В...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

В данной статье представлен мой опыт работы по данной теме.Цель работы - помочь  детям  активно  войти  в  мир  музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических сп...

Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие ритма позволяют добиться более эффективных и ускоренных результатов в развитии фонематического восприятия у дошкольников....

Проект «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»...